ФИЛОСОФСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ
Древнегреческий философ Платон (427-347) являлся одним из величайших мыслителей в истории человечества. Античные неоплатоники называли Платона "божественным учителем", средневековые мыслители – предтечей христианского мировоззрения, в эпоху Возрождения – философом идеальной "платонической" любви и политическим утопистом.
Платон вошел в философию, прежде всего, под влиянием личности и идей Сократа. Около 387 г. он основал в Афинах свою философскую школу – Академию. Наряду с беседами того типа, который сложился у Сократа, в Академии читались доклады и велись диспуты. Среди изучаемых дисциплин (этика, политика, теология и диалектика) особое место занимала математика. Величайший из учеников Платона – Аристотель – добавил к этому перечню логику и риторику.
В проблематике философии Платона первоначально под влиянием софистов и Сократа преобладала этика (вопрос о добродетели и справедливости). Этика разрабатывалась им в тесной связи с вопросами политики (идеальное государственное устройство и законодательство). Затем он перешел к психологии (проблема души) и педагогике (проблема воспитания добродетели). Важное место занимает натурфилософия и учение об умопостигаемом космосе (учение о соотношении чувственного и сверхчувственного миров, Боге-Демиурге, мировой душе, материи) и теория познания (учение о припоминании). Все эти проблемы у Платона еще не были выделены в самостоятельные разделы философского знания.
|
|
В отличие от Сократа Платон оставил обширное рукописное наследие. Он развивает и доводит до литературного совершенства сократовский жанр философского диалога. "Воспроизводя" беседы Сократа (центральный персонаж его ранних диалогов), Платон приходит к разработке диалектики, которая у него воплощает стихию живой речи и умело направляемой беседы и которую он противопоставляет эристике софистов.
Аристотель определил эристику как "борьбу в споре нечестными средствами": важна только победа в споре безотносительно к тому, прав ли спорящий по существу дела. Диалектик же, по Платону, это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы на них ("Кратил"), может достичь чего-то незыблемого, через разделение понятий – до некоего неделимого ("Федр"), идеальной сверхчувственной сущности, дающей подлинное знание. В диалоге "Государство" Платон утверждает, что с помощью диалектики можно определить сущность вещи и достичь "беспредпосылочного начала". Диалектика служит отысканию истины, знания относительно сущего ("вещей") и истинно сущего ("идей") ("Парменид").
|
|
Другим необходимым методом отыскания истины является у Платона математика ("Менон"). Она используется и в "Государстве" при разделении чувственного и умопостигаемого миров и установлении понятия беспредпосылочного начала. В "Тимее" математика выступает как единственное средство достоверного изображения творчества Ума-Демиурга (Бога). В "Законах" науками, дающими подлинную мудрость, Платон называет арифметику, геометрию и астрономию.
Диалог "Менон" содержит ряд важных идей, значимых для понимания философии Платона. Через весь диалог красной нитью проходит проблема: что такое добродетель и может ли человек ей научиться. В ходе размышления об этом поднимаются и другие проблемы.
Прежде всего, возникает проблема человеческой души. Платон устами Сократа раскрывает ее природу. В диалоге заложены основы учения о бессмертии души, знании-припоминании (анамнезисе) и переселении душ (метемпсихозе). В "Меноне" Платон сформулировал идею о математике и диалектике как высших науках, позволяющих исследовать умопостигаемые первоначала. Он обосновывает мысль, что человеку истина в готовом виде не дана и ее нужно искать. Указывает он и на различие между "правильным мнением" и "знанием истины".
Завершается диалог ответом на вопрос об источнике добродетели в человеке и возможности научить ей человека.
Вопросы для конспектирования
1. Платон называет множество человеческих добродетелей. Что у них общего, по его мнению?
2. Какими особенностями обладает человеческая душа?
3. В чем состоит подлинное знание и как оно достигается?
4. В чем заключается значение математики для познания?
5. Для чего человеку нужно стремиться к поиску истины?
6. В чем состоит различие между «правильным мнением» и «знанием»?
7. Почему Платон критикует софистов?
8. Каков источник добродетели в человеке?
Литература
1. Платон. Менон // Платон. Сочинения. В 4 т. Т.1. – М., 1990.
ТЕРТУЛЛИАН. «О ДУШЕ»
Самым значительным представителем латинской апологетики был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок.160-после 220). В отличие от других апологетов (Филона, Климента, Оригена), которые подчеркивали общность языческой мудрости и христианской религии, он стремился провести четкую границу между языческой философией и христианской религией, показать пределы разума и очертить поле веры.
Используя цицероновский метод парадоксов для доказательства превосходства христианской веры над языческой мудростью, Тертуллиан подчеркивает ее бездоказательную, не требующую разумных оснований убедительность («научая, убеждает, а, не убеждая, научает») в отличие от рационализированной мудрости древних. Абсурдность и бездоказательность организуют область веры («верую, ибо абсурдно») и отграничивают ее от разумного знания, которое стремится к логической доказательности. Путь к вере лежит через простое принятие откровения в сочетании с постижением душой врожденных ей Богом христианских истин.
Вопросы для конспектирования
1. Как Тертуллиан решает проблему разграничения веры и знания, христианской религии и языческой мудрости? Каково поле веры?
2. Каково отношение Тертуллиана к раннехристианской экзегетике?
3. Каково учение о Боге и тринитаризм Тертуллиана?
4. Как Тертуллиан понимал природу человека и свободы выбора?
5. Какова социальная доктрина Тертуллиана? Как он решает проблему религиозной толерантности?
Литература
1. Квинт Септилий Флоренс Тертуллиан. Избр. сочинения. – М., 1994.