Соловьев В. С. «чтения о Богочеловечестве»

(ЧТЕНИЯ ДЕСЯТОЕДВЕНАДЦАТОЕ)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный философ, основоположник «философии всеединства».

С 1878 по 1880 гг. В.С.Соловьев выступал с публичными лекциями в аудитории музея Прикладных знаний в Москве, их он позднее опубликовал под названием «Чтения о Богочеловечестве».

В.С.Соловьев называет Богочеловека, т.е. Иисуса Христа, истинным, совершенным человеком. Человек и природа имеют смысл только в связи с Божеством. Природа, отделенная от Духа Божия, является мертвым и бессмысленным механизмом без причины и цели. Но и Бог, отделенный от человека и природы, является отвлеченным понятием.

С верой в сверхчеловеческое Добро, т.е. в Бога, возвращается и вера в человека. Верить в человека, значит, признавать в нем нечто больше того, что налицо, признавать в нем ту силу и ту свободу, которая связывает его с Божеством. Истинный гуманизм и есть вера в Богочеловека. Напротив, отделение от Божества, т.е. от полноты Добра, есть зло.

Историческое существование Христа у Соловьева не вызывает сомнения. Этот исторический образ есть образ совершенного человека, но не говорящего: я сделался Богом, а говорящего: я рожден и послан от Бога, и я до создания мира был одно с Богом (Иоанн 10: 30, 36, 38).

Богочеловек отличается от простого человека не как идеал представляемый, а как идеал осуществленный. Возражая тем, кто считает Иисуса обычным человеком, явившимся только естественным произведением исторической эволюции, В.С.Соловьев задает этим людям вопрос: почему эволюция не пошла далее в том же направлении и не произвела других лиц, более совершенных? Отчего после Иисуса прогресс замечается во всех областях жизни, но только не в области личной духовной силы?

Религия есть воссоединение человека и мира с Богом. Однако традиционная религиозная вера в Бога не проведена до конца. Современная цивилизация есть вера в человека (гуманизм) без веры в Бога. Обе эти веры сходятся в единой и всецелой истине Богочеловечества.

Для В.С.Соловьева христианство – не одна из религий, но самая нравственная. Однако таким христианству еще предстоит стать, когда оно преодолеет внутренний раскол и объединит вокруг себя другие религии. Учение Христа на земле осуществляет церковь. Но она есть только «совершающееся Богочеловечество». На этом пути христианской церкви, согласно В.С.Соловьеву, предстоит преодолеть три искушения, через которые прошел сам Иисус Христос, только в обратном порядке.

Первое искушение – грех духа, чем грешит католическая церковь, принимающая Иисуса Христа не столько внутренне, сколько внешне. Второе – это грех разума, тот рационализм, на котором основано протестантское вероучение. Третье искушение – это меркантилизм, свойственный материализму и эмпиризму, а также их порождению – социализму и позитивизму. Программа В.С.Соловьева заключается в том, чтобы, изведав ложность указанных путей, человечество рано или поздно должно обратиться к богочеловеческой истине. Грядущее общество, созданное по образу и подобию самого Богочеловека, должно представлять собой свободное согласование божественного и человеческого начал.

Вопросы для конспектирования

1. Каким предстает перед нами природный мир, отпавший от Бога?

2. Как связаны между собой душа мира, Логос и природный мир?

3. Что меняется в природном мире с появлением человека?

4. Кто такой Богочеловек и чем он отличается от человекобога?

5. Как относится В.С.Соловьев к формуле «Красота спасет мир»?

6. В чем единство и различие церкви видимой и церкви невидимой?

7. В чем заключается, по мнению В.С.Соловьева, путь Богочеловечества?

Литература

1. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах: Т.2. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: