Маркс К. «экономическо-философские рукописи

ГОДА». РАЗДЕЛ «ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД»

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий мыслитель, основатель диалектического и исторического материализма, политэкономии марксизма, теории коммунизма, идеолог революционного движения пролетариата.

Он считал, что при капитализме рабочий низведен до положения товара, причем самого жалкого. Нищета рабочего находится в прямом отношении к размерам его продукции. Необходимым результатом конкуренции является накопление капитала в руках немногих. Общество распадается на класс собственников и лишенных собственности. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства производит. Он становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров производит. Труд производит не только товары, но и рабочего как товар. Осуществление труда выступает как выключение рабочего из действительности.

В этом случае и можно говорить о таком явлении как отчуждение. Оно имеет две стороны: во-первых, в отношении рабочего к продуктам своего труда, и, во-вторых, в самом акте производства. Отчужденность труда сказывается в том, что как только прекращается физическое принуждение к труду, от труда бегут. Труд принадлежит не рабочему, а другому, и сам рабочий принадлежит не себе, а другому.

Вопросы для конспектирования

1. Что такое отчуждение?

2. Каковы формы отчуждения?

3. Что представляет собой самоотчуждение?

4. В какой сфере рабочий свободен?

5. К каким результатам приводит отчуждение труда?

6. Если продукт труда и собственная деятельность рабочего принадлежат не ему самому, тогда кому же?

МАРКС К. «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

ПРЕДИСЛОВИЕ»

В этой работе обоснованы основные принципы материалистического понимания истории. Правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя. Они коренятся в материальных отношениях. Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание. Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, существующих в обществе.

Развитие общества совершается путем социальной революции, являющейся результатом диалектического взаимодействия производительных сил общества и производственных отношений. Революция – это переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. В истории можно выделить ряд формаций, среди которых буржуазной формацией завершается предыстория общества.

Вопросы для конспектирования

1. Какие общественные законы сформулированы Марксом в этой работе?

2. Что понимает Маркс под «базисом» и «надстройкой»?

3. Что понимает Маркс под общественно-экономической формацией? Какие формации пережило человечество?

4. В каком случае, по Марксу, наступают социальные революции?

5. Как вы понимаете вывод Маркса, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

Литература

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.42.

2. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: