Бердяев Н. А. «проблема человека

(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века. На рубеже 1900-х годов он находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, примыкал одно время к течению легального марксизма, но в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытав воздействие идей Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и других мыслителей.

Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.

Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.

Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, тройственный состав человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе и смысл истории.

Вопросы для конспектирования

1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?

2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?

3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?

4. Какова роль духа в человеческой личности?

5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?

6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?

Литература

1. Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. – 1991. – № 1.

САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЭТО ГУМАНИЗМ»

Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».

В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.

Во-первых, он дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет приверженность идее о том, что у человека «существование предшествует сущности».

Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на те понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.

В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».

В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).

В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».

Вопросы для конспектирования

1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?

2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?

3. В чем смысл идеи «экзистенция – это человеческая субъективность»?

4. В чем состоит суть идеи, что существование предшествует сущности?

5. Каковы, по Ж.-П.Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?

6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?

7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?

Литература

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: