(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века. На рубеже 1900-х годов он находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, примыкал одно время к течению легального марксизма, но в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытав воздействие идей Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и других мыслителей.
Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.
Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
|
|
Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, тройственный состав человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе и смысл истории.
Вопросы для конспектирования
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что есть человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?
Литература
1. Бердяев Н. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени. – 1991. – № 1.
САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ»
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».
|
|
В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.
Во-первых, он дает определение, что такое экзистенциализм, подчеркивая, что основой этого учения является человеческая субъективность. Далее автор рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет приверженность идее о том, что у человека «существование предшествует сущности».
Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на те понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.
В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».
В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).
В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».
Вопросы для конспектирования
1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?
2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?
3. В чем смысл идеи «экзистенция – это человеческая субъективность»?
4. В чем состоит суть идеи, что существование предшествует сущности?
5. Каковы, по Ж.-П.Сартру, экзистенциалы человеческой духовности?
6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?
7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?
Литература
1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.