Лекция 7
Тема. С.М. Соловьев – классик российской исторической науки XIX века
Цель. Раскрыть сущность мировоззренческих принципов С.М. Соловьева, его биографию, охарактеризовать его основной труд - «Историю России с древнейших времен».
Содержание
1. Мировоззренческие принципы С.М. Соловьева. Биография.
2. «История России с древнейших времен».
Основная литература
- Историография истории России до 1917 г.: учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Т. 2. – 383 с.
- Волкова И.В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерк жизни и творчества // С.М. Соловьев. Общедоступные чтения о русской истории. – М., 1992.
- Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. – М., 1980.
- Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии. – Л., 1977.
- Соловьев С.М. Исторические поминки по историку. Речь 1 декабря 1866 г. в Московском университете в день 100-летнего юбилея Карамзина // Соч. – М., 2000. – Кн. XXIII.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Предисловие // Соч. – М., 1988. Кн. I; Россия перед эпохою преобразования // Соч. М., 1991. Кн. VII.
- Соловьев С.М. Лекции по русской истории (1873/1874) // Соч. – М., 1998. – Кн. XXI.
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом // Соч. – М., 1995. – Кн. XVIII.
Дополнительная литература
|
|
- Ерыгин А.Н. Восток. Запад. Россия. (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). – Ростов-на-Дону, 1993.
- Коялович М.О. С.М. Соловьев. Гл. XV // История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. – Минск, 1997.
- Современники о С.М. Соловьеве (В.О. Ключевский, В.И. Герье, М.И. Семевский, Д.И. Иловайский, М.М. Стасюлевич, СА. Муромцев, А.Н. Пыпин, П.В. Безобразов) // СМ. Соловьев. Соч. – М., 2000. – Кн. XXIII.
- Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. – М., 1990.
- Шаханов А.Н. Архив С.М. Соловьева // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. – М., 1986. Вып. 45.
- Шаханов А.Н. Становление ученого // С.М. Соловьев. Первые научные труды. Письма. – М., 1996.
Сергей Михайлович Соловьев — признанный классик. Его имя хорошо знают не только историки. Из всего многообразного, многожанрового наследия, оставленного потомкам, наибольшей известностью пользуется 29-томная «История России с древнейших времен». Ее написание стало смыслом жизни и творческим подвигом историка. Начиная с 1851 г. и вплоть до конца жизни Соловьев ежегодно публиковал очередной том своего понимания исторического развития Отечества. Выход в свет первого тома стал научным и общественным событием, вызвал массу откликов, не всегда благожелательных. Проблемы, поднятые в спорах вокруг труда Соловьева, оставались предметом изучения и обсуждения на протяжении десятилетий и тем содействовали разработке основополагающих явлений отечественной государственности. Хорошо знавший Соловьева В.И. Герье писал: «СМ. Соловьев вообще не любил борьбы, полемики с ложными тенденциями в науке и общественной жизни. Полемика нарушала правильное течение его научных занятий, которое сделалось для него нравственной потребностью». Однако на первые концептуально неприемлемые отзывы оппонентов Соловьев ответил. В дальнейшем он действительно отказался от участия в полемике. Его ответом были выходившие в свет очередные тома «Истории России...».
|
|
Соловьев о Карамзине
Соловьев заявил о себе во всеуслышание в середине XIX в. Принципиальное свидетельство о положении в исторической науке тех лет оставил К.Н. Бестужев-Рюмин: «...никем не замененный Карамзин утратил, быть может, слишком рано все свое воспитательное значение». СМ. Соловьев, высоко оценивая значение Карамзина в историографии, был убежден, что свою роль в науке тот уже сыграл.
В этой связи принципиальным является ответ на вопрос: чем являлся для молодого историка основной труд предшественника «История государства Российского»? Сам СМ. Соловьев описал отношение к Карамзину таким образом: «Первый писатель эпохи, творец нового литературного языка Карамзин посвятил свою деятельность отечественной истории, и все, что мог сделать сильный талант для внешней живописи событий, все было сделано Карамзиным; мечта Ломоносова сбылась: русская история нашла своего Ливия. Что касается до основного взгляда историографа, то Карамзин был представителем екатерининского века, в который окончательно сложились его воззрения: недовольство эпохою преобразования, недовольство внешним заимствованием форм западноевропейской гражданственности, требование внутреннего нравственного совершенствования, перерождения, требование души, чувства, чувствительности...». Соловьев называл «Историю государства Российского» «величайшей поэмой», воспевающей славянское государство. Он подчеркивал, что у Карамзина вполне отразилось сознание того, что «из всех славянских народов народ русский один образовал государство, не только не утратившее своей самостоятельности, как другие, но громадное, могущественное, с решительным влиянием на исторические судьбы мира».
Однако Соловьев литературной составляющей труда Карамзина предпочел собственное научное смысловое наполнение русской истории и объяснение смысла событий и закономерностей в развитии русской государственности. Поэтическому настроению Карамзина Соловьев противопоставил прозу истории. Если у Карамзина, по мнению Соловьева, на первом месте была живопись, а на втором источник, то Соловьев поменял их местами сознательно. Соловьев считал, что литературной истории государства российского пришло время уступить место истории научной. Таким образом, он сознательно и с полной ответственностью взял на себя ношу написания новой «Истории России», которая с его точки зрения отвечала бы требованиям современной науки. И здесь столкнулся с непониманием. В глазах многих писать историю после Карамзина, все еще остававшегося в 1840-е гг. на недосягаемой высоте, выглядело большой дерзостью, очень смелым предприятием. Да и сам Соловьев, по выражению К.Н. Бестужева-Рюмина, «воспитывался на Карамзине». Он прекрасно знал «Историю государства Российского» с детства. К 13 годам, т.е. еще до поступления в гимназию, Соловьев прочел ее «не менее двенадцати раз», всегда, по его признанию, «предаваясь чтению Карамзина со страстью». Будучи студентом Московского университета, он демонстрировал свою начитанность на лекциях М.П. Погодина. В воспоминаниях «Мои записки» (а именно они легли в основу большинства жизнеописаний историка) СМ. Соловьев рассказал, как проходили лекции М.П. Погодина: «Бывало, он начнет что-нибудь читать по Карамзину, а я ему подсказываю: «Вот тут-то, Михаил Петрович! В примечаниях есть еще важное указание». Товарищи прозвали меня суфлером Погодина, и он сам обратил на меня внимание...» Иногда Соловьев уже тогда не получал ответов на возникавшие у него вопросы ни в лекциях Погодина, ни в «Истории...» Карамзина. В первую очередь его не удовлетворяло отсутствие широкого философского взгляда на историю. Соловьев считал, что концепция, объясняющая ход истории лишь замыслом или капризом отдельной личности, мало что объясняет: «Произвол одного лица, как бы сильно это лицо ни было, не может переменить течение народной жизни, выбить народ из своей колеи».
|
|
К этому времени философско-исторические воззрения Соловьева качественно отличались от взглядов Карамзина. Подходя к анализу конкретно-исторического материала с иных позиций, Соловьев сформулировал антропологический принцип изучения и понимания истории народа: «Наука указывает нам, что народы живут, развиваются по известным законам, проходят известные возрасты как отдельные люди, как все живое, все органическое...». Впитав богатство современных идей, в том числе «Философии истории» Г.Гегеля, Соловьев пришел к пониманию органической взаимосвязи исторических явлений.