double arrow

Владимир Сергеевич Соловьев 1. Личность и особенности творчества ВЛ. Соловьева

Вл. Соловьев по праву считается крупнейшим философом России XIX в. Его творчеству присущи исключительная широта и многообра­зие тематики, особая теоретическая глубина. Вл. Соловьев сознатель­но поставил цель разработки самостоятельной философской систе­мы, посвятив делу ее создания всю свою жизнь.

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 г. в Москве. Его отец, известный историк Сергей Михайлович Соловьев, проис­ходил из духовного сословия. Мать Поликсена Владимировна, проис­ходя из украинско-польского рода, имела своим предком заме­чательного мыслителя XVIII в. Г. С. Сковороду (1722-1794). В семье С. Соловьева было двенадцать детей. Среди них следует отметить стар­шего сына — Всеволода Соловьева, ставшего известным писателем, дочь Поликсену, будущую поэтессу, одного из младших сыновей Михаила — филолога, историка, переводчика Платона.

Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Вл. Соло­вьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврей­ским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским). О стремительности интеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких слож­ных для понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

Закончив с золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Вл. Соло­вьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет. Во время учебы на факультете особое влияние на него оказали профессора математики В.Я. Цингер и Н.В. Бугаев (отец в будущем про­славленного поэта-символиста Андрея Белого). Однако Вл. Соловьев скоро обнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому он переводится на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей на этом факультете оказались такие замечательные профессора, как П.Д. Юркевич (1826-1874) и А.М. Иванцов-Платонов (1835-1894). Первый был известным философом, второй — историком и знатоком религиозных вопросов. В это время Вл. Соловьев глубоко изучает произведения А.С. Хомякова, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллин­га, Г. Гегеля и других отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г. он заканчивает университет. В течение года Вл. Соловьев работает над магистерской диссертацией, которую защищает в 1874 г. в Петербурге, предварительно сдав здесь же необходимые для защиты экзамены по

22*


истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и древ­ним языкам. Магистерская диссертация на тему «Кризис западной фи­лософии (против позитивистов)» была защищена 24 ноября 1874 г.

Один из современников, присутствовавший на защите (К.Н. Бесту­жев-Рюмин), вспоминал о диссертационном диспуте так: «Такого дис­пута я не помню и никогда мне не приходилось встречать такую ум­ственную силу лицом к лицу. Необыкновенная вера в то, что он (Вл. Со­ловьев — В.Ш.) говорит, необыкновенная находчивость, какое-то уверенное спокойствие — все это признаки высокого ума. Внешней ма­нерой он много напоминает отца, даже в складе ума есть сходство, но мне кажется, что этот пойдет дальше. В нашем круге осталось какое-то обаятельное впечатление; Замысловский, выходя с диспута, сказал: «Он стоит, точно пророк». И действительно, было что-то вдохновенное. Оп­понентов было много из публики, спор был оживленный, публика раз­делилась на две партии; одни хлопали Соловьеву, другие — его против­никам. Если будущая деятельность оправдает надежды, возбужденные этим днем, Россию можно поздравить с гениальным человеком...»1.

Для изучения древней и средневековой философии по древним рукопи­сям Вл. Соловьев отправляется в Лондон, где работает в библиотеке Британского музея. Из Лондона он неожиданно совершает кратковре­менную поездку в Египет, в Каир. Отсюда он идет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины столь странного поведения Вл. Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении «Три свидания». В нем говорится о «свиданиях» (т.е. явлениях, видениях) с Софией — Боже­ственной Мудростью, вечной женственностью. Именно София, открыв­шаяся поэту и философу в видении, повелела ему идти в пустыню. По­нятие Софии занимает важное место в философии Вл. Соловьева, о чем мы подробно будем говорить в дальнейшем. В 1880 г. в Петербургском университете Вл. Соловьев защищает докторскую диссертацию «Крити­ка отвлеченных начал». Затем он приступает к преподавательской дея­тельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском уни­верситете. Однако эта деятельность оказалась непродолжительной. В мар­те 1881 г., после убийства Александра II, Соловьев прочитал в Петербурге публичную лекцию, в которой осудил терроризм, однако призвал царя простить убийц своего отца и во имя милосердия не приговаривать их к смертной казни. Но смысл призывов, прозвучавших в выступлении Вл. Соловьева, не был понят ни слушателями лекции, ни общественнос­тью. Сразу по окончании лекции в зале поднялся невообразимый шум, разъяренная публика едва не растерзала оратора. Вл. Соловьева пришлось спасать небольшой группе его студентов2. В результате случившегося он

1 Цит. по: Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2-е изд. СПб.,
1904. С. 27-28.

2 См. более подробно, например: Никифоров Н.К. Петербургское студенчество
и Влад.Серг. Соловьеву/Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 165-189.


оказался в неудобном по отношению к властям положении. Это побуди­ло его подать в отставку с должности профессора и прекратить препода­вание. С тех пор он больше никогда не возвращался к преподавательской деятельности. Справедливости ради следует заметить, что, как по сви­детельствам современников, так и согласно мнению большинства ис­следователей, Вл. Соловьев не считал преподавание своей главной зада­чей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка. Осуществлению призвания он отдает всего себя без остатка.

Творческое наследие Вл. Соловьева огромно и еще не оценено по достоинству. Помимо уже названных диссертационных работ, кото­рые были изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит боль­шое число философских произведений. Назовем лишь крупнейшие из них: «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о Бого-человечестве» (1877-1881), «Исторические дела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Теоретическая философия» (1897-1899), «Оправдание добра» (1899) и многие другие. О масштабе его творчества можно судить по тому факту, что только для энцикло­педического словаря Брокгауза и Ефрона, где он возглавлял фило­софский раздел, им написано свыше двухсот статей.

На протяжении всей жизни мыслитель работал крайне интенсив­но, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем, ни с иными обстоятельствами. Однако личность Вл. Соловьева ни в коей мере не вяжется с образом «головного» философа, целиком погруженного в метафизические абстракции. Напротив, это был очень живой и общи­тельный человек, всегда находившийся в окружении людей и пользу­ющийся их вниманием. Его отличало чувство юмора и веселый нрав: видимо, не случайно в своих трудах он определил человека как «су­щество смеющееся». А.Ф. Лосев, в частности, пишет о Вл. Соловьеве: «Это был человек весьма впечатлительный, весьма экспансивный, весьма жадный до всякого рода возбуждающих жизненных ощущений. Это делало его непоседой, часто менявшим места своего жительства, никогда не имевшим собственной семьи и собственного угла. Он жил и в Москве, и в Петербурге, и у своих родных и знакомых, постоянно и подолгу живал в провинциальных имениях своих друзей и шесть раз бывал за границей, где живал тоже в разных местах, тоже у разных своих знакомых и вовсе без знакомых, живал весьма часто и иной раз подолгу»1. Современники отмечают замечательную внешность Вл. Со­ловьева. Французский писатель де Вогюэ, встречавший Вл. Соловьева в Париже, так передает свои впечатления о нем: «Увидевши его од­нажды, уже никогда не забудешь; бледное тонкое лицо, обрамленное длинными, слегка вьющимися волосами; над прекрасно-утонченны­ми чертами властвуют глаза — чудесные, проницательные, всевидя­щие глаза. Такие лица, должно быть, вдохновляли древних монахов-

1 Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 28-29.


иконописцев, искавших натуру для изображения Христа. Таким видели лицо Христа славяне — любящего, внимающего, скорбящего Христа»1.

Без преувеличения можно оказать, что Вл Соловьев положил свою жизнь на алтарь беззаветного служения философии и тем идеям, кото­рые представлялись ему актуальными и значительными. Он не стремился обзавестись домашним очагом, создать семью, наладить свой быт, отказался он и от академической карьеры. Вся жизнь его протекала в изнуряющей книжной работе, в острой полемике 'с оппонентами, в писании философских трудов (Вл. Соловьев часто писал по ночам). «Это ведь был бездомный человек, без семьи, без определенных заня­тий, и ухаживать за ним было совершенно некому», — пишет А.Ф. Лосев2. Избранный образ жизни быстро подорвал здоровье мыс­лителя. Он скончался 31 июля 1900 г. в имении князей Трубецких «Уз­кое» в возрасте 47 лет. Похоронен Вл. Соловьев на Новодевичьем клад­бище рядом с могилой его отца С.М. Соловьева.

Говоря о личности и судьбе Вл. Соловьева, крайне важно понять мотивы его творчества. Иначе говоря, ответить на вопрос о том, в чем заключалась его главная жизненная установка, определившая и его судьбу, и направленность его философии. Без ответа на этот вопрос Вл. Соловьев останется непонят, а его философия неизбежно пред­станет в искаженном свете. С одной стороны, для понимания Вл. Со­ловьева необходимо учесть особенности эпохи, в которую ему выпало жить, и то, как эти особенности воспринимались самим мыслителем. Творчество Вл. Соловьева и свидетельства современников, как и об­ширная литература о философе, позволяют с достаточной определен­ностью ответить на эти вопросы. С другой — хорошо нам известные последующие события XX в. дают нам возможность судить о том, на­сколько был прав или не прав Вл. Соловьев в своей оценке характера эпохи и того, что последует за ней (напомним, что умер он в 1900 г.).

Историческое развитие конца XIX в. характеризовалось исклю­чительным динамизмом. Как на Западе, так и в России наблюдается ранее небывалый взлет научно-технических достижений, происходит интенсивный рост промышленности, возникают новые отрасли производства, ширятся контакты между народами. Христианское че­ловечество (т.е. те страны, в которых христианство в той или иной форме было издавна господствующей религией) ощущает небывалый подъем. Все более растет и укрепляется надежда на приближение но­вой эры, обещающей скорое решение важнейших социальных и чело­веческих проблем. Становятся популярными социалистические и иные проекты построения «земного рая». Вместе с тем нарастает и настрое­ние тревоги. Это настроение и связанные с ним опасения перед ли-

1 Цит. по: Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков. Достоевский. Соловьев. М., 1995. С. 139.

2Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 103.


цОм неизвестного будущего скрыты под поверхностным оптимизмом массовых, иллюзий. Его выразителями являются одиночки — отдель­ные мыслители. Именно к их числу принадлежит Вл. Соловьев.

Творчество Вл. Соловьева свидетельствует об отчетливом ощуще­нии им того, что в развитии христианской цивилизации наступает критический момент. Ощущением тревоги за грядущие судьбы мира пронизаны практически все произведения мыслителя. В них ярко вы­ражены опасения, что за внешними достижениями, которых доби­лись народы христианского ареала, назревает глубокий кризис. Это кризис человечности. Увлеченный прогрессом техники, опьяненный материальными успехами человек все больше уходит от понимания духовных основ жизни. Обществу угрожает массовое огрубение и озве­рение, тем более опасные, что их обнаружению препятствует блеск внешних достижений. Человек боится жизни, себя, других людей и вымещает свой страх, насилуя природу и все менее задумываясь пе­ред применением насилия к ближнему. Вера в моральное могущество мысли и свободного слова заменятся упованием на насилие и при­нуждение. Кризис человека сопровождается глубоким кризисом госу­дарства, общества, церкви. Состояние церкви волновало Вл. Соловье­ва особенно. Именно с христианской церковью и ее обновлением свя­зывал он надежды на предотвращение кризиса. Именно с обновленным христианством связывал он и свою личную миссию.

Еще в 1873 г. (т.е. в возрасте 20 лет) в одном из частных писем Вл. Соловьев отмечал, что уничтожение «грубого невежества масс, пре­дотвращение духовного опустошения высших классов и смирение гру­бого насилия государства» возможны только на пути сохранения, рас­пространения и глубокого понимания обществом и отдельным челове­ком христианских ценностей. Однако христианство в его нынешнем состояний не способно ответить на вызовы времени. Дело не только в том, что церковь давно превратилась в формальный институт, озабо­ченный более собственными, а не социальными и общечеловеческими интересами. По Вл. Соловьеву, причина еще и в том, что недостаточно развита «теоретическая сторона» христианства. Под ней он понимал рас­крытие внутреннего содержания христианских догматов в разумной, ясной и систематической форме. Это означало, в том числе, и освеще­ние животрепещущих вопросов жизни с христианских позиций. Факти­чески Вл. Соловьев противопоставил свой подход тому распространен­ному в христианской среде взгляду, согласно которому истины христи­анства не нуждаются в постоянном и творческом обновлении — достаточно читать Евангелие, произведения святых Отцов церкви, ис­правно ходить в церковь и исполнять соответствующие обряды. Но та­кой взгляд, по мнению мыслителя, имеет множество негативных по­следствий. По меньшей мере некоторые из них вполне очевидны.

Отказ от развития теоретической стороны христианства, во-пер­вых, ведет к превращению веры в мертвую схему, оторванную от


жизни. Христианин, не способный вникнуть во внутренний смысл вероучения и найти ответы на текущие вопросы жизни с позиций веро­учения, превращается лишь в слепого исполнителя церковных обрядов. Вера становится безжизненной и заменяется обрядоверием, т.е. сводит­ся к бессмысленному исполнению церковных обрядов. Во-вторых, безжизненное христианство дискредитирует веру и церковь в глазах людей сомневающихся и неверующих. В-третьих, нежелание или неспособ­ность теоретически осветить актуальные вопросы бытия с позиций христианского мировоззрения создают удобные условия для распрост­ранения в обществе всякого рода лжеучений, апеллирующих к низмен­ной стороне человеческой природы. Эти учения беспрепятственно за­полняют нишу, добровольно оставленную христианством. Подчеркивая значение христианского мировоззрения, Вл. Соловьев одновременно настаивал на религиозной свободе и веротерпимости, на праве челове­ка самостоятельно решать, какую религию исповедовать или не испо­ведовать никакой. Главной опасностью он считал бездуховность или нигилизм, т.е. такое мировоззрение, которое сводит человека к винтику социального механизма или уподобляет животному-скотине. Бездухов­ность или, по-иному, нигилизм уничтожает нравственность, заменяя ее целесообразностью, необходимостью и т.д.

Осознав в юности свою жизненную задачу, Вл. Соловьев оставал­ся верен ей до конца своих дней. «Сущность моих мыслей», отмечал он в 1893 г., можно свести «к требованию, чтобы христианство было осуществлено в общественной и политической жизни человечества», или к тому, чтобы христианская «вера осуществлялась на деле»1. Впро­чем, задача, поставленная Соловьевым, не относилась к разряду эк­зотических: она была знамением времени. Не случайно официальное толкование места христианства в мире в рамках римско-католической церкви было впервые изложено в знаменитой энциклике2 Rerum Novarum (1891). В этом документе была отображена новая социальная роль церкви в рождавшемся индустриальном обществе. Римско-като­лическая церковь стремилась дать христианское разрешение ряда ост­рейших социальных вопросов: наемного труда и обеспечения достойных условий существования, заработной платы, прав собственности и че­ловеческого достоинства. Рассмотрение социальных проблем и поис­ки путей их решения с точки зрения нравственных ценностей хри­стианства были призваны противостоять социалистическому материализму — с одной стороны, а с другой — наполнить идейным содержанием либеральное общественное устройство.

Очень рано осознав свою жизненную задачу и оставаясь верным

1 Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 496.

2 Энциклика — документ, регулярно издаваемый Папой Римским, в котором
разъясняется официальная позиция римско-католической церкви по актуальным
вопросам.


ей всю жизнь, Соловьев постоянно находился в поисках средств для ее решения. В разные периоды жизни в качестве таких средств он рас­сматривал те или иные. В связи с этим принято выделять три периода в творчестве Вл. Соловьева: теософский, теократический, теургический. В первый период (до 1882 г.) интересы мыслителя сосредоточивались в области теософии (богомудрия), т.е. христианской философии. Во второй (до 1890 г.) — в области теократии (боговластия). В этот период Вл. Соловьев возлагает надежды на преобразование человечества че­рез создание справедливого государства и справедливого обществен­ного порядка, в которых будут осуществлены христианские идеи. На­конец, в третий период его внимание привлекает то, что он называл теургией. Теургия — религиозное искусство, призванное воздейство­вать на жизнь для внедрения в нее христианских ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: