Методики оценки финансовой безопасности региона

В научной литературе не существует единого мнения к оценке финансовой безопасности региона.

Так, В. К. Сенчагов предлагает оценивать региональные кризисные ситуации в сфере финансовой устойчивости.

Данная оценка отражает воздействие факторов дестабилизации на бюджетную обеспеченность регионов, степень их зависимости от централизованных дотаций (трансфертов), совокупные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, а также степень обеспеченности региона ресурсами используемого на его территории ВРП.

Комплексный анализ региональных кризисных ситуаций по рассматриваемому фактору дестабилизации осуществляется на основе следующей системы оценочных показателей:

- собственные доходы территориального бюджета (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

- доля федеральных дотаций территориальному бюджету в общей величине его доходов, включая дотации;

- расходы территориального бюджета на душу населения, в том числе по направлениям: на социально-культурные мероприятия; развитие народного хозяйства; прочие цели;

- общий объем прибыли предприятий по всем отраслям экономики;

- темпы роста прибыли предприятий по всем отраслям экономики;

- общий объем убытков предприятий по всем отраслям экономики;

- доля убыточных предприятий по всем отраслям экономики;

- разность между общими объемами прибыли и убытков на одного занятого в народном хозяйстве;

- средняя рентабельность промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятий (отношение прибыли к суммарной стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств);

- доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности;

- доля просроченной дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности;

- отношение общих объемов кредиторской к объемам дебиторской задолженности;

- просроченная задолженность по выдаче средств на потребление предприятиям и организациям промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Критериальная характеристика степени остроты кризисной ситуации в области финансовой устойчивости региона – среднедушевой уровень его бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности населения. При этом величина порогового значения указанного показателя составляет 60 % среднего по всем регионам уровня для кризисных ситуаций и 75 % – для предкризисных. Это, в частности, означает, что в число кризисных по данному фактору дестабилизации попадают те субъекты Федерации, где уровень бюджетной обеспеченности составляет менее 60 % среднего по всем регионам уровня.

Обобщающая оценка региональной кризисной ситуации в сфере финансовой устойчивости региона, наряду с указанной критериальной характеристикой, учитывает данные о совокупных финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятий, а также о степени обеспеченности рассматриваемой территории ресурсами ВРП и осуществляется на базе следующего интегрального показателя:

S ф = hf, (4.1)

где S ф интегральный показатель оценки степени остроты региональной кризисной ситуации в сфере финансовой устойчивости;

Д, Д 1 – соответственно фактическое и пороговое (критическое) значения сравнительного со среднероссийским среднедушевого собственного дохода территориального бюджета (с учетом паритета покупательной способности);

h – отношение общего объема убытков к объему прибыли в регионе;

f – отношение использованного к произведенному ВРП в данном регионе.

Чем выше значение вышеуказанного интегрального показателя 5 < P, тем в более тяжелом положении находится финансовая система региона.

Оценка степени угрозы национальной безопасности России со стороны данного фактора дестабилизации производится на основе показателя масштаба кризисной ситуации в финансовой сфере региона, который отражает масштаб необходимой ему помощи в зависимости от состояния доходной части его бюджета с учетом собственных источников финансирования и общей численности населения, проживающего на его территории. Данный показатель определяет, какую часть совокупного объема трансфертов из федерального бюджета необходимо предоставить региону, чтобы среднедушевой доход бюджета этого региона сравнялся бы со среднероссийским.

Расчет указанного показателя Р производится по формуле

Р = n · 100 % (4.2)

где Д ср – доход территориальных бюджетов за счет собственных источников финансирования в среднем по России на душу населения;

Д р фактическое значение среднедушевого дохода бюджета региона за счет собственных источников финансирования;

n – численность населения региона;

Т – общий (суммарный) объем трансфертов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации в рассматриваемом году.

В качестве критерия отнесения субъектов Федерации к регионам, финансовое состояние которых представляет угрозу безопасности России, условно принимается значение показателя Р > 5 %, т. е. региону необходимо не менее 5 % от суммарного объема трансферта по всем регионам, чтобы среднедушевой доход территориального бюджета стал равен среднероссийскому.

При оценке возможных путей нормализации финансового положения кризисных регионов следует учитывать необходимость улучшения финансового состояния предприятий, преодоление кризиса неплатежей, последовательного сокращения доли убыточных предприятий на основе их санации через механизм банкротств, а также урегулирования бюджетных взаимоотношений между регионами и федеральным центром, повышения стабильности поступлений в территориальные бюджеты за счет увеличения доли закрепленных источников доходов и сокращения доли регулирующих доходов[121].

О. Б. Шевелева, Е. А. Калашникова предлагают оценивать благополучие в финансовой сфере с помощью следующих показателей:

1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения.

2. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения.

3. Число действующих кредитных организаций в расчете на душу населения.

4. Число действующих филиалов кредитных организаций в расчете на душу населения.

5. Сумма вкладов (депозитов) юридических и физических лиц в кредитных организациях и банковских филиалах.

6. Средний размер вклада (депозита) физических лиц в кредитных организациях и банковских филиалах субъекта.

7. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам.

8. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам.

9. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций.

10. Удельный вес убыточных организаций.

11. Просроченная кредиторская задолженность организаций.

12. Просроченная дебиторская задолженность организаций.

Показатели 1 и 2 призваны помочь в оценке благополучия бюджета региона. Индикаторы 3–8 описывают ситуацию, сложившуюся в банковском секторе территории. При этом пункты 6 и 8 также можно отнести к разряду показателей, характеризующих уровень финансового благополучия населения субъекта; а пункт 7 в совокупности с индикаторами 9–12 может использоваться при анализе финансового здоровья функционирующих на территории региона организаций[122].

О. Б. Шевелева и Е. В. Слесаренко в своей работе «Оценка финансовой безопасности Кемеровской области»[123] предлагают произвести полноценную и всестороннюю оценку финансовой безопасности региона используя системный подход. С этой позиции финансовая безопасность рассматривается в контексте ряда подсистем (ключевых сфер), таких как: I. бюджетно-налоговая безопасность, II. инвестиционно-инновационная безопасность, III. безопасность кредитно-банковской сферы, IV. финансово-экономическая безопасность хозяйствующих субъектов.

Каждая подсистема включает систему показателей (индикаторов), характеризующих наличие или отсутствие угроз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: