Региональная структура важнейших элементов национального богатства

в 2007 г. (в процентах к РФ)

Федеральные округа Важнейшие элементы национального богатства В том числе на душу Населения
Основные фонды Земельные ресурсы Основные Фонды Земельные Ресурсы
  Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный     30,4 10,3 6,3 2,6 17,1 18,1 10,3 4,9     8,4 10,1 6,1 2,6 12,1 15,2 15,1 30,4   116,3 108,6 65,0 39,7 80,2 193,7 74,5 107,8   32,2 106,1 63,1 39,9 56,9 176,6 109,8 664,9

* Таблица рассчитана на основе данных справочника: Российский статистический ежегодник. 2008. Стат.сб./Росстат. – М., 2008.

Наиболее высока обеспеченность землей на Дальнем Востоке и Урале (в 6,6 и 1,8 раза выше общероссийской) и сравнительно низка в Центральном, Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах. По объему всех основном фондов, приходящихся на одного жителя, первые места занимают Уральский, Центральный, Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа (108-194%), последние – Северо-Кавказский и Южный (40-65%). Население Восточной зоны, если учесть и огромные природные ресурсы этой территории, располагает многократно большим национальным богатством, чем жители Европейской России.

Вместе с тем, ценность сельскохозяйственных земель на Востоке значительно ниже, чем в южных районах Западной зоны. В Европейской части страны, особенно в центральных и волго-уральских районах, сосредоточены самые дорогостоящие производственные фонды (высокотехнологичные отрасли промышленности), на Востоке – фондоемкие, а земли в основном освоенные. С учетом этого различие в территориальном распределении национального богатства и потенциала рыночного предложения несколько сглаживаются.

Особое значение для развития рыночной среды регионов имеют базовые (институциональные) организационно-рыночные условия, включающие разновидности имущественной собственности, организационные формы субъектов рынка, антимонопольные механизмы и т.д.

К 2008 г. общее число частных предприятий и организаций составило почти 3,9 млн. или 82% всей действующих на территории страны, смешанных – 4,3%. По доле предприятий частной формы собственности в общем количестве, действующих в рамках федеральных округов выделяются Центральный, Северо-Западный и Уральский (примерно 85%), которые отличаются высоким уровнем индустриализации. Несколько меньше – в индустриально-аграрных Приволжском и Южном (около 78%), аграрном Северо-Кавказском (73%), а также в Сибирском (80%) и Дальневосточном (76%), где в структуре хозяйства преобладают мощные комплексы добывающих отраслей промышленности.

Недостаточно высокие темпы развития производственно-коммерческих структур в 1990-е гг. в Приволжском и Южном федеральном округах обусловили ускоренное создание после 2000 г. на их территории акционерных обществ. В результате приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий за 2000-2007 гг. половина всех созданных акционерных обществ пришлась на долю этих федеральных округов.

Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной структуры, повышают гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают особую инновационную среду, укрепляют социальную стабильность. В 2008 г. в России действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (95 на 10 тыс. человек населения), где было занято почти 10,5 млн. человек, а их оборот составил 18727,6 млрд. руб. Почти половина российских малых предприятий функционируют в торговле и общественном питании, 1/7 – в промышленности и строительстве.

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов и других общественных организаций (объединений) не превышает 25%, доля, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%. При этом средняя численность работников составляет: в промышленности, строительстве, транспорте – 100 человек, сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.

Малые предприятия особенно важны для регионов, так как работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем. прежде всего занятости и увеличению доходов населения. Кроме того, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики в силу большей зависимости от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Однако размещение этого вида предпринимательства крайне неравномерно. Около половины малых предприятий работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в Москве – 1/6. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном, Уральском и Южном федеральных округах.

Региональная инфраструктура рынка. Обычно инфраструктура определяется как сочетание действующих объектов, необходимых для самого процесса производства и для обеспечения повседневной жизни населения. Необходимость выделения инфраструктуры в особый фактор регионального развития связано с тем, что при прочих равных условиях более высокий уровень ее развития предопределяет предпочтительность для сосредоточения в конкретном регионе населения и различных элементов экономической деятельности. В систему рыночной инфраструктуры относится совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков (товарного, финансового, рынка труда и др.)

В нормативных документах региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. При этом отчетливо просматривается административно-территориальный подход к региональным явлениям.

Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно-территориального образования. А сами эти особенности проистекают из множества социально-экономических, демографических, этнических и других причин.

Развитый региональный рынок может успешно функционировать при хорошо поставленном постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития. Все это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие важные параметры рынка, а также сдвиги в нем.

Потребность в товарах и услугах обуславливается платежеспособным спросом населения региона, который наряду с инфраструктурой также определяет характер функционирования региональных рынков.

Региональные рынки неоднородны. Существует несколько их классификаций.

По территориальной организации региональных рынков выделяют:

● поселенческие – рынки в населенных пунктах сельской местности;

● городские;

● областные;

● межобластные;

● республиканские;

● межрегиональные.

По виду продаваемого товара и предоставляемых услуг среди региональных рынков выделяют:

● потребительский – рынок благ;

● рынок земли и недвижимости;

● рынок капитала – кредитный и рынок ценных бумаг;

● рынок информации;

● рынок природных ресурсов;

● рынок культурных ценностей;

● рынок образовательных услуг и др.

Все эти рынки взаимосвязанными и обслуживаются соответствующими сферами инфраструктуры.

Региональный финансовый рынок представлен инфраструктурой в виде банковской системы (коммерческих банков), фондовых и валютных бирж, брокерских и страховых компаний, аудиторских фирм, а также региональных структур государственных органов.

На начало 2009 г. в России было зарегистрировано 1,1 тыс. действующих кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций и получивших лицензию Банка России на этот вид деятельности, и 3,5 тыс. филиалов. В основном банки сосредоточены в Центральном (56%), Приволжском (12%) и Южном (10%) федеральных округах. В Москве находится половина всех кредитных организаций.

Сложившееся распределение банковской деятельности по российским регионам определяется в первую очередь показателями объема доходов и валового регионального продукта на душу населения. Оно является достаточно устойчивым по отношению к современному уровню и характеру развития экономики страны. Концентрация капитала в небольшом числе регионов предопределяет возможность их активного участия в проведении активной структурной политики.

Неравномерное размещение финансового капитала деформирует экономическое пространство страны, а его чрезмерная концентрация в Москве создает трудности для регионов в развитии их реальной экономики.

Региональные товарные рынки имеют четкую структуру в виде товарных бирж, аукционов, ярмарок, коммерческих посреднических информационно-маркетинговых центров, оптовых баз и складов, магазинов, специальных государственных органов (контрактной, антимонопольной систем).

Региональные товарные биржи, число которых с 1995 г. сократилось более чем в 3 раза и составило в 2008 г. – 28 с биржевым оборотом в 66,8 млрд. руб. Структура биржевого оборота постоянно меняется в зависимости от спроса ведущих отраслей экономики и населения. на различные виды продукции. Если в 2007 г. доля потребительских товаров в суммарном биржевом обороте составила лишь 7,3%, то уже в следующем году – 48,2%. В настоящее время биржи действуют на территории всех федеральных округов, но по общему обороту выделяется Центральный, главным образом за счет московских бирж.

В инфраструктуру внешней торговли входят торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, торговые дома, выставки, ярмарки и др.

Важную роль в формировании и функционировании регионального рынка играет торговля, обеспечивая реализацию продукции производственного назначения и потребительских товаров. В современной России роль торговли в экономике страны существенно выросла. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости за последние 15 лет удельный вес торговли увеличился почти в 4 раза и составил примерно 1/5, что несколько превышает аналогичный показатель большинства развитых стран.

Торговый потенциал регионов определяется масштабами развития и структурой их оптовой и розничной торговли. Мощностью товаропроводящей сети, объемами товарных ресурсов и торгового оборота. До сих пор лидирующие позиции занимает Центральный федеральный округ, на долю которого приходится примерно 1/2 оборота оптовой и 1/3 – розничной торговли, где усиливается тенденция формирования крупных торговых сетей.

Территориальная организация торговли оказывается под воздействием таких факторов, как особенности отраслевой и региональной структуры экономики, развитие транспортной сети, численность населения, особенности расселения и урбанизации. Уровень доходов и платежеспособный спрос населения.

Региональный потребительский рынок −это основная составляющая структуры рыночной экономики, где часть ВНП в виде товаров и услуг покупается или приобретается населением региона для личного потребления.

Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется многими факторами – прежде всего связями между потребностями населения и производством, спросом на товары и услуги и их предложением, дифференциацией доходов, уровнем и структурой потребления, текущим потреблением и накоплением и др.

По удельному весу потребительский рынок, обеспечивающий жизнедеятельность населения, занимает ведущее место в системе рынков региона. Он функционирует тем лучше, чем больше производство и ввоз товаров с других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения.

Насыщенность и емкость потребительского рынка зависит от эффективности хозяйственной деятельности в регионе. Чем выше эффективность хозяйственной деятельности, тем, как правило, больше производится товаров и услуг, выше заработная плата и конечное потребление.

Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз общественного воспроизводства, тесно связанных между собой в едином процессе, по цепочке: потребности населения → производство (предложение) → денежные доходы населения → реализация (торговля) → потребление (удовлетворение потребностей).

Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами. Посредническими организациями, предприятиями сферы услуг региона. Им противостоят покупатели, представленные домохозяйствами.

Рынок труда – это пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей). Труд не является товаром и не имеет цены, товаром является рабочая сила. Но будем использовать принятое в отечественной экономической литературе и статистике понятие «труд».

Трудовые ресурсы, как и средства труда, являются основными факторами производства. Экономическое развитие страны и ее регионов напрямую зависит от трудового потенциала и эффективности его использования. В 2008 г. численность трудовых ресурсов России составила почти 90 млн. человек или 63% всего населения страны. Численность экономически активного населения приблизилась к 76 млн. человек, из которых около 70,6 млн. были заняты в различных сферах хозяйственной деятельности, а 5,3 млн. составляли безработные. Уровень трудового участия в последнее десятилетие остается примерно на одном уровне – 84%.

В процессе формирования и развития рыночной экономики произошли значительные изменения в структуре занятости населения по формам собственности и видам экономической деятельности. В настоящее время уже почти 3/5 работающих трудится на предприятиях и организациях частной формы собственности, в то время как в 1992 г. – только 1/5. За это время доля занятых на государственных и муниципальных предприятиях сократилась более чем в 2 раза. Происходит сокращение численности занятых в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности, науке и образовании. Растет – в торговле и общественном питании, государственном управлении и обеспечении военной безопасности. Все больше проявляется тенденция увеличения числа занятых в непроизводственной сфере.

Региональное распределение трудовых ресурсов отражает заселенность территории страны и складывается под воздействием размещения материального производства, исторических, природно-климатических, географических и других факторов. В европейских районах концентрируется свыше 70% основных фондов промышленности и сельского хозяйства, производится 74% промышленной и 81% сельскохозяйственной продукции. Там же сосредоточено 4/5 населения России. Таким образом, главные производственные ресурсы – трудовые и материально-технические – территориально сближены. При этом наблюдается региональная специфика в отраслевой структуре занятости: больше, чем по стране в среднем занято в промышленности в на Европейском Севере, в Поволжье, на Урале и Западной Сибири, в сельском хозяйстве – в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе, в сфере услуг – в Центре.

Положение на российском рынке труда претерпевает существенные изменения. В стране официально признано существование открытой безработицы, существование и структурное несоответствие по профессиям и квалификации лиц, ищущих работу, и имеющимися рабочими местами. Численность безработных в 2008 г. составила 5,3 млн. человек, а уровень безработицы приблизился к 7,5%. Увеличивается региональная дифференциация ситуации с занятостью в регионах РФ. Если в относительно благополучных регионах (Москве, Санкт-Петербурге, Липецкой областях) уровень безработицы колеблется в пределах от 0,8 до 2,8%, то в неблагополучных (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Тыва) безработица превышает 20% и более.

Основными причинами высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах являются:

− несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа, Поволжья и других экономических районов;

− кризисные явления в экономике северных и восточных регионов с высокой долей в производстве добывающих предприятий (кроме экспортно ориентированного производства), центральных и южных регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности;

− последствий военных действий в Чеченской Республике, ухудшивших ситуацию на рынке труда не только в этой республике, но и в Республике Северная Осетия – Алания, Республике Ингушетия в связи с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.

Рынок недвижимости – это сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества на земле, являющегося собственностью юридических или физических лиц.

Традиционно недвижимость делится на три группы: жилищный фонд, нежилой фонд и землю.

В соответствии с российским законодательством жилищный фонд включает в себя жилые дома, общежития, специализированные дома, квартиры. Нежилой фонд – здания, сооружения и другие нежилые помещения, которые по функциональному назначению делятся на офисные, торговые, складские и производственные.

Для осуществления купли-продажи недвижимости ее нужно оценить. Оценке должен предшествовать системный анализ качества, ресурсоемкости, условий и факторов внешней среды, влияющих на оценку.

Такими факторами являются:

− физические (земля, климат, природные ресурсы, а также созданные человеком различные объекты и их количество);

− социальные (размер семьи, уровень жизни, культура, образование, национальный состав населения, уровень развития инфраструктуры региона);

− экологические;

− политические (зонирование страны по экономическим льготам, уровень безопасности).

В настоящее время в большинстве регионов наиболее развит рынок жилья, который делится на первичный (продажа нового жилья) и вторичный (продажа старого жилья). На обоих рынках имеется масса предложений с различными ценами, которые дифференцированы по областям, городам, а внутри города – по районам, а также определяются уровнем затрат и спросом. Жилье на вторичном рынке стоит дешевле, чем на первичном, потому что его потребительские качества ниже нового, построенного по современным проектам. В то же время вторичный рынок удовлетворяет спрос на жилье граждан с ограниченными доходами.

Транспортная обеспеченность территории – неотъемлемая характеристика уровня развития рыночной среды регионов. Несмотря на значительное повышение транспортной обеспеченности регионов в последние десятилетия, она значительно различается на всех геопространственных уровнях. Так, различия на уровне макрорегионов достигают 20 раз: на 10 тыс. кВ. км территории приходится железнодорожных путей общего пользования в Центральном федеральном округе – 261 км, а в Дальневосточном – 13 км, уровне регионов – более 200 раз (Калининградская область – 409 км. Республика Саха (Якутия) – 2 км). Похожая ситуация складывается и с автомобильным транспортом, что негативно влияет на развитие хозяйства, взаимосвязи и взаимодействие регионов страны.

Роль крупных городов в экономическом развитии регионов. В условиях рыночной модели российской экономики крупные города занимают особое место, что обусловлено историей их развития и ролью, которую они играют в сложившейся системе городского расселения страны.

Крупный город является одним из элементов современного территориального устройства, местом обитания значительной части городского населения страны, средоточием экономического потенциала, представляя собой типичную форму пространственно организованной системы. Они играют ведущую роль в жизни российского общества, развитии национальной экономики, являясь «становым хребтом» всей страны.

В таких городах развиваются свойства, характерные для больших систем.

Во-первых, они концентрируют значительную часть городского населения страны и становятся мощным фактором как положительного (влияние культуры, науки, экономики, сосредоточением которых являются крупные города), так и отрицательного воздействия (территориальные источники загрязнения окружающей среды, распространение организованной преступности) на национальном и даже на мировом уровне.

Во-вторых, крупные города приобретают качественно новую природу, обусловленную независимостью сфер, обеспечивающих жизнь города.

Коренные экономические и институциональные преобразования российского общества способствовали возрастанию интереса к роли крупных городов в развитии отечественной экономики и повышению в них качества жизни.

В 2008 г. на территории России насчитывалось 1096 городов, в том числе 11 городов-миллионеров, 24 города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, 38 городов с численностью населения от 250 до 500 тыс. чел., в 91 городе число жителей составляло от 100 тыс. до 250 тыс. Менее 100 тыс. человек населения имели 932 города.

Значение крупных городов в едином экономическом пространстве отличается двойственностью. С одной стороны, они выступают в качестве относительно самостоятельной целостной системы, осуществляющих функцию обеспечения качества жизни населения, соответствующего принятого в обществе стандарта. С другой стороны, являясь элементом российской территории, реализует свои специфические функции в общероссийской системе разделения труда, связанные с обеспечением необходимого вклада в развитие страны. Это является отражением двух главных функций крупного города: первая имеет социальную направленность и предполагает обеспечение необходимого качества жизни населения, вторая состоит в обеспечении требуемого вклада в развитие хозяйственного комплекса страны.

Среди 73 крупных городов численностью более 250 тыс. человек каждый, преобладают центры национальных и административных образований страны. Сюда относятся также центры черной (Новокузнецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Череповец, Комсомольск-на-Амуре) и цветной металлургии (Братск), автомобилестроения (Тольятти), химической промышленности (Стерлитамак, Дзержинск, Волжский), город-курорт (Сочи) и «нефтяная» столица России – г. Сургут.

Крупные российские города отличает ряд обстоятельств, обусловленных природно-климатическими, демографическими, социальными, градостроительными особенностями страны.

Большинство крупных российских городов расположено в суровых природных условиях евразийского «неудобья» с ярко выраженной разницей летних и зимних температур. Крупнейшие города – Москва и Санкт-Петербург- находятся на широте южного Лабрадора и Аляски, ассоциирующихся с малоосвоенными или безжизненными пространствами.

Роль крупных городов в едином экономическом пространстве России определяется их значимостью на национальном ранке товаров, труда и капитала. Расчеты показывают, что 73 крупных города РФ концентрируют более трети всего населения страны и половину ее городского населения, здесь трудится треть всех занятых в экономике, сосредоточено свыше 50% основных фондов, выпускается почти 40% промышленной продукции, сюда направляется до 40% инвестиций в основной капитал. Крупные города отличаются и более высоким уровнем развития социальной сферы. Это подтверждает высказывание Г.М. Лаппо, что эффективная организация экономического пространства предполагает использование функциональные свойства крупных городов, представляющих собой «…фокусные центры территории, «точки роста», которые обеспечивают важные изменения в экономическом пространстве».

При этом значение крупных городов в формировании и развитии экономического пространства меняется с запада на восток, оказывая наименьшее воздействие на эти процессы в Сибири и на Дальнем Востоке (табл. 2.2). Это обусловлено огромными размерами территорий и значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, различной ролью, которую они играют в общероссийском разделении труда и стратегией их дальнейшего развития.

Таблица 2.2

Роль крупных городов в экономическом пространстве федеральных округов России в 2007 г.*

  Федеральные округа Доля крупных городов в федеральных округах России по:
численности населения объему промышленного производства объему розничного товарообо-рота инвестициям в основной капитал
Российская Федерация Центральный в том числе г. Москва Северо-Западный в том числе г. Санкт-Петербург Южный в том числе г. Ростов-на-Дону Северо-Кавказский Приволжский в том числе города Самара, Уфа, Казань и Нижний Новгород Уральский в том числе города Свердловск и Челябинск Сибирский в том числе города Новосибирск и Омск Дальневосточный   38,3 46,5 28,2 48,3 33,8 32,8 7,6 15,5 38,3   15,1 35,8   19,7 36,4   12,9 26,0     46,2 62,8 45,4 50,0 29,0 55,1 12,2 21,3 45,6   17,3 27,2   9,7 44,1   17,6 19,8   63,8 71,2 54,6 60,9 44,0 62,1 18,2 47,0 69,2   33,0 59,4   36,6 54,5   14,0 41,4   36,2 55,4 47,8 46,3 36,9 41,3 8,8 13,5 39,4   19,0 16,1   7,9 36,2   14,4 17,4  

* Рассчитано по данным справочников: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат.сб. / Росстат. – М., 2008; Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2007.: Стат.сб./ Росстат. – М.,2007.

В Центральном и Северо-Западном федеральных округах определяющую роль в системе разделения труда продолжают играть крупнейшие города – Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем. Следует отметить изменение функционального профиля двух российских столиц, связанное с формированием рыночных отношений и обусловленное структурными преобразованиями в экономике этих городов, значительным расширением сферы услуг, ростом территориальной концентрации непроизводственной деятельности, способствующих усилению процессов мегалополизации. Москва – крупнейший европейский мегаполис и самый северный в мире из городов-гигантов – превращается в торговый, финансовый, образовательный фокус страны. А Санкт-Петербург – в ведущий туристический центр и основной выход России в Западную Европу, связанное с изменением его геополитического положения. При этом столичные города России играют заметную роль и в межбюджетных отношениях, что не типично для большинства федераций в мире.

В Южном федеральном округе основой экономического развития являются города с населением от 250 тыс. до 1 млн. жителей. Как правило, это либо центры административных образований, либо крупные промышленные узлы, специализирующиеся на машиностроительном (Волжский, Таганрог) производстве или рекреационном хозяйстве (Сочи).

Во вновь образованном Северо-Кавказском федеральном округе в силу сложившейся системы расселения и эколого-градостроительными условиями ее формирования крупные города пока не играют значительной роли, за исключением розничной торговли, в основных сферах экономической деятельности.

На Урале крупнейшие города сохраняют за собой статус ведущих индустриальных центров страны, привлекательных для инвестиций и инноваций.

В Приволжском федеральном округе определяющую роль в формировании экономического пространства этой территории играют города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Они представлены областными и республиканскими центрами (Пермь, Саратов, Ульяновск, Пенза. Ижевск), крупнейшими автомобильными (Тольятти, Набережные Челны) и химическими (Дзержинск) комплексами России.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах большую роль играют города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, которые расположены на Транссибирской железнодорожной магистрали и способствуют экономическому развитию обширной зоны юга Восточной зоны страны.

Крупные города России выступают в роли национальных интегральных центров, отличаются высоким социальным и экономическим эффектом за счет сочетания и взаимодействия различных видов деятельности, наиболее рационального использования созданного научного. Производственного, социального, инфраструктурного потенциала и имеющихся высококвалифицированных трудовых ресурсов. Являются активными участниками общественного разделения труда и главными элементами российского экономического пространства.

Конкурентоспособность регионов России. В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства становится актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места сосредоточения конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается в современных условиях. В условиях «новой экономики» конкурентоспособность региона становится одним из приоритетных факторов его социального и экономического развития и одновременно предметом фундаментального экономического анализа.

Конкуренция регионов многомерное понятие. Оно включает конкуренцию между регионами одной страны, конкуренцию с регионами других стран, конкуренцию макрорегионов – объединений ряда стран.

В теории конкуренции роль пространства стала учитываться сравнительно недавно; традиционно конкурентные процессы рассматривались вне пространства. В настоящее время теория конкурентоспособности регионов проходит период становления. Поэтому, говоря о региональной конкурентоспособности, в первую очередь необходимо выделить существующие подходы к определению понятий конкуренции регионов.

Один из подходов базируется на разработках М. Портера. На основе положений Портера конкурентоспособность региона определяли как продуктивность использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала. По сравнению с другими регионами. Она отражается в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения:

− размер ВРП;

− величина производственных ресурсов (основные фонды и т.д.);

− величина природных ресурсов;

− величина человеческих ресурсов (уровень образованности).

Второй подход к определению основных понятий конкуренции регионов заключается в рассмотрении территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.

Третий подход, по мнению ученых Института «Евроград» (Санкт-Петербург), предполагает, что процесс усиления конкуренции между регионами определяется в первую очередь глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия. В настоящее время политическая, экономическая и социальная системы. Гражданские права, законы наряду с национальными культурами подтверждены процессам глобализации и обостряющейся конкуренции.

На возрастание состязательности регионов влияют и другие процессы, характерные для современного мира: научно-технический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала, увеличение неравномерности развития, обострение конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.

Таким образом, конкурентоспособность региона – необходимое условие достижения его успехов как экономической системы, выражает совокупность множественных отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами и понимается как способность обеспечивать благосостояние проживающего в регионе населения за счет совокупности факторов производства, институтов и мер экономической политики, определяющих уровень производительности региональной экономики.

Следовательно, важнейшими критериями, характеризующими конкурентоспособность региона, стали уровень благосостояния населения (среднедушевые доходы, отнесенные к прожиточному минимуму) и скорость роста производства в базовых отраслях (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве).

Конкурентоспособность является не только свойством региона как экономической системы, но и сама выступает системой свойств, позволяющих региону эффективно вести конкуренцию для достижения целей региона. Описание системы конкурентоспособности региона включает:

− цели, достигаемые с помощью конкурентоспособности;

− отношения с внешней средой;

− состав элементов, обеспечивающих конкурентоспособность региона (источники, факторы, конкурентные преимущества, критерий и оценка конкурентоспособности);

− взаимосвязи между элементами, входящими в систему конкурентоспособности региона.

В системе конкурентоспособности необходимо также выделять ее факторы, которые можно разбить на три группы:

− региональные кластеры – совокупность взаимосвязанных отраслей;

− инновационная система региона;

− другие факторы (экономико-географическое положение региона, имидж региона, система социального взаимодействия и социальный капитал региона и др.).

Региональная конкурентоспособность означает способность региона не только эффективно использовать региональные ресурсы, но и воздействовать на макроэкономическую политику, отстаивать интересы региона на федеральном уровне и формировать необходимую внутреннюю среду. То есть региона как субъект хозяйствования в конкурентных условиях может и должен вести себя стратегически. Разрабатывая стратегию и тактику развития, обеспечивающие конкурентные преимущества и итоговую конкурентоспособность региона.

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые можно сгруппировать в два признака: базовые и обеспечивающие.

К базовым признакам можно отнести обладание регионом развитой системой производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные и используемые), уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и другие аналогичные показатели.

Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона определяются как система хозяйствования в нем, что формируется в виде эффективности управления экономикой, скорости и простоты протекания процессов, в том числе финансовых, товарных и других.

На конкурентные позиции регионов также влияют тип специализации и место региона в системе территориального разделения труда (центр, периферия, полупериферия). Отнесение регионов к центру и периферии определяется не географическим положением, а отраслевой структурой региона. К представителям центра относят регионы, где преобладают прогрессивные отрасли с высокой добавленной стоимостью, регионы с высокой долей услуг, хорошо развитой инфраструктурой. К периферии – с преобладанием добывающих отраслей.

Роль региона в территориальном разделении труда зависит от доли отраслей интеллектуальной специализации, а также наличия в регионе центров принятия решений компаний. Регионы, богатые ресурсами, но не имеющие центров принятия решений, вовлекаются в процессы эксплуатации со стороны регионов, сосредотачивающих головные офисы фирм; прибыль, создаваемая в регионах со специализацией на производственных функциях, перетекает в регионы, где сосредоточены центры принятия решений; именно в них поступает большая часть добавленной стоимости.

Оценка конкурентоспособности является одним из способов оценки регионального развития, назначение которой состоит в выявлении тенденции и перспективы экономического роста региона в сравнении с другими.

Для анализа конкуренции применяют категории внешней и внутренней конкурентоспособности региона. Причем внешнюю конкурентоспособность понимают как способность продавать товары и услуги на национальном и мировом рынках, а внутреннюю – как способность продавать товары и услуги на внутрирегиональном рынке при конкуренции с импортом и ввозом из других регионов.

Межрегиональная конкуренция выступает в формах вертикальной и горизонтальной конкуренции.

Вертикальная конкуренция – это конкуренция между разными уровнями власти – центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом – за объем властных полномочий, за большую долю независимости и перераспределяемых ресурсов. Положительной стороной вертикальной конкуренции является развитие конкурентных начал, реализация возможностей экспериментирования, ограничение монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная ее сторона состоит в формировании тенденции вытеснения конституционных норм договорным правом. Формирования модели переговорного федерализма, ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных режимов другим регионам.

Горизонтальной конкуренцией называется конкуренция между регионами одного ранга, например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов. Позитивом горизонтальной конкуренции является поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов. Расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, стимулирование привлечения инвестиций. Негативом – стремление «прокатиться на чужой спине», т.е. когда особые условия в одних регионах создаются в ущерб условиям для других.

Анализ конкурентоспособности регионов в межкризисный период (1998-2007 гг.) и обусловливающих его факторов позволяет сделать следующие выводы:

1. Важнейшим фактором, обеспечивающим благосостояние проживающего в районе населения, является доминирование в экономике экспортно-ориентированных производств, прежде всего связанных с добычей нефтегазовых ресурсов и, в меньшей степени, металлургии и отдельных химических производств (за исключением двух столиц). Прогресс в динамике несырьевых производств наблюдается достаточно часто также в регионах с сырьевой экономикой, но он не имеет «самодостаточного» характера, так как не приводит к диверсификации экономик регионов.

2. Подавляющее большинство регионов с достаточно диверсифицированной экономикой (за исключением двух столиц) не способны обеспечить высокий. А часто и средний уровень благосостояния проживающего в нем населения. Исключение составляли Самарская, Ярославская, отчасти Нижегородская области и Хабаровский край.

3. Современные способы и эффективность сельскохозяйственного производства даже при благоприятных условиях не позволяют обеспечить конкурентоспособность региона (исключение – Ростовская область).

4. Отставание регионов в развитии практически полностью обусловлено либо доминированием в их экономике сельского хозяйства с неблагоприятными условиями естественного характера (климат, удаленность от рынков сбыта), либо малоперспективность промышленных секторов, прежде всего машиностроительных, в условиях отсутствия целенаправленной политики по реструктуризации экономик малоперспективных регионов.

Литература:

1. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008 г.

2. Бельчук Е.В.. Гагарина Г.Ю. Роль крупных городов в формировании единого экономического пространства России // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2007 г. № 2.

3. Горисов С.П. Проблемы формирования устойчивости и конкурентоспособности региона (теория, методология и практика): монография / под ред. М.В. Степанова. – М.: Издательство «Палеотип», 2005г.

4. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007 г

5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997г.

7. Лузанов А.Н. География банковской деятельности. – М.: МАКС Пресс, 2002.

8. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2008: Стат.сб./Росстат. – М., 2008.

9. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. – М.: Деловая литература, 2007 г.

10. Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006 г.

Контрольные вопросы:

  1. Что оказывает воздействие на формирование региональной рыночной среды?
  2. В каких регионах, на Ваш взгляд, следует усиленно развивать малое предпринимательство и почему?
  3. Какие факторы влияют на развитие торгового потенциала региона?
  4. Каким образом социально-экономическое положение региона воздействует на рынок труда на его территории?
  5. Насколько коммуникационная освоенность региона влияет на уровень развития его рыночной среды?
  6. Какова роль крупных городов в формировании экономического пространства страны и отдельных регионов?
  7. Что можно отнести к конкурентным преимуществам территории?

8. Каковы конкурентные позиции российских регионов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: