Семинар по теме. Регуляция биосинтеза белка. Понятие о гомеостазе

Учебно-методический комплекс к занятию № 5.

Методические указания к аудиторному занятию № 5.

Семинар по теме. Регуляция биосинтеза белка. Понятие о гомеостазе.

Цель занятия. Усвоить основы механизма функционирования генов.

Знать: механизм включения и выключения генов, виды и возможные следствия точечных мутаций, кибернетические основы поддержания гомеостаза.

Уметь: определять вид точечной мутации по изменению последовательности нуклеотидов и-РНК.

Оснащение занятия. Таблицы, схемы, методические указания.

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

1. Понятие о структурных генах, генах-операторах и белках репрессорах. Гипотеза Жакоба-Моно.

2. Механизм включения генетической активности (дерепрессия или индукция) генов.

3. Механизм выключения генетической активности (реактивация белков – репрессоров и блокирование генов -операторов).

4. Основные кибернетические понятия в биологии: стационарное состояние системы, детектор, регулятор, эффектор, вход и выход из системы, обратная (отрицательная и положительная) связь. Биологические примеры обратной связи.

5. Замещения, инверсии, вставки, выпадения нуклеотидов. Последствия точечных мутаций для собираемых молекул белка и функций организма.

Тестовый контроль усвоения материала. Выбрать только одну букву, соответствующую правильному (правильному и полному) ответу или верно законченному высказыванию. Ответ "все верно" означает, что все вышеназванные варианты ответов верны.

1. При транскрипции белок-репрессор связан

а – с геном-оператором б – со структурными генами в – с индуктором г – все верно д – все неверно

2. Где расположен ген-оператор?

а – на лизосомах б – на ДНК после структурных генов в – на ДНК перед структурными генами г – на ДНК перед геном-регулятором д – все неверно

3. С чем связаны индукторы при трансляции?

а – с геном-оператором б – со структурными генами в – с белками-репрессорами г – все названное верно д – все неверно

4. Белок-репрессор синтезируется по матрице

а – гена-оператора б – промотора в – гена-регулятора г – р-РНК д – все неверно

5. Где расположены структурные гены?

а – на лизосомах б – на ДНК после гена- оператора в – на ДНК перед геном-оператором г – на ДНК перед геном-регулятором д – все неверно

6. Белок-продукт (фермент) синтезируется по матрице

а – гена-оператора б – промотора в – гена регулятора г – р-РНК д – все неверно

7. Назвать самую тяжелую мутацию

а – вставка 1 нуклеотида б – вставка 3 последовательных нуклеотидов в – выпадение 6 последовательных нуклеотидов г – вставка 6 последовательных нуклеотидов д – все названные мутации одинаково опасны

8. Замена одного нуклеотида в ДНК

а – обязательно приводит к замене 1 аминокислоты при синтезе белка б – может не приводить к нарушению последовательности аминокислот в – ведет к «сдвигу рамки» триплетного кода и сборке бесполезного белка г – все верно д – все неверно

9. Указать правильную последовательность событий при биосинтезе белка

а – дерепрессия (Д), сборка белка (Сб), транскрипция (Т), репрессия гена-оператора (Р) б – ДРТСб в – ДТСбР г – СбРТД д – ТСбРД

10. Что такое индуктор?

а – ген-оператор б – промотор в – ген-регулятор г – р-РНК д – все неверно

Основная литература:

1. Чебышев Н.В. и др., Биология (Учебник). –М.:ВУНМЦ 2000. С. 229-236.

2. Конспект лекции № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: