Процесс жизнеобеспечения при товарном производстве

.

 
 


так как никаких благ в нём не создаётся. А блага, приобретаемые за счёт полученных в нём денег, создаются только в сфере общественно полезной деятельности. Это лишает деньги, полученные в трудовой сфере их изначального правового эквивалента, так как они постоянно "разбавляются" деньгами из сферы неэкономического обогащения. А возникающий при этом инфляционный "пузырь", усиленно сдерживаемый правительствами всех государств, время от времени лопается, образуя финансовые кризисы.

5.4. Чем оборачивается "свобода" выбора человеком своей специальности?

Из-за лицемерного отношения к использованию понятия "свобода" и "правам человека", современное общество часто теряет в этом вопросе чувство меры. "Свобода есть осознанная необходимость". Информация – это оружие. И для современного общества, в отличие даже от предыдущего века, значительно более актуальной задачей является не борьба против "ущемления" свободы слова, а её разумное ограничение, особенно, применительно к работникам СМИ. Жизнь изменяется. И то, что ещё вчера казалось "мелочью", сегодня может стать принципиально необходимым.

Видов деятельности, существующих в современном обществе, такое множество, что разобраться, где деятельность, общественно полезная, где допустимая, а где общественно вредная совсем не просто. Многим видам деятельности, представляющим собой явную аферу, коррупция сумела обеспечить законодательное прикрытие, что мы уже не раз отмечали.

Доля членов общества, участвующих в процессах создания благ, даже включая сюда и важнейшую деятельность по созданию и сохранению человеческого капитала (образование и здравоохранение) неуклонно снижается и сегодня уже составляет меньшинство всего населения. Развитие сферы услуг опережает развитие сферы производства. Но общество, основанное только на оказании услуг друг другу, не может существовать даже при самой высокой эффективности этого процесса, и обречено на деградацию. Поэтому человек не свободен в выборе своей деятельности, и определённая, возможно очень жёсткая, регламентация этого вопроса – это вопрос жизни и смерти общества.

Рассмотрим пример, во что обходится современному человечеству лицемерный лозунг "человек – свободен" только в одном из аспектов человеческой деятельности – выборе им своей специальности. Каждый член общества обладает, примерно, одними и теми же способностями, что в принципе позволяет ему заниматься, практически, любыми видами деятельности. Хотя это достаточно удобно, но – это тот же универсализм, от которого человечество уже однажды отказалось, осуществив разделение труда и перейдя к товарному производству. Но человек обладает ещё и генетической предрасположенностью к определённым видам деятельности, что позволяет ему генетически обладать более высокими способностями от рождения, и развивать их в себе более интенсивно. Из таких людей и получаются "гении".

А теперь представим себе, что человек получает специальность не по собственному выбору (т.е., как правило, чисто случайно под влиянием жизненных условий, в которых он находится), а на основании предварительных обследований его ещё в детском возрасте, и последующих проверок на предмет выявления его предрасположенности к определённым видам деятельности. Насколько эффективнее может быть деятельность такого специалиста, который занимается деятельностью, к которой он и генетически предрасположен и получил соответствующую профессиональную подготовку? Наверное, в разы. Но ограничимся 10-30 процентами. Не имеет значения, за счёт чего, насколько равномерно и у каждого ли участника произойдет такой рост. Ниже, в таблице 1, показан результат неизбежных потерь и для самого человека, и для общества, возникающих из-за снижения уровня его профессиональной подготовки, так как процесс выбора специальности доверен стихии "свободного выбора". Это просто условный средний результат, получающийся из математической закономерности, проявляющейся в том, что сравнительно мелкий фактор, которым легко пренебрегают, регулярно повторяясь, приводит со временем к потерям, которые становятся судьбоносными. Но часто эти потери и не маленькие, как это имеет место в рассматриваемом случае.

Таблица 1

Что теряет человечество из-за "свободы" в выборе профессии

(в "разах" от того, что им фактически создано за первый год)

Год работы            
Исходя из 1% 0,01 1,105 1,22 1,493 1,649 2,72
Исходя из 10% 0,1 1,59 5,73 44,26 116,22 13970,0
Исходя из 20% 0,2 5,19 36,3 1468,8 9096,0 83 000 000
Исходя из 30% 0,3 12,78 189,6 36117,9 497716,0 250 000 000 000

Цифры, конечно, условны. Разумеется, речь не идёт о деньгах, которые можно печатать неограниченно. За единицу можно принять некий объём совокупного продукта, производимого одним человеком или всем сообществом за данный год. Но безусловным являются масштабы нарастания потерь, вызванных влиянием ошибок системного характера, действующих постоянно с неизбежностью объективных факторов. А если учесть, что многие отрицательные факторы, внесенные в систему производственных отношений, действуют уже более двух столетий, то потерь, которые понесло от этого человечество, было бы вполне достаточно, чтобы содержать на уровне среднего класса всех нищих, существовавших в это время на нашей планете. Но если создать социально обоснованную систему распределения благ, то не будет ни нищих, ни необходимости затрат на их содержание.

Это лишь один пример, из множества подобных вопросов, которые в связи с переходом к товарному производству и могут, и должны получить другое решение. А если попытаться оценить, что теряет человечество от экономической некомпетентности руководителей государств и руководителей иных органов управления, в том числе и депутатов всех уровней, то величина экономического ущерба заставит пересмотреть многие "очевидные" вещи.. Может быть через какое-то время "право быть избранным", предоставляемое сегодня каждому члену общества, будет рассматриваться уже не как признак торжества демократии, а примерно так же, как мы рассматриваем сегодня "право первой ночи" или "кровной мести".

Многие социальные и правовые последствия, возникшие с переходом к товарному производству, не только не получили соответствующих решений, но и остаются, в основном, неосознанными обществом, становясь тормозом его развития.

Свобода выбора человеком своей профессии преподносится, как реализация "прав человека" и достижение современного общества. Но не слишком ли дорого обходится для современного общества такая показная "свобода". Человек обязан заниматься общественно полезной деятельностью. Но это происходит не ради выполнения обязанности, как таковой, а ради получения максимальной объективной пользы. Следовательно, член общества должен работать там, где он способен принести максимальную пользу. Причём, судить о его способностях может тоже только специальный орган, укомплектованный специально подобранным контингентом, прошедшим и соответствующий отбор, и соответствующую подготовку.

А кто может сосчитать, во сколько обходится обществу всеобщее "право" быть избранным на любую выборную должность, тем более. предполагающее ещё и самовыдвижение? Право "избирать" может, действительно, принадлежать всем, так как оно осуществляется только самим членом общества и на других существенно не влияет. Но право "быть избранным" может оказать на других членов общества такое воздействие, которое может стать непоправимым. Прежде, чем стать кандидатом в депутаты или президенты, член общества должен пройти строжайший отбор, не имеющий с демократией ничего общего.

Зато все избиратели могут быть уверенными, что кто бы из кандидатов ни был избран, в любом случае это будет человек из числа лиц, признанных наиболее подходящими именно для данного вида деятельности.

Право каждого "стать президентом" – это показатель не уровня "свободы", установленного в обществе, а, скорее, уровня глупости, ещё не изжитого обществом.

Объективно человек развивается и как физиологическое существо, проходя стадии формирования человеческого капитала. Но одновременно член общества, став полноценным носителем своей доли совокупного человеческого капитала, продолжает развиваться в условиях действия совокупного человеческого капитала, образующего всё человеческое сообщество. Причём, если первый вид развития, в основном, повторяет объективно сложившийся процесс развития органической материи, то второй вид приобретает новые качественные формы, которые ранее человечеству были неизвестны. Переход к товарному производству характеризовал собой именно этот, второй вид развития, объективно требующий более жёсткой регламентации поведения каждой отдельной человеческой особи. Но идеологически этот второй процесс сопровождался развитием культа индивидуализма, либерализма, свободы и прав человека, что объективно не совмещается со вторым видом развития.

Кроме того, подлинная свобода человека, заключающаяся в его экономической самостоятельности и независимости, очень часто достигается путём более жёсткой регламентации в частностях. Как это, например, имеет место при выборе специальности. Не говоря уже об ограничениях, связанных с осуществлением торгового партнёрства, требующего отказа от идеологии "свободного рынка".

5.5. Сколько стоит "финансовая услуга"?

В условиях товарного производства роль финансовой услуги, связанной с созданием производительных сил, имеет исключительно важное значение. Чем больше человек использует присущий ему интеллект, тем больше затрат требуется ему на осуществление таких направлений исследования и такой деятельности, о которых даже наши современники не имеют достаточных представлений. В то же время – это совсем не признак тупикового развития, так как рост производительности труда приводит к росту массы дохода, что в любом случае увеличивает инвестиционные возможности человечества, состоящие из:

− амортизационных отчислениё, рассматриваемых, как обязательная форма материальных затрат, допускающая достаточно широкие пределы регулирования;

− образования инвестиционных фондов за счёт средств налогоплательщиков, превращающихся в общую совместную собственность всех членов общества;

− индивидуальные средства физических лиц, которые те вкладывают либо в государственные ценные бумаги, либо в банки, либо в юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Услуга – одна и та же. Логично, чтобы и базовая стоимость её была тоже одинаковой и всем известной. И если тот или иной орган, правомочный оказывать подобные услуги, хочет получить иную цену, выше или ниже, он должен это обосновать и получить соответствующее разрешение. А, поскольку существование инфляции и финансовых кризисов недопустимо, то расчёты нужно проводить, исходя из отсутствия подобных явлений и вряд ли больше чем на 50 лет, после чего эти цифры достигают астрономических размеров.

Если оплата услуги будет не высока, то ничего страшного не произойдёт, так как это будет услуга всему обществу. А если услугу оказывают все, то общий благоприятный результат уже является достаточной оплатой. Настоящей ошибкой, ценой которой может стать гибель цивилизации, является создание системы, позволяющей человеку вести процветающее существование, не работая. Именно такой системой является "акционерная система", существующая в современном обществе.

Самовозрастание стоимости вкладов – это экономический абсурд, который должен быть просто запрещён. Но цена финансовой услуги, если она не сопровождается изъятием прав у участников и передачей их акционерам – это вполне доброкачественное денежное поступление, и она зависит от того, какую роль общество этой услуге отводит. Казалось бы, видимых ограничений здесь нет, но на самом деле такие ограничения существуют..

Человек обязан участвовать в общественно полезной деятельности. Но эта "обязанность" должна быть подкреплена и необходимостью. Т.е. оплата финасовой услуги должна быть такой, чтобы член общества, оказывающий финансовую услугу, объективно не имел возможности осуществлять свою жизнедеятельность только за счёт полученной оплаты. Сегодня в большинстве развитых государств цена этой услуги составляет около 1%. А в Японии – ещё ниже. Но пока в современном обществе, кроме доброкачественных финансовых услуг, существует система акционерного обогащения, которая, будучи финансовой аферой, занимает господствующее положение в сфере оказания финансовых услуг, никакой "объективной необходимости" в осуществлении общественно полезной деятельности существовать не может.

И величина % по депозитному вкладу, и величина банковского ссудного %, и, соответственно, величина банковской "маржи", применительно к деятельности банков, носящей публичный характер, должна жёстко регламентироваться государством. Кроме того, только самый низкий уровень оплаты финансовой услуги открывает реальные возможности для осуществления важнейших ссудных процессов (ипотека, ссуда на образование, лечение и т.п.). Да и в коммерческой деятельности низкий ссудный % является очень существенным фактором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: