Создание человеческого капитала

Сегодня этот процесс происходит в форме получения обязательного общего школьного или среднего специального образования, обучения и ВУЗах, и процесса "самосовершенствования", который каждый осуществляет в меру понимания этой задачи и собственного желания. Получение, а, главное, усвоение необходимой информации, безусловно, является частью процесса формирования человеческого капитала, но только частью. К сожалению, самого понятия "человеческий капитал", как чёткого общепринятого определения в обществе пока не существует.

Человеческий капитал – комплекс физических, интеллектуальных, трудовых, и иных способностей, но, главное, духовных качеств. И, только используя свои способности во благо всего общества, и развивая свой человеческий капитал, член общества осуществляет свою главную жизненную функцию и обязанность, и может быть признан членом человеческого сообщества, получающим соответствующие права и несущим соответствующие обязанности.

И знания, и духовное, и физическое развитие, и даже внешний вид – всё это образует человеческий капитал. Но если приобретение многих сторон человеческого капитала происходит как бы "само собой", под влиянием различных сторон человеческой жизнедеятельности, то так же "само собой" происходит и приобретение человеком определённых "жизненных устоев", появление которых часто противоречит и человеческим и, просто, естественным основам биологического развития таких органических объектов природы, к которым относится человек. Так было, когда "Египетская цивилизация" направляла основные свои усилия на совершенно ложные общественные цели в виде строительства пирамид. Так же было и с "цивилизацией Майя", тоже сосредоточившей свои усилия на ложных культовых целях. Так происходило и позже, в частности, и с Римской империей, признавшей рабовладение "правовой" формой человеческого развития. Так происходит и с современным человечеством, создавшим себе "культ денег". Сообщества людей, образовывавших цивилизации Египта и Майя, свято верили, что создаваемые ими "священные символы" помогут умилостивить Богов, которые пошлют им необыкновенные урожаи и создадут изобилие жизненных благ. Члены современного общества не очень надеются на Бога ("на Бога надейся, а сам не плошай!"), но зато многие из них хорошо понимают, какие возможности предоставляет им "культ денег", когда миллиарды людей работают над созданием благ, которые потом распределяются только с помощью денег. Хотя сами деньги никаких благ создавать не способны, и для большинства членов общества это достаточно очевидно, но и приобрести уже созданные, готовые блага в условиях товарного производства возможно только с помощью денег. Это очевидно: не имея ложки невозможно съесть тарелку борща. Но, в случае "с борщом", у человека хватило ума не создавать себе "культа ложки" и не стремиться приобретать как можно больше ложек. Но и создать систему, при которой человек использовал бы деньги так же, как он сегодня использует ложку, современное человечество не сумело. Существует ложный "культ денег", как источника появления благ, благодаря которому общество сосредотачивает своё внимание на ложных целях, приоритет предоставляется человеку, обладающему ложными качествами. Деньги – не пирамиды. Но принципиальная ошибка та же самая:

Сосредоточение усилий общества на ложных целях.

Результат неизбежно будет тот же самый:

Стагнация экономического развития и гибель цивилизации, так как общество не способно существовать, руководствуясь ложными "целями".

Одной из задач формирования человеческого капитала является максимальный учёт естественной предрасположенности человека к той или иной форме деятельности. Человек не обязательно должен уметь управлять государством. Но каждый член общества должен быть уверен в том, что "любая кухарка" и не придёт к управлению государством. А те, кто придёт, - это совсем не "любые", а наиболее одарённые. Работа с человеческим капиталом должна помочь выявлению человеческих способностей, что само по себе очень важно.

Кроме того, важно, чтобы каждый человек имел правильное представление и о своём месте в обществе или, что, примерно, то же самое, хотя бы не считал, что приобретение "ложек" или "денег" может рассматриваться, как общественно полезная деятельность и является целью и основой его существования. Хотя весь уклад жизни современного человека основан именно на таком представлении.

Особенностью человеческого общества является "договор поколений", существующий не формально, а естественно (один человеческий вид), в соответствии с которым человек приобретает права, ещё не начав выполнять обязанности и не став обладателем полноценного человеческого капитала. Поэтому определённый контроль за человеческой личностью является и естественным правом человеческого сообщества на любой стадии его развития, и объективной необходимостью и обязанностью. Причём, отношения членов общества, обладающих развитым человеческим капиталом с другими членами общества, не сумевшими сформировать у себя соответствующий уровень человеческого капитала, это не коммерческая сделка, которая при отсутствии нормативной регламентации вообще полностью соответствует отношениям раба и рабовладельца. Это, скорее, отношения родителей с детьми, когда главная ответственность лежит на более "развитом" в данный момент поколении.

Исторически, "человеческий капитал" всегда (кроме последних 2-3 столетий) рассматривался, как важнейший объект собственности человека, принадлежавший ему "от Бога", т.е. по "естественным основаниям". Правда, и сословные привилегии, которыми обладала феодальная знать, рассматривались так же. В эпоху буржуазных революций понятие "человеческий капитал" вместе с сословными привилегиями было выброшено на "свалку истории", что было, конечно, ошибкой, хотя исторические последствия этого шага только ещё начинают осознаваться. Исторически существование социальной элиты оправдано, и весь вопрос в том, чтобы основными отличиями элиты от других членов общества были дополнительные более высокие обязанности, связанные с риском для жизни. Именно такими обязанностями и обладало русское дворянство. К такой же "элите" вполне уместно отнести и членов ВКП (б). И пока почти единственной их привилегией была возможность отдать свою жизнь за Родину, они такой элите, в основном, соответствовали.

"Свято место не бывает пусто" – и место, объективно и по праву принадлежавшее человеческому капиталу, занял имущественный, денежный капитал с массой негативных последствий, явившихся результатом допущенной ошибки. Причём, историческая "элита" – это члены общества, на которых были возложены очень высокие общественные обязанности, в том числе, и моральные. Современная российская элита возложила на себя ничем не обоснованные привилегии, которые активно использует для собственного обогащения.

Два-три века использования человечеством ложных ценностей не прошли даром. Многие люди приспособились к новым ценностям, которыми стали "деньги", и материально заинтересованы в сохранении статус-кво. В России, например, несмотря на неоднократные призывы российских Президентов к повышению роли человеческого капитала, "воз и ныне там".

Определённое влияние на формирование человеческого капитала школа, конечно, оказывает, хотя могла бы оказывать и большее. Решение проблемы формирования человеческого капитала нам представляется в форме постепенного перехода к системе сочетания "образования" и "наставничества". Современное общество к этому не готово. И никогда не будет готово, если не поставить задачу на перспективу и не начать последовательно её решать. Отсутствие средств – не аргумент. Средств может "не хватать" даже на еду. Но на формирование человеческого капитала, т.е. на создание возможностей "завтрашнего дня", средств всегда должно быть "по потребности".

Но от существующей системы образования, уже не соответствующей новым реалиям, но для своего времени неплохой, мы всё равно никуда не уйдём. Значит, думая о будущем, нужно совершенствовать действующую систему. И в этом отношении сделать можно очень много. Выскажем некоторые соображения:

О цели. Задачей должно стать не получение минимума информации, а тем более, документа о таком получении в виде аттестата, а овладение максимально возможным человеческим капиталом, безграничным по своей природе. Его следует признать главным человеческим достоянием, постоянно пропагандируя эту идею всеми доступными средствами.

О единстве цели и практики. Лицемерие погубит человечество. Невозможно убедить ученика в важности получения образования, если школы нищенствуют, а преподавательский труд является самым низкооплачиваемым видом работы. Финансирование школ должно быть "по потребности". Учитель (наставник) – привилегированная категория общества, и оплата труда учителей – самая высокая (предмет труда – человек). В финансировании школ и ВУЗов должно участвовать и государство, так как получение человеческого капитала нельзя превращать в источник получения прибыли. Но обучение должно быть дорогим и платным, хотя и доступным каждому члену общества, благодаря использованию долгосрочных ссуд.

О педагогической деятельности. Это – самая важная форма человеческой деятельности. Педагогические институты, не имеющие, как правило, должного статуса де-факто, должны представлять собой лишь "первую ступень", чтобы и сам человек., и окружающие могли убедиться в правильном выборе профессии. Только обязательный 2-3 летний курс подготовки в университете и вероятно приобретение учёной степени, даёт право заниматься педагогической (а, в дальнейшем, и наставнической деятельностью).

Отбор в педагогические институты должен быть самым строгим. Сегодня лишь меньшинство поступает в эти институты "по велению сердца", а большинство "от некуда деться", не пройдя по конкурсу в другие ВУЗы. Многие "педагоги от Бога" выбирают другие профессии только потому, что не хотят обрекать себя на полунищенское существование.

О процессе обучения. За десятилетний период получения информации, который существует в школах, её можно получить в 2-3 раза больше, если добиться, чтобы каждый школьник получил максимум того, что он способен усвоить. Из равноправия членов общества не следует, что "все ученики одинаковы". Наоборот, объективно, все различны. Но зачем из Эмиля Гилельса делать Антона Макаренко, или наоборот? С детского возраста подрастающий член общества должен регулярно подвергаться медицинским обследованиям и психологическому анализу. Общество заинтересовано в том, чтобы "пироги пёк пирожник, а сапоги тачал сапожник". И каждый отдельный член общества тоже заинтересован в том, чтобы знать, к какому виду деятельности он имеет и генетическую предрасположенность. Кроме того, научная или практическая работа, в том числе и на коммерческой основе, должна стать "нормой" школьной деятельности.

О стоимости обучения. Образование и в школе, и в ВУЗе должно быть платным. А стоимость образования – очень дорогой, чтобы повысить ответственность и педагогов, и учеников. Благодаря социальным долгосрочным ссудам проблема оплаты становится доступной всем.

Трудоустройство. Ожидаемые потребности общества в тех или иных профессиях тоже должны изучаться и публиковаться. Сегодня подобные исследования рассматриваются, как "нарушения прав личности", что существенно снижает эффективность деятельности члена общества, вынуждая его прибегать к формам неэкономического обогащения, когда его личные способности часто не имеют никакого значения.

Состав групп. Все учились в школах и знают, что уровень обучения объективно ориентирован на наиболее слабых учеников. Отсутствие интереса и постоянной умственной нагрузки подталкивает наиболее способную часть учеников к тому, чтобы "балбесничать" и, практически, освобождает их от того, чтобы прилагать максимум усилий для наиболее эффективного процесса получения образования. Формирование учебных групп должно учитывать необходимость оптимального состава групп, для чего численность каждой группы должна существенно уменьшиться. Кстати, в этом состоит и первый шаг к наставничеству, за которым – будущее.

Об "отсеве" человеческого капитала. Это деликатный вопрос, решение его объективно необходимо, но современное человечество дружно и лицемерно обходит его молчанием. Ошибочное понимание человека, как некоего носителя "абсолютного права жизни", приводит к тому, что "право личности", в том числе даже ещё не существующей, как личность, или личности, приносящей обществу большой вред, ставится выше прав миллионов остальных личностей, составляющих основу человечества, как вида.

Из-за того, что лицемерие для многих стало "нормой" не решается давно назревший вопрос о безболезненном уходе из жизни любого члена общества, желающего это сделать и об отсеве такого капитала, который заведомо не сможет стать полноценным человеческим капиталом. В отличие от многих других вопросов, где за лицемерием скрывается присутствие явной материальной заинтересованности, в данном случае такая заинтересованность просматривается не всегда. Но ущерб и материальный, и моральный весьма ощутим:

Во-первых, нужно уважать естественное право человека на жизнь, что означает возможность свободного выбора между жизнью и смертью.

Во-вторых, избавление человека от излишних страданий, если это можно сделать безболезненно, всегда будет актом гуманизма.

В-третьих, общество избавляется от излишних затрат, тем более, что они часто используются на продление человеческих мучений.

В-четвёртых, в вопросе об "отсеве" неполноценного капитала первичным являются интересы всех членов человеческого сообщества, а не мифические "права человека", которые механически распространяются сегодня на любого подонка.

Такой же лицемерный подход имеет место и в вопросе о сохранении смертной казни, которая придумана совсем не для наказания преступника, а для устрашения окружающих, и в таком качестве, конечно, не нужна. Но замена смертной казни пожизненным заключением – это ложная гуманность. Если бы существовала система безболезненного ухода из жизни, то, вернее всего, большинство лиц, приговорённых к пожизненному заключению, воспользовались бы этой системой, если бы у них появилась такая возможность. Ради чего этих людей лишают такой естественной и гуманной возможности?

Существование (как это уже сделано в некоторых европейских государствах) юридической системы безболезненного ухода из жизни (технических проблем тут не существует) – это фактор, способный оказать существенное влияние на общее оздоровление существующего человеческого капитала и на сокращение бессмысленных общественных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: