Глава 2. Анализ рынка автомобилестроения Германии

Воздействие финансово-экономического кризиса на автомобилестроительную отрасль Германии

Экономика ФРГ представляет собой крупнейшую, а так же, как показал финансовый кризис 2008-2009 гг., наиболее устойчивую и конкурентоспособную экономику в Европе. Её основу составляют частнопредпринимательские инициативы (почти 70% постоянных рабочих мест обеспечиваются малыми и средними предприятиями) и эффективная коммерциализация научно-технических разработок. Продвижение по этим важнейшим направлениям обеспечивается посредством паритетного участия в финансировании перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). То есть на основе хорошо организованного и структурированного частно-государственного партнерства, где обе стороны реально заинтересованы и прилагают необходимые усилия для экономического роста и повышения благосостояния граждан страны. В неизменных ценах (база 2005 г.) ВВП страны вырос в 2013 г. на 0,4 % по сравнению с 2012 г. В текущих ценах рост ВВП составил 2,67% (2,74 трлн. евро в 2013 г. против 2,66 трлн. евро в 2012 г.)

ФРГ обладает наибольшими конкурентными преимуществами практически во всех важнейших отраслях экономики, в том числе, в автомобилестроении, авиастроении, электротехнике и производстве медицинской техники, специального оборудования и транспортных средств, химической и фармацевтической промышленности, станкостроении, производстве сельхозтехники, оборудования для пищевой промышленности, двигателей и приводов, различных аппаратов и измерительных приборов.

Машиностроение, по своей социально-экономической значимости – в среднем свыше 920 тыс. постоянных рабочих мест – представляет собой крупнейшую отрасль обрабатывающей промышленности ФРГ, в которой работает около 6 млн. человек. Отрасль включает в себя не менее 150-ти самостоятельных, преимущественно наукоемких и высокотехнологичных подотраслей с общим числом предприятий, находящихся в частной собственности, около 6,3 тыс. единиц.

Автомобилестроение является одним из локомотивов германской промышленности. Отрасль охватывает предприятия, производящие автомобили (легковые и грузовые), комплектующие для автомобилей, прицепы и кузова. Отрасль носит ярко выраженный экспортноориентированный характер (3/4 производимых автомобилей отправляются на экспорт) и поэтому зависит от мировой конъюнктуры и ситуации на внешних рынках.

Численность занятых в 2013 г. – 749 тыс. чел. (+19 тыс. чел. к 2012 г.), в т.ч. на заводах автопроизводителей – 424 тыс. чел. (+14 тыс. чел.), автокомплектующих – 294 тыс. чел. (+4,4 тыс. чел.), кузовов и прицепов – 31 тыс. чел. (+0,3 тыс. чел.).

Доля германских автопроизводителей на мировом рынке – 20%, в т.ч. среди автомобилей премиум-класса – 80%.

На фоне партнеров по ЕС германский рынок выделяется стабильными показателями. В 2013 г. в ФРГ было продано 3,1 млн. легковых автомобилей (-3% к 2012 г.). Германский автомобильный рынок в настоящее время является рынком покупателя. Стабилизирующим фактором является спрос на автомобили со стороны компаний. При этом 2/3 приобретаемых фирмами машин относятся к малому и среднему классам.

В сфере грузового транспорта рост 2012 г. (+11%) сменился падением в 2013 г. (-5% по легким грузовикам и -11% по тяжелым грузовикам). Производители кузовов и прицепов отметили стабильное развитие в прошедшем году. Доля германских производителей на рынке Западной Европы превысила 40%. При этом имеет место рост объема заказов на 12% по сравнению с 2012 г. Производители автокомплектующих также закончили год со стабильными показателями. Однако среди них наблюдается существенная дифференциация. Производители комплектующих для грузовых автомобилей зафиксировали снижение производства, для легковых автомобилей малого и среднего класса – стабильный уровень, для премиум-сегмента – рост оборота.

Ожидается, что в 2014 г. объем германского рынка легковых автомобилей составит 3 млн. ед., мирового рынка – 70 млн. ед. По-прежнему основной рост предполагается за счет рынков Китая и США. Другие растущие рынки – Индия и Россия. В Западной Европе ожидается дальнейшее снижение продаж.

Производство легковых автомобилей в ФРГ, как ожидается, составит 5,4 млн. ед. (+1% к 2013 г.). Экспорт останется на прежнем уровне и составит 4,1-4,2 млн. ед. Занятость в отрасли также останется на прежнем уровне.

Германский рынок грузового транспорта продолжит начавшееся в 2013 г. снижение: легкие грузовики – до 224 тыс. ед. (-2%), тяжелые грузовики – до 76 тыс. ед. (-4%).

В силу своего места в экономике и ориентированности на экспорт, отрасль обладает большими лоббистскими возможностями. Союз автопроизводителей последовательно выступает за открытость рынков и снижение внешнеторговых барьеров, что приносит успех германским компаниям на развивающихся рынках. В этой связи не осталось незамеченным введение со стороны России утилизационного сбора для импортных автомобилей сразу после вступления в ВТО. Сообщество требует от Европейской Комиссии проведения расследования на предмет соответствия действий РФ правилам ВТО.

Требования Союза к Правительству ФРГ в целях обеспечения дальнейшего устойчивого развития отрасли включают в себя: сдерживание роста стоимости топлива, умеренное налогообложение автовладельцев, сбалансированный подход в части технических и экологических требований. Так, достижение объема выбросов углекислого газа к 2020 г. на уровне 95 г на 1 км пробега требует существенных инвестиций и рассматривается сообществом как избыточное давление на производителей.

Автомобильная отрасль является локомотивом инновационной деятельности в ФРГ, при этом более 70% инновационных инвестиций осуществляют производители комплектующих. Только на разработку альтернативных двигателей в ближайшие три года будет направлено около 12 млрд. евро (40% всех инновационных расходов). Важным фактором дальнейшего развития отрасли остается программа «Электромобильность», согласно которой к 2020 г. в Германии должно эксплуатироваться не менее 1 млн. электромобилей. Федеральным правительством на реализацию программы уже выделено 500 млн. евро, до конца 2014 г. запланировано выделение еще 1 млрд. евро. Было принято решение о продлении налоговых льгот для владельцев электромобилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: