История и современное состояние автомобильного рынка ЕС

Автомобильная промышленность – это отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили (в т. ч. специального назначения), автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты. Возникла в конце 19в. во Франции, Германии, США, Великобритании. В России серийный выпуск автомобилей начался на Русско-Балтийском заводе; всего в 1909-15 произведено св. 600 автомобилей. Автомобильная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации, широким кооперированием, передовой технологией, в т. ч. применением конвейерной сборки. Ежегодно в мире производят 40-45 млн. автомобилей, из них св. 1/4 грузовые и автобусы. Около 1/2 всех производимых новых автомобилей идет на замену выбывающих из строя в результате износа или устарелости.

Страны Западной Европы (ЕС-15) и страны Центральной и Восточной Европы – новые члены ЕС характеризуются высоким уровнем развития автомобилестроения и промышленности в целом, интенсивными инвестиционными процессами в автомобилестроительной отрасли, обладают крупнейшим автомобильным рынком; они территориально близки к России, что обусловливает тесное сотрудничество России с этими странами в области автомобилестроения. Кроме того, ПИИ в автомобильную промышленность России осуществляют те же «игроки», которые действуют и на рынках Европы, и прежде всего компании Дженерал Моторс, Форд, Фольксваген, Тойота и другие.

Задолго до появления автомобиля люди уже изобретали разнообразные самодвижущиеся экипажи. Причем многие модели были не только действующими, но и весьма эффективными.

К примеру, рассказывает в книге «История автомобиля» А. Моравский, еще в середине IV века до н.э. для Дионисия младшего, тирана Сиракуского, был построен некий «Гамаксион» – машина, передвигавшаяся с помощью мускульной силы человека. Как уверяют предания, «Гамаксион» успешно состязался с конными колесницами. Деметрий Фалернский 308 году до н.э. соорудил трехколесную повозку, где в качестве двигателя использовалось беличье колесо. Вместо белки в колесе, естественно перебирал ногами человек. Мускулоходный экипаж имелся и у римского императора Коммода (176-192 гг. н.э.). В триумфальных шествиях римляне использовали также педальные колесницы (педали вертели, разумеется, рабы).

В XV веке мускулоходы заново изобретают в Европе. Они вызывают изумление и восхищение, их приобретают монархи. Скажем, император Священной Римской империи Максимиллиан I для торжественных выездов использовал роскошный экипаж с тем же беличьим, т.е. «ступальным» колесом вместо мотора. Внутри этого огромного колеса вышагивали пятеро дюжих мужчин… Шедевром считался мускулоход, построенный Иоганном Ха-утшем из Нюрнберга в 1469 году для короля Дании. А в 1688 году инвалид Стефан Фарфлер создал четырехколесную коляску с передним приводом. В движение ее приводил сам седок – вручную, через зубчатую передачу.

Затем пришла очередь пружиномобилей. Первая такая машина, созданная французом Жаком де Вокансоном (1709-1782), легко трогалась с места, двигалась и останавливалась. Швейцарский священник Жаневуа в 1760 году изобрел экипаж, в котором роль ключа для завода пружинных двигателей исполняли крылья наподобие тех, что имеются у ветряных мельниц. В Новом Орлеане в 1870 году построили пружинный омнибус мощностью около 16 л.с., который мог перевозить десяток пассажиров. Кстати, в конце ХК века в США было довольно много энтузиастов, полагавших, что пружиномобиль способен обогнать автомобиль…

Популярными тогда были и пневмомобили – машины, работающие на сжатом воздухе. Первую из них англичанин Ман построил еще в 1823 году, но широкое распространение пневмомобили получили лишь на исходе столетия, когда появились баллоны высокого давления для сжатого воздуха. Пневмогрузовики и пневмокары в немалых количествах строили в Великобритании, Франции, США. Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся» – сам от латинского – движущийся». В наше время автомобиль – самое распространенное средство механического транспорта. В России в ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687-1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. Нельзя не отметить, что уже в 1899 г. русский инженер И.В. Романов разработал оригинальную конструкцию электробуса. И хотя в это время направление развития безрельсового сухопутного транспорта окончательно не определилось, а будущие автомобили еще занимали весьма скромное место в ряду с электро- и паромобилями, промышленное производство безрельсовых транспортных средств (БТС) неуклонно росло, а главное – повышалась экономическая потребность в них, особенно в таких территориально обширных странах как Россия и США.

Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся» (от греческого autos – сам и латинского mobilis_движущийся). В наше время автомобиль – самое распространенное средство механического транспорта. Во всем мире насчитывается более 300 млн. автомобилей.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей промышленности для большого количества стран, и в полной мере испытывает на себе воздействие глобализации. В соответствии с общими тенденциями глобализации экономики и интернационализации производства, инвестиционные потоки в мировой автомобильной промышленности значительно возросли за последние годы; так, накопленные объемы исходящих ПИИ в ведущих странах автопроизводителях за период с 1980 г. по 2013 г. возросли в десятки раз, и в 2013 г. составили: в США – 2051 млрд.долл., в Германии – 967 млрд. долл., во Франции – 853 млрд.долл., в Италии – 39 млрд.долл., в Японии – 386 млрд.долл. США В то же время конкуренция в автомобильной промышленности в последние годы приняла новые формы (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.1

«Старая» и «новая» модели-конкуренции в автомобильной промышленности[2]

«Старая» модель конкуренции «Новая» модель конкуренции
«Внутристрановая» модель, основанная на экспорте комплектующих для сборки из страны базирования «Глобальная» модель (производственные операции организованы как на региональной, так и на глобальной основе)
Рынки развивающихся стран являются районами бросового экспорта устаревших моделей и оборудования Развивающиеся страны являются местом расположения предприятий окончательной сборки
Экспортно-ориентированная индустрия (компании из различных стран конкурируют друг с другом, в основном, через рынки) Сетевая индустрия (каждый крупный игрок производит продукцию в пределах каждого крупного рынка)

Основными причинами перехода от внутристрановой к глобальной модели конкуренции являются: применение автопроизводителями модульной сборки, и использование внешних источников ресурсов, что приводит к дальнейшей интернационализации производства.

Существует определенная последовательность развития автопроизводства в новой стране, которая включает в себя четыре стадии: 1) импорт готовых автомобилей местными дистрибьюторами, причем объем импорта может ограничиваться высокими транспортными издержками и возможными мерами правительства; 2) поставка комплектующих с заводов автопроизводителя для сборки на местных предприятиях; организация такого производства позволяет снижать транспортные издержки и использовать минимальные модификации базовых моделей автомобилей для данного рынка; 3) увеличение доли местного труда в процессе сборки готовых автомобилей из поставляемых комплектующих; этот тип производства, поощряемый местным правительством, зависит от местной индустрии производства комплектующих и стимулирует ее развитие; 4) создание местных предприятий с участием автопроизводителя, которые производят большую часть комплектующих для сборки.

Таким образом, на начальное стадии производства в стране присутствуют только сборочные предприятия, а комплектующие в основном импортируются. По мере развития производства в стране появляются заводы по изготовлению комплектующих, возможно также развитие базы для проведения НИОКР; это позволяет улучшить качество материалов и технологий, а также создать новые специфические модели для данного рынка. На успешное прохождение принимающей страной, соответствующих стадий развития производства влияют многие факторы, в частности: 1) специфические преимущества расположения страны и предприятия; 2) конкурентоспособный уровень издержек; 3) наличие квалифицированной рабочей силы; 4) политика правительства; так, введение ограничительных тарифов на импорт автомобилей снижает конкурентоспособность импортируемых автомобилей на местном рынке и вынуждает производителей осуществлять их сборку непосредственно в стране; 5) законодательные акты, требующие от автопроизводителя использования определенной доли, местного труда или комплектующих, изготовленных в данной стране, прежде чем автопроизводителю будет дано разрешение на проникновение на1 рынок данной страны (так, согласно правилам ЕС, пороговым использованием местного контента является 60%)[3], и др.

Зарубежная деятельность компаний – автопроизводителей характеризуется рядом показателей: объемом иностранных активов, объемом продаж за рубежом, количеством работников компании за рубежом, количеством иностранных филиалов; кроме того, вводятся два индекса – индекс транснациональности компании (TNI) и индекс интернационализации компании (П). Индекс транснациональности компании (TNI) рассчитывается как, среднее из трех отношений: доли иностранных активов в общей величине активов компании, доли зарубежных продаж во всем объеме продаж компании, и доли зарубежного персонала компании в общем количестве работников компании [13].

Выбор стратегии компании, ориентированной на интернационализацию производства (помимо экспорта), отражается на уровне зарубежных активов и продаж компании. Так, пятерка лидирующих автомобилестроительных компаний в 2001 г. имела существенную долю иностранных активов: Дженерал Моторс (GM) – 23%, Тойота (Т) – 47%, Форд (F) – 29%, Группа Фольксваген (VWG) – 51%, ДаймлерКрайслер (DK) – 14%. Соответственно, доля> продаж за рубежом равнялась: 26% (GM), 55% (Т), 33% (F), 72% (VWG), 32% (DK). (Таблица 1.2).

Таблица 1.2

Доля иностранных активов, продаж за рубежом, иностранного персонала для основных автопроизводителей (2013 г.)[4]

Компания Страна Доля иностранных активов, % Доля продаж за рубежом, % Доля иностранного персонала, %
Renault SA Франция      
BMW AG Германия      
Volkswagen Group Германия      
Daimler Chrysler AG Германия/США      
Volvo AB Швеция      
Fiat Spa Италия      
Honda Motor Co Ltd Япония      
Mitsubishi Corporation Япония      
Nissan Motor Co Ltd Япония      
Toyota Motor Corporation Япония      
Ford Motor Company США      
General Motors США      

Автопроизводители не только имеют за рубежом весомую долю активов, но и реализуют весьма значимую, иногда доминирующую (например, компания Volvo, Honda, BMW) часть своей продукции за рубежом. Более того, большие объемы продаж за рубежом предполагают стратегическое перемещение активов в зарубежные страны. Такие ПИИ должны обеспечивать ТНК важнейшей информацией о выбранных рынках, как в отношении инноваций (например, возможности для проведения НИОКР, наличие квалифицированных кадров), так и потребностей рынка (например, тенденции рынка, запросы потребителей и др.). Это не предполагает обязательного существенного сокращения рабочей силы в стране базирования и увеличения штата зарубежных работников (пример BMW), однако большинство автопроизводителей, после выбора рынка для международных продаж, перемещают активы за границу и увеличивают зарубежный персонал компании (пример – компании Volvo, Toyota, Honda, Volkswagen; Fiat). Одновременное снижение доли зарубежных продаж и доли иностранного персонала в 2 раза у компании Toyota при увеличении доли иностранных активов, позволяет предположить, что сокращаемый иностранный персонал компании связан с продажами, а не с производством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: