Особенности регулирования автомобильной промышленности в Германии в рамках ЕС

В качестве основной задачи правового регулирования в сфере промышленности и услуг Германии государством провозглашен принцип свободы конкуренции, и создания для всех участников потребительского рынка единых правил конкурентной борьбы[13].

Реализация этого принципа обеспечивается достаточно сложной системой правового регулирования, которая направлена, с одной стороны, против ограничений в соперничестве конкурентов, а, с другой – против осуществления недобросовестной конкуренции, противоречащей «добрым нравам».

Практически же указанная система правового регулирования состоит из двух крупных блоков норм действующего законодательства Германии.

К первому блоку относятся нормы, препятствующие ограничениям в конкурентной борьбе (заключение картельных соглашений, формирование монополий и т.д.). Целью этих норм является защита свободы действий конкурирующих предприятий и конкуренции как института рыночной экономики. Основу нормативной базы в этой области представляет федеральный закон «Против ограничений конкуренции» в редакции 2002 г.

Ко второму блоку относятся нормы, запрещающие различные виды недобросовестной конкуренции. Основными правовыми актами здесь являются: Федеральный закон против недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г., в редакции 2002 г., а также Федеральный закон «О времени работы торговых точек» от 28 ноября 1956 г., с последующими изменениями и дополнениями.

Закон против ограничений конкуренции, помимо утверждения общего принципа запрета соглашений картельного характера, определяет также систему органов по надзору за соблюдением установленного правового режима конкурентной борьбы.

Федеральное ведомство по картелям дает разрешение на отдельные виды картельных соглашений (например, для преодоления кризиса в сбыте), ведет регистрацию и наблюдение за недопущением злоупотреблений при реализации соглашений о картельных ценах, осуществляет контроль над слиянием предприятий. В целом, оно осуществляет свою компетенцию в случаях, когда последствия нарушений правил конкуренции выходят за пределы отдельной федеральной земли[14].

В особых случаях, когда затрагиваются интересы всей экономики и общего благосостояния, Федеральный министр экономики и энергетики Германии правомочен выдавать разрешения на картельные соглашения. Во всех остальных случаях компетентными в области принятия решений

являются земельные органы (рефераты по картелям земельных министерств экономики).

В ФРГ отсутствует прямое субсидирование правительством сферы внутренней торговли. Косвенными же мерами содействия торговле являются существующие здесь на федеральном, региональном и земельных уровнях различные программы, которые направляются на цели совершенствования структуры, обучение и переподготовку кадров, содействие малому и среднему бизнесу.

В 1998 г. парламентом ФРГ был принят Закон против ограничений конкуренции (Закон о картелях) с последующими изменениями в 2004, 2005, 2009 и 2010 гг. Целью переработки закона была полномасштабная гармонизация германского и европейского картельного права с одновременным улучшением общего уровня защиты свободной конкуренции в целом. Новое регулирование получили, например, такие разделы закона, как непосредственное запрещение злоупотреблений доминирующим положением на рынке, запрет на торговлю по ценам ниже цен производства, основные правила обязательной регистрации при объединении фирм и т.д. Не подпадают под действие этого закона сельское хозяйство, банки, страховые общества, транспорт.

Закон против недобросовестной конкуренции содержит описание ее различных видов (например, копирование чужих продуктов, принуждение к покупкам, введение покупателя в заблуждение и т.д.), а также устанавливает меру ответственности по данным видам нарушений. Целый ряд действий, квалифицируемых как недобросовестные, подпадают под юрисдикцию как хозяйственного права (возмещение ущерба, отказ от прекращения деятельности) так и Уголовного права, что подтверждается вынесенными судами решениями, которые составляют обширную судебную практику Германии.

Вопросы государственного регулирования отраслей экономики Германии являются неотъемлемой составной частью внутренней экономической политики страны, которая направлена на защиту интересов потребителей. Основными принципами регулирования рынка являются следующие.

Защита здоровья и безопасности потребителей. В русле этой политики в 2001 году было создано Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей с целью усиления контроля над качеством продуктов питания, применением гормональных препаратов, генетически изменённых продуктов и т. п. Министерство экономики и энергетики ФРГ также несет ответственность за

общую безопасность продукции, руководствуясь Законом «О безопасности продукции» от 22 апреля 1997г. Этот закон переносит европейскую правовую концепцию общей безопасности продукции в национальное право. Основной частью закона является положение о том, что производитель только тогда может пускать свою продукцию в торговый оборот, когда она полностью отвечает требованиям безопасности.

Защита экономических интересов потребителей. Для этого в стране создана сбалансированная система взаимоотношений между интересами предпринимателей и частных потребителей. Затраты потребителя, связанные с покупкой какого-либо товара или получением услуги, либо удовлетворением претензии, должны быть насколько это возможно минимальными. Этой цели служат, среди прочего, закрепленное законодательным порядком условие об обязанности производителя/продавца осуществлять предконтрактную информацию потребителя, предписания по маркировке продукции, также как и право потребителя на возврат дефектной продукции и обмен на доброкачественную.

Основным инструментарием для защиты прав потребителей являются в основном нормы гражданского права, регулирующие оформление, заключение и исполнение договоров на товары и услуги и предъявление возможных претензий (рекламаций).

Информация и консультирование потребителей. В этой области, также как в области представления политических интересов потребителей, федеральное правительство исходит из того, что эти задачи лучше решаются через частные представительские организации, через объединения потребителей, нежели чем с помощью каких-либо государственных структур.

Вопросами защиты прав и интересов потребителей в Германии занимаются многие организации.

Федеральное министерство экономики и энергетики оказывает финансовое содействие организациям, обеспечивающим потребителей информацией и защищающим их интересы. Помимо участия государственных институтов очень важную роль в формировании условий функционирования потребительского рынка играют общественные организации – союзы, ассоциации объединения и другие негосударственные структуры, которые осуществляют обратную связь между предпринимателями и правительством, а также осуществляют функцию информационного обеспечения своих членов. К числу таких организаций относятся в первую очередь «Рабочее сообщество союзов потребителей и фонд по испытанию товаров». Эти организации проводят сравнительные исследования качества товаров и услуг.

«Институт потребителей» решает задачи всеобъемлющего информирования потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг, а также об оптимальных вариантах их использования.

«Союз защиты прав потребителей» взял на себя задачу по защите правовых интересов потребителей посредством предъявлений исков со стороны союза на основе норм права, регулирующего конкурентную борьбу, и норм, регулирующих общие условия проведения торговых сделок.

Федеральный союз потребителей – «Инициатива потребителей» основан в 1985 г. критически настроенными потребителями. Основная задача – охрана здоровья, экологическая и социальная поддержка потребителей.

Правила торговли, в частности время работы торговых предприятий в Германии, так же, как и в Евросоюзе, устанавливаются законодательно и имеют четкие ограничения.

Особые правила работы существуют для аптек, газетных киосков, автозаправочных станций, торговых точек в морских и речных портах, на железнодорожных и аэровокзалах, в зонах отдыха и на курортах. Имеется также ряд исключений из общего правила, включая делегирование некоторых прав на региональный (земельный) уровень.

Государственное регулирование в сфере промышленности и услуг.

В Германии важная роль отводится государственному регулированию хозяйственных процессов, состоящему из двух основных направлений - конъюнктурному и структурному воздействию[15].

Основной задачей конъюнктурного воздействия, а также его основных подвидов – антикризисного и антициклического регулирования, является предотвращение циклических кризисов. Оно активно использовалось в этих целях при ликвидации последствий финансового кризиса 2008-2009 гг., когда его стали понимать более широко как политику экономического роста.

Структурная политика, являясь вторым крупным направлением регулирования хозяйственных процессов, в свою очередь, подразделяется на отраслевое и региональное направления.

Отраслевую политику в Германии называют также промышленной, её основной задачей является коррекция «провалов рынка». Она характеризуется вмешательством государства в рыночные процессы и ориентируется на селективные мероприятия в отдельных секторах хозяйства в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты механизмами рыночной конкуренции. Мероприятия в рамках данной деятельности должны ориентироваться на достижение одной из двух целей – или на искусственное сохранение сложившейся хозяйственной структуры или на её ускоренную трансформацию.

Постепенно сохраняющее регулирование было признано в Германии неэффективным и противоречащим принципам социального рыночного хозяйства (СРХ), от него стали постепенно отказываться, и субсидии промышленным отраслям постоянно сокращаются.

Более эффективным является структурное воздействие, имеющее формирующий характер и направленное на содействие структурным преобразованиям. В этом случае государство использует имеющиеся средства для помощи экономическим субъектам в процессе приспособления к новым производственным и технологическим стандартам, содействует прогрессивным сдвигам, активно формирует перспективные направления развития. Принципы данной политики включают в себя три основных вида мероприятий.

Вклад в замедление процессов отраслевой трансформации.

Иногда рынок слишком ускоряет структурную перестройку, что может вызывать нежелательные негативные и болезненные процессы, в частности, в сфере занятости. В этих случаях государство допускает ограниченное вмешательство в эти процессы. Соответствующие мероприятия проводятся лишь до того момента, пока в родственных или смежных отраслях не появятся альтернативные возможности для занятости, что отличает этот вид вмешательства от консервирующего воздействия.

Стимулирование ускоренной отраслевой перестройки

Мероприятия в этой сфере в большей степени соответствуют задачам совершенствования отраслевой хозяйственной структуры. Особенно характерным является:

- целевое переобучение и переселение трудоспособного населения, лишившегося работы;

- ценовое регулирование – установление «максимально возможных цен реализации» при появлении повышенного спроса на продукцию тех или иных отраслей;

- помощь фирмам, занятым разработкой и производством новых передовых технических изделий, имеющих хозяйственную значимость.

Собственно государственная отраслевая структурная политика, которая концентрируется на следующих направлениях:

- реализация крупномасштабных научно-технических проектов фундаментального характера (гражданская авиация, современный железнодорожный транспорт и пр.);

- проведение активной политики в области охраны окружающей среды, что среди прочего связано с селективным воздействием проводимых мероприятий на различные сферы экономики;

- поддержка малых и средних предприятий, в том числе в области политики содействия конкуренции.

Промышленная политика, как и политика содействия конкуренции, призвана повышать конкурентоспособность, как отдельных отраслей, так и всего хозяйства в целом. Инструменты, используемые при их осуществлении, существенно отличаются и часто являются противоположными по содержанию. Среди прочего, промышленная политика имеет селективный характер и нередко выполняет протекционистские функции. Политика конкуренции направлена на создание общих и равных условий для всех экономических субъектов, содействует их входу на рынок и, т.о., поддерживает открытость рынков.

Практически все проводимые государством мероприятия в рамках политики хозяйственного порядка имеют определённый характер структурного воздействия. Есть и специальные инструменты, которые применяются именно в рамках промышленной политики, в частности, финансовые льготы, финансовые рестрикции, установление особых режимов в области политики конкуренции.

Представители правительства постоянно ведут диалог с различными отраслевыми объединениями предпринимателей и профсоюзами. Одной из важнейших целей такого диалога является идентификация существующих и формирующихся проблем, а также совместное обсуждение возможных путей и механизмов их решения. Координация диалога поручена Федеральному министерству экономики и энергетики. В первую очередь, это относится к стратегическим отраслям, например, аэрокосмической и судостроительной промышленности. Особенностью германской, как и других национальных европейских промышленных политик является необходимость их согласования с соответствующими органами Евросоюза, среди которых особое место занимает Совет по конкурентоспособности (Федеральный министр экономики и технологии является его членом). Важным элементом европейской промышленной политики является политика по отношению к отдельным секторам, которая разрабатывается на основе совместного обсуждения Комиссией ЕС и представителями государств существующего положения в конкретных отраслях, например, в автомобиле- и машиностроении, химии. Речь идёт о создании благоприятных рамочных условий для их развития, которые, с одной стороны, учитывают пожелания бизнеса, а, с другой, возможности ЕС и государств-членов.

Правительство стало обращать пристальное внимание на проведение отраслевой структурной политики на уровне земель, общин и коммун, рассматривая промышленную политику как часть региональной, сочетающей

в себе формирование общих благоприятных условий предпринимательства с поддержкой конкретных отраслевых проектов.

Федеральное министерство экономики и энергетики кратко определило промышленную политику «как региональную, проводимую в интересах промышленности». Её основной целью объявлено создание благоприятных рамочных условий для промышленных инноваций, инвестиций и производства. Специально подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам. Региональная политика направлена на формирование благоприятных рамочных условий для развития конкретного хозяйственно-политического территориального пространства с целью привлечения в него (и удержания в нём) капиталов, услуг и рабочей силы. Составной частью является поддержка конкретных проектов в промышленности, в том числе в высокотехнологичных и инновационных сферах. Она осуществляется на федеральном, земельном и коммунальном уровнях и сочетает в себе все виды структурной политики. Эта политика наиболее результативна на региональном уровне, поэтому было принято решение использовать её в целях поддержки современной промышленной политики.

Основой и главной движущей силой структурных преобразований в экономике Германии, в том числе инновационных, является в настоящее время не промышленная политика, а политика конкуренции, финансовая и денежная политика, которым отводится приоритетная роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: