1.1 Принципы нейропсихологической диагностики. Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Нейропсихологическая диагностика
эмоционально-личностной сферы

1.1 Принципы нейропсихологической диагностики

1.2 Диагностика эмоционально-личностной
сферы в психологии

1.3 Особенности нейропсихологической
диагностики эмоционально-личностной сферы

1.4 Выводы

Глава 2 Проблема нормы и патологии
в клинической психологии

2.1 История и актуальное состояние дифференциации
нормы и патологии

2.2 Особенности эмоционально-личностной сферы
в норме и при патологии

2.3 Нейропсихологическая диагностика
эмоционально-личностной сферы как
дифференциальная диагностика нормы и патологии

2.4 Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции являются особым классом психических состояний, которые отражают форму непосредственного переживания, общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у предметов и явлений реальности, специфическими потребностям и нуждам индивида. Термин «эмоция» происходит от латинского глагола emovere-«двигать», «возбуждать», «подбадривать» и «волновать». Эмоции выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоционально-личностную сферу иногда называют эмоционально-волевой.

Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. Эмоция-это результат отражения потребности человека, также оценки вероятности ее удовлетворения на основе жизненного и генетического опыта.
Расстройства эмоционально-личностной сферы заключается в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию(угнетенное эмоциональное состояние), гипертимию(возбужденное эмоциональное состояние), паратимию(несоответствие эмоционального состояния при определенной ситуации: плач, при радостном известии) и нарушения динамики эмоций.

Цель данного исследования: диагностировать эмоционально-личностную сферу индивида при помощи методов психологического исследования(к примеру: тестирование, эксперимент), с последующим выявлением ее нарушений, если таковые имеется.

Задачи исследования: определить психическое расстройство, опираясь на три базовых критерия:
1) отдельные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации в некоторый промежуток времени.
2) состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели.
3) типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдание и физический ущерб окружающим его людям.

ГЛАВА 1 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ.

Нейропсихология детского возраста наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

1.1 Принципы нейропсихологической диагностики.
Краткие сведения по истории и теории клинической нейропсихологии убедительно показывают, что в настоящее время этот раздел медицинской психологии наиболее фундаментально теоретически обоснован и располагает большим количеством разнообразных методических приемов исследования, не все из которых теоретически и эмпирически одинаково обоснованы. Многие из них разрабатывались разными авторами на протяжении многих десятилетий. Использование этих приемов в большинстве своем не ограничивается стандартными условиями эксперимента и оценки успешности их выполнения. Диагностические алгоритмы достаточно субъективны и во многом зависят от индивидуального опыта исследователя, что существенно затрудняет сопоставимость и воспроизводимость результатов.

Естественно, что нейропсихолог должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных по локализации поражениях мозга и располагать достаточным набором методических приемов для получения надежных в топико-диагностическом отношении данных.


В свое время А.Р. Лурия (1969), определяя основные принципы нейропсихологического исследования, отмечал лимит времени проведения эксперимента в клинике локально-органических поражений мозга. Это связано в первую очередь с быстрой истощаемостью внимания больных, снижением их умственной работоспособности и т. п. Поэтому, при всем многообразии конкретных методических приемов исследования важно придерживаться определенной схемы эксперимента, к чему, собственно, и стремятся все разработчики. Следует помнить, что способ преодоления ошибок испытуемым, его отношение к неудачам также могут оказаться значимыми в топико-диагностическом отношении.

Не исключая творческого, исследовательского подхода к поиску критериев для постановки топического диагноза, предполагающего как «квалификацию симптома» (по Л.С. Выготскому), так и структурно-динамический характер проведения исследования и принятия диагностического решения, необходимо иметь возможность достаточно объективно оценивать успешность выполнения больным тех или иных заданий, опираясь на нормативные данные.

Многолетний опыт нейропсихологической диагностики позволяет утверждать, что основные требования, которым должен соответствовать набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках, в дефектологии и медицинской педагогике, должны состоять в следующем:

1. Необходимы избирательная надежность и валидность методов исследования тех высших психических функций, нарушения которых могут иметь место при локальных поражениях мозга. Иными словами, набор должен содержать минимально необходимое количество проб, адекватных для исследования речи, гнозиса, праксиса, специальных видов памяти и т. д., характеристика нарушений которых позволяет оценить их топико-диагностическую значимость в динамике лечения.

2. Методики должны быть доступны для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, для чего желательна их предварительная стандартизация на нормативной выборке, включая и относительно малообразованных людей. (Сложные пробы могут использоваться индивидуально с учетом преморбидных особенностей и культурного уровня больных).

3. В набор следует включать задания, направленные на выявление нарушений высших психических функций различной степени тяжести, не только выраженных и умеренно выраженных расстройств, но и слабовыраженных, которые часто не удается обнаружить при обычном клинико-психологическом исследовании. Для этого необходимы сенсибилизированные приемы диагностики тонких, слабоструктурированных нарушений речи, гнозиса, праксиса, памяти и т. д.

4. Результаты исследования, полученные с помощью нейропсихологических проб и заданий, должны быть пригодны для сравнительной характеристики нарушений высших психических функций и их динамики в процессе восстановительного лечения и реабилитации больных. Это может быть достигнуто относительно стандартной процедурой исследования и оценивания.

5. Оценка степени выраженности расстройств высших корковых функций (квантификация) не должна препятствовать основному принципу нейропсихологического исследования – качественному, структурному анализу синдрома.

6. В дополнение к методикам собственно нейропсихологической диагностики могут использоваться патопсихологические (нестандартизованные) и тестовые методики. Необходимость их применения должна обосновываться конкретными задачами исследования, например дифференциацией общемозговой и локальной патологии или различными видами экспертизы. Вместе с тем эти дополнительные экспериментально-психологические методики (в связи с их многообразием и сложностью) не должны включаться в качестве обязательных компонентов в стандартный набор.

Нейропсихологическое исследование, как и любое другое медико-психологическое исследование, надо строить с учетом индивидуальных особенностей больного. В соответствии с этими требованиями в основе предлагаемого стандартизованного набора нейропсихологических методик лежат субтесты, отобранные в Институте им. В.М. Бехтерева как наиболее адекватные и валидные для решения топико-диагностических задач. Одни из них давно и хорошо известны (пробы Поппельрейтера, Хеда, Н.И. Озерецкого, А.Р. Лурия и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: