Диагностика эмоционально-личностной сферы в психологии

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

1. Методика "самооценка эмоциональных состояний". Довольно простой опросник для самооценки эмоциональных. Испытуемому дается инструкция: "Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов".

2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. При этом могут возникать дисфункциональные следствия, когда "выгорание " отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

3. Шкала оценки значимости эмоций. Каковы они, те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольствие? Определить это можно с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений (методика предложена Б.И. Додоновым), т.е. путем своеобразной расстановки того, что нравится во первых, во вторых... в десятых. Направления диагностики эмоциональной сферы детей:
1)формирование типа привязанности как условия развития эмоциональной сферы ребенка;
2)проявление самосознания как предпосылки формирования эмоций сознания;
3)развитие общения,эмпатии и социальных эмоций;
4)формирование языка эмоций у детей;
5)успешность овладения навыками аффективной регуляции;
6)особенности процесса социализации как фактора психического развития.

Изучение эмоционального развития в психологии рассматривается с принципом единства, подразумевающего, что эмоциональное развитие тесно связано с другими областями развития. Эмоциональное развитие представляет собой ряд качественных преобразований, затрагивающих биологические и поведенческие системы, процессы созревания и социализации. Каждая стадия развития базируется на предыдущей и включает ее элементы, и проблема, не решенная на ранней стадии развития, сказывается на последующих его стадиях.

1.3 Особенности нейропсихологической
диагностики эмоционально-личностной сферы

Психологическая диагностика изучает способы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека(к примеру: свойств его личности и особенностей интеллекта. Измерение и распознавание осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Так как психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: возрастная психология, общая, медицинская, социальная и др.; особенности, явления и свойства, изучаемые перечисленными науками, измеряются с помощью психодиагностических методов.

Результаты психодиагностических измерений показывают не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, но также могут выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Ввиду того, что психодиагностика «обслуживает» предметные области психологической науки, саму же психодиагностику «обслуживает» дифференциальная психометрия( Психометрия дифференциальная (психометрика дифференциальная) — область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике).

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Данные требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, применению и разработки математического аппарата для анализа получаемых данных.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Данные подходы отличаются по следующим основаниям:
-понимание объекта измерения;
-направленность измерения;
-характер методов измерения.

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленности измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизированные методы измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

Выводы

Нейропсихология— это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у человека, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

В данной главе было раскрыто понятие нейропсихологической диагностики как в норме, так и в патологии; раскрыты методы, используемые для диагностики эмоционально-личностной сферы.

В 1969 году А.Р. Лурия отмечал лимит времени проведения эксперимента в клинике локально-органических поражений мозга. Это связано в первую очередь с быстрой истощаемостью внимания больных, снижением их умственной работоспособности и т. п. Поэтому, при всем многообразии конкретных методических приемов исследования важно придерживаться определенной схемы эксперимента, к чему, собственно, и стремятся все разработчики. Следует помнить, что способ преодоления ошибок испытуемым, его отношение к неудачам также могут оказаться значимыми в топико-диагностическом отношении.

Многолетний опыт нейропсихологической диагностики позволяет утверждать, что основные требования, которым должен соответствовать набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач состоит в следующем:

Необходимы избирательная надежность и валидность методов исследования тех высших психических функций, нарушения которых могут иметь место при локальных поражениях мозга. Методики должны быть доступны для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, для чего желательна их предварительная стандартизация на нормативной выборке, включая и относительно малообразованных людей.

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Изучение эмоционального развития в психологии рассматривается с принципом единства, подразумевающего, что эмоциональное развитие тесно связано с другими областями развития.

Нейропсихологическое исследование, как и любое другое медико-психологическое исследование, надо строить с учетом индивидуальных особенностей больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: