Их веры, глупости и глубокого невежества. Дело в том, что время само по себе не имеет никакого
Отношения к тому, что происходит. Оно само является предопределенным и предустановленным
Явлением. Во всем, что происходит во времени, проявляется воля Всемогущего и Мудрого Аллаха.
Таким образом, любое порицание или хула времени в действительности обращены против
Управляющего им.
Подобные действия, наряду с тем, что является признаком недостаточности веры, указывают и на
Нехватку ума, вследствие чего и усугубляются беды и их последствия. Кроме того, человек перестает
Придерживаться должного терпения, что несовместимо с таухидом.
Что же касается истинного верующего, то он знает, что все превратности судьбы происходят по
Предусмотрению и предопределению Аллаха в соответствии с Его мудростью. Поэтому он никогда не
Позволит себе неподобающе высказываться ни об Аллахе, ни о Его посланнике, да благословит его
Аллах и приветствует, Верующий всегда доволен тем, как Аллах устраивает все дела, подчиняется
Его установлению, обретая тем самым таухид и уверенность.
Глава 46
О ТИТУЛАХ ТИПА «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ»*
И ТОМУ ПОДОБНЫХ ТИТУЛАХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Запрещение титула «царь всех царей».
Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн
Уйейна.
Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует
Такой цели в своем сердце.
Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Всевышнему и
Всемогущему Аллаху.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Самым низким в глазах Аллаха является человек, носящий имя всех царей, ибо нет царя,
кроме Аллаха. (Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи [21391]).
Суфйан [ибн Уйайна. —Ред.] сказал: «Это то же, что и "шахиншах"».
В другой ривайе говорится: Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым
Скверным человеком в Его глазах в день Воскресения.
*По-арабски: «кади аль-кудат» — титул, который носит верховный судья, осуществляющий
Правосудие на основе норм Шариата в современном мусульманском государстве. Он имеет право
Назначать судей (кади) во всем государстве и принимать апелляции на все судебные решения. Первым
Кади аль-кудат в Исламе был Абу Йусуф Йакуб ибн Ибрахим аль-Куфи (731—804), назначенный на
Эту должность халифом Харуном ар-Рашидом (766—809).
Глава 47
О НЕОБХОДИМОСТИ УВАЖЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО