Всевышний Аллах сказал:
«Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он
Даровал им...» (Преграды, 190).
Комментируя приведенный выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она
забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: "Я — ваш господин, который вывел вас из
Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот". Он
Продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом (Аль-Харис, букв.
«пахарь» — имя Иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб Иблиса» [«раб Шайтана». —
Ред.]). Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела
Во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и
Ребенок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришел Иблис и напомнил им
О случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-
|
|
Харисом. Поэтому было сказано: «...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им»
(Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «Эти сотоварищи были приобщены к
Нему в повиновении, но не в поклонении».
По поводу же высказывания Всевышнего «"Если Ты даруешь нам здорового ребенка, мы
будем Тебе благодарны!"» (Преграды, 189), Муджахид сказал: «Они боялись, что он не будет
человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и
Другие.
Ибн Хазм сказал: «Они [салафы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл
которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абд Умар ("раб
Умара"), Абд аль-Кааба ("раб Каабы") и т.п., является запрещенным. Исключением является имя Абд
аль-Мутталиб»*.
*Ибн Хазм сообщил: мусульманские ученые единодушны в своем мнении по поводу запрещения
Всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в
Том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения
Принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только
Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его Единство в господстве и обладании
Прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на
Них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: «Всякий, кто в небесах и на
Земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом» (Марйам, 93). В этом заключается всеобщее