Гены, зависящие от опыта

Гены, зависящие от опыта, — это те гены, которые активизируются обучением и новизной. Этот класс генов отвечает за синтез белков, необходимых для дачи инструкций относительно дифференциации стволовым клеткам, чтобы заменять поврежденные клетки в мускулатуре и органах, что является фундаментом процессов роста и исцеления. Эти гены также стимулируют стволовые клетки формировать новые нейроны в головном мозге — не только в детстве, но и в любом возрасте. Новые нейроны, стимулированные новыми видами деятельности и обучением, формируют новые синаптические связи в головном мозге. Опыт, который мы получаем каждую минуту, на самом деле изменяет структуру головного мозга.

Опыт создаст нервные цепочки. Когда вы только учились правильно держать теннисную ракетку и бить по мячу, это каждый раз требовало огромной концентрации — чтобы помнить все инструкции. Затем в какой-то момент нервные синапсы, кодировавшие подач)', настолько хорошо развились, что вам больше не нужно было концентрироваться. Нервные связи, отвечающие за правильный поворот ракетки, стали достаточно обширными, чтобы позволить вам совершать этот подвиг без какого-либо сознательного внимания. Ступив на теннисный корт, ваше тело уже знает, как держать ракетку. Вы можете двигаться дальше, к получению нового опыта.

В отличие от популярной поговорки, согласно которой старого пса новым трюкам не научишь, головной мозг продолжает добавлять новые нейронные связи на протяжении всей жизни, до тех пор пока получает соответствующие стимулы117. Этот процесс называется нейрогенезом. Опыт обучения и другие состояния сознания, требующие концентрации внимания, включают экспрессию генов, стимулирующих формирование новых нейронов. Если большинство органов тела перестает расти в позднем подростковом возрасте, то головной мозг — при наличии постоянной стимуляции новыми формами поведения, открытиями, физическими упражнениями, новым окружением и свежими воспоминаниями — остается плодородным творящим органом на протяжении всей нашей жизни.

Одним из продуктов его творчества может стать здоровье, пришедшее на смену болезни. «Многие из так называемых чудесных ис  

целений посредством духовных практик и терапевтического гипноза... происходят, возможно, благодаря экспрессии генов, зависящих от деятельности и находящихся в стволовых клетках головного мозга и тела»118. Росси заявляет, что «восхищение новым и непостижимым жизненным опытом играет главную роль в фокусировке нашего внимания и включении экспрессии генов, зависящих от деятельности, что необходимо для нейрогенеза и исцеления в целом»119. Целитель и исцеляемый могут одновременно войти в очень чуткое состояние сознания; именно это происходит, когда молится раввин, накладывает руки мастер Рэйки или сострадательный врач консультирует пациента. Их общие намерения, сопровождающиеся созвучными электромагнитными моделями резонансных частот излучения головного мозга, могут взаимно усиливать друг друта. Целитель и исцеляемый в эти периоды возвышенного сознания настраиваются на одни и те же волны мозгового излучения. Два резонирующих мозга могут формировать пет- лю обратной связи и создавать более сильное поле, инициирующее более сильный эпигенетический сигнал, запускающий нейрогенез и создающий нейронные пути, необходимые для чудесного исцеления.

Процесс перевода краткосрочных воспоминаний в долгосрочную память — это ключ к нейрогенезу. Краткосрочная память использует уже существующие пути молекулярной коммуникации между нервными клетками. Долгосрочная же память обеспечивается определенной зоной нашего головного мозга — гиппокампом. Поскольку гиппокамп кодирует воспоминания для хранения в долгосрочной памяти, он стимулирует экспрессию генов, связанных с опытом, в том числе и ген zif-268, который отвечает за формирование новых синапсов и новых нервных путей в головном мозге. У лондонских таксистов, вынужденных каждый день разбираться в сумасшедшей путанице средневековых улиц, существует тенденция к увеличению гиппокампа120. Такая же тенденция отмечена и у скрипачей симфонических оркестров. И наоборот, долгосрочный стресс, который поддерживает содержание кортизона в головном мозге на постоянно высоком уровне, разрушает гиппокамп, тормозит память и обучение.

Прогрессивные технологии, например позитронно-эмиссиоиная томография (ПЭТ) и аппараты для получения функциональных магнитно-резонансных изображений (фМРИ), позволяют получать сложные изображения деятельности головного мозга. В настоящее время исследователи пользуются этими инструментами для составления карты перемен, происходящих в процессе получения психодуховного опыта и изменения сознания. По мере того как человек думает определенные мысли, демонстрирует те или иные формы поведения или определенные эмоции, исследователи могут определять, какие зоны мозга активизируются. Такие эмоции, как страх и гнев, связаны с определенными моделями возбуждения мозга121. Сейчас мы можем связать изменения в головном мозге с изменениями состояния генов. Когда активизируются определенные гены, определенные участки головного мозга также демонстрируют повышенную активность. Эта активизация генов в мозге рассылает нервные сигналы но всему телу. Доктор наук Кэндис Перт, автор книги «Молекулы эмоций» («Molecules of Emotion»), называет это психосоматической сетью. Посредством этой психосоматической сети мысли и эмоции трансформируются в физиологические эффекты. И наоборот, физиологический опыт, накопленный органами чувств, преобразовывается в ментальные и эмоциональные состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: