Содержание и основные направления научной организации учебного

А. В. ДИМИТРОВ

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Учебное пособие

Димитров А. В. Научная организация учебного труда студентов:

Учебное пособие. — 2004, 112 с.

В учебном пособии рассмотрены содержание и основные направления научной организации учебного труда студентов. Даны методические рекомендации (на основе изучения индивидуально-психологических свойств и качеств личности) по его самоорганизации, отражены вопросы планирования, учета и контроля, гигиены умственного труда и др. Рассматриваются вопросы личностного и профессионального саморазвития на основе самовоспитания, самообразования и самоуправления профессиональным развитием. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, которые не приобрели еще умении и навыков учебного труда в стенах высшего учебного заведения. Оно будет полезно всем, кто занимается своим самосовершенствованием.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ....................................................................4

Содержание и основные направления научной организации учебного

труда студентов………………………………………………………………………………….. 5

Индивидуальный стиль (самоорганизация) учебного труда………….………………. 9

Самоорганизация личности...................................................13

Планирование работы........................................................18

Учет и контроль как исходные положения научной организации учебного труда....26

Естественный ритм человека (график работоспособности)………………………………27
Физкультура — стимулятор умственной деятельности..............................33

Элементы психогигиены........................................................35

Психогигиена взаимоотношений...............................................42

Самовоспитание и самообразование студентов................................. 50

Методика организации самовоспитания.........................................51

Самообразование и пути его достижения.......................................68

Практические советы по организации учебного труда...................... 73

Приложение................................................................. 92

Использованная и рекомендуемая литература................................ 105

ВВЕДЕНИЕ.

Ведущее значение в организации учебной деятельности сту­дентов приобретает определение жизненной перспективы и овла­дение профессиональным мастерством, которые являются основ­ными факторами их познавательной активности. Для студентов — это этап возросших требований к самосовершенствованию, опосредованных необходимостью подготовки к осуществлению профессиональных обязанностей. Ориентация на жизненное и профессиональное будущее создает благоприятные условия для дальнейшего развития личности студента, укрепляет чувство ответственности за свой образ жизни, углубляет нравственную позицию в планировании своей учебной и внеучебной деятель­ности, переориентирует сознание студентов с внешнего контроля на внутренний самоконтроль.

Данное пособие предназначено для тех, кто хочет познако­миться с процессом обучения в высшей школе, постоянно совер­шенствовать свою умственную деятельность, всемерно обогащать и расширять опыт рациональной организации самостоятельной работы над учебными дисциплинами, готовить себя к практиче­ской работе.

Студенты должны помнить, что умение научно организовать свой труд не приобретается сразу. Эта задача может быть решена на основе четко выработанной программы на весь период обуче­ния — от поступления до диплома. На протяжении всех лет обуче­ния буквально ежедневно, необходимо глубоко изучать различные элементы самостоятельной работы, приумножить накопленные знания в области научной организации учебного труда (НОУТ).

Значительная часть студентов пока не понимает связи между организацией своей умственной деятельности, повышением рабо­тоспособности, результатами учебы и качеством будущей профес­сиональной деятельности. Они не учитывают, что «секрет успе­ха» — в научной организации учебного труда, экономном, целесо­образном, без перенапряжения, «штурмовщины», бессонных ночей, использовании аудиторного и внеаудиторного времени. В противном случае это ведет к порождению так называемой проблемы первокурсника, суть которой в том, что значительная часть студентов тяжело привыкает к вузовским формам приобре­тения знаний к новому укладу жизни.

Поэтому автор выражает надежду, что такое пособие окажет добрую услугу студентам при поступлении в избранную профес­сию, повышении культуры их труда как в стенах учебного заведе­ния, так и в дальнейшей практической работе.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ.

Процесс подготовки специалистов в высшей школе ставит перед студентами две основные задачи:

— во-первых, овладеть суммой современных научных и прак­тических знаний, умений и навыков по своей специальности;

— во-вторых, уметь самостоятельно мыслить, разрабатывать и решить научные и профессиональные задачи.

Поэтому современная подготовка специалистов в высшей школе, связанная с усвоением обширной информации, вызывает необходимость совершенствования на научной основе процесса ее усвоения.

НОУТ (научная организация учебного труда) во многом зави­сит от самого человека, от его умения организовать свой труд с учетом тех требований, которые предъявляют такие науки, как психология, физиология и гигиена умственного труда, а также использования приемов, умений и навыков, которые были выра­ботаны предшествующими поколениями.

Изучение вопросов НОУТ каждый студент должен осуществ­лять снаиболее полным учетом своих способностей, общей подго­товки. Нужно, прежде всего, познать самого себя, свой характер, темперамент, особенности внимания, восприятия, памяти, мыш­ления.

Познать себя — значит определить степень своей возбудимо­сти, впечатлительности, уравновешенности, активности и т. д.

Н. Г. Чернышевский справедливо писал, что тот, кто не изучил человека в себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Это весьма актуально и для будущих специалистов.

Поэтому в данном пособии студентам предлагается серия не­профессиональных психологических тестов, которые тем не ме­нее, дадут возможность получить довольно интересную и полез­ную информацию о себе.

Отвечая на вопросы тестов, необходимо быть максимально от­кровенным, ведь эту работу каждый будет делать для себя. Если результаты тестирования и то, что студенты считали о себе пра­вильным принципиально расходятся, то не нужно принимать это с ходу как ошибку тестов. Возможно это действительно, так, а воз­можно, что некоторые студенты просто не замечали или не хотели замечать у себя эти качества.

Хотелось бы уберечь и от идеализации результатов тестирова­ния, потому, что только с помощью тестов невозможно получить полную и абсолютно достоверную информацию о человеке. Ре­зультаты тестирования должны восприниматься как ориентиры, преобладающие тенденции, и не более.

Данные тесты предназначены для определения личностных качеств, а также выявления тех параметров, которые связаны с учебным трудом. По каждому разделу или по результатам тести­рования предлагаются рекомендации, дающие возможность вне­сти коррективы в индивидуальный стиль учебной деятельности и обогатить культуру умственного труда студентов.

В зависимости от этого, а также от условий жизни и быта, кур­са обучения, специальности, интересов, склонностей и возможно­стей студентам необходимо усвоить навыки и умения организации своей учебной деятельности.

Основные общеучебные умения и навыки.

В педагогической литературе имеются многочисленные переч­ни умений и навыков учебного труда. Мы исходим из того, что учебная деятельность имеет некоторые основные структурные элементы: планирование задач и способов деятельности, мотива­ция, организация действий, самоконтроль1.

На этой основе можно следующим образом классифицировать основные умения и навыки учебного труда.

1. Учебно-организационные:

— умение принимать и намечать задачи деятельности;

— умение рационально планировать деятельность;

— умение создавать благоприятные условия деятельности (ре­жим дня, гигиена и т. п.)

2. Учебно-информационные:

— умение осуществлять библиографический поиск;

— умение работать с литературой;

— умение работать с техническими источниками информа­ции;

— умение осуществлять наблюдение.

3. Учебно-интеллектуальные:

— умение мотивировать свою деятельность;

— умение внимательно воспринимать информацию;

— умение рационально запоминать;

— умение логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

— умение решать проблемные познавательные задачи;

— умение самостоятельно выполнять учебные задания;

— умение осуществлять самоконтроль.

1 Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельно­сти. — М, Знание, 1981, с. 8 — 10.

Приведенный перечень умений и навыков соответствует не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний, который состоит из таких основных элементов:

— принятие цели усвоения материала;

— мотивация усвоения;

— восприятие (получение, добывание, поиска) учебной ин­формации; — осмысливание ее;

— практическое оперирование полученной информацией;

— текущий самоконтроль усвоения;

— итоговый анализ результатов усвоения. Исходя из этого перечня, в содержании НОУТ выделяют три составляющие его части:

1) изучение человека с точки зрения максимальной эффектив­ности его труда — учебы (профподготовка, вопросы психофизио­логии — режим труда и отдыха);

2) изучение и приспособление материальных сил для нужд сту­дентов (помещений, рабочего места, технических средств обуче­ния и др. материальных условий);

3) изучение и применение рациональных методов учебного труда.

В пособии мы уделим внимание только 1-му и 3-му аспектам НОУТ, т. к. во всех учебных заведениях материально-технические условия способствуют нормальной организации учебного труда студентов.

Рассматривая данный вопрос, следует выделить и уровни науч­ной организации учебного труда в зависимости от курса обучения:

1 курс (слушать и записывать лекции; грамотно составлять конспекты; рационально работать во внеучебное время при подго­товке к занятиям; приобретать навыки работы с книгой; уметь готовиться к занятиям, зачетам и экзаменам; уделять внимание иностранному языку и т. п.); 2 и 3 курсы, (наряду с общеобразова­тельными предметами уделять внимание дисциплинам специали­зации; уметь работать со специальной литературой при подготов­ке рефератов и курсовых работ; четко уяснить для себя, каких ка­честв требует будущая профессиональная деятельность и т. п.); 4 курс (владеть навыками работы по специальности; ориентиро­ваться в потоке информации, находить необходимые литератур­ные источники; уметь выступить с докладом, написать статью; го­товиться к государственным экзаменам и работать над дипломом).

Таким образом, студент должен работать с перспективой, т. е. знать свои задачи на весь период обучения в вузе и на каждом курсе в отдельности.

Ориентирами для четкой организации учебного труда на пер­спективу для каждого студента могут служить:

1. Требования квалификационной характеристики специали­ста соответствующего профиля.

2. Рабочие программы по учебным дисциплинам.

3. Библиография к учебным курсам.

4. Планы занятий и методические указания к ним.

5. Вопросы для самоподготовки к текущему и рубежному кон­тролю, зачетам и экзаменам.

6. Расписание занятий на семестр (что дает возможность правильно распределить силы на этот период и определить приоритеты.)

7. Типовые задачи и варианты их решения.

8. Наборы проблемных задач творческого характера.

9. Графики консультаций и т. д.

Знакомясь с предлагаемыми рекомендациями по НОУТ, нужно всегда учитывать, что при всем наличии общих особенностей фор­мирования и становления личности это все же индивидуальный, почти неповторимый процесс.

Исходя из отмеченного выше, научная организация учебного труда (НОУТ), может быть определена как система мероприятий по самовоспитанию активности и самостоятельности как черт лич­ности по выработке умений и навыков рационально, т. е. с наи­меньшей затратой сил и времени, приобретать информацию, зна­чимую для будущей профессиональной деятельности,

НОУТ студентов может развиваться в следующих тесно взаи­мосвязанных направлениях:

1. Рациональная организация использования времени, что означает соблюдение режима в работе и предполагает:

а) правильный в психофизиологическом отношении режим рабочего времени (для студентов очной формы обучения — до обеда сложные аудиторные занятия, после обеда самостоятельная работа, т. е. менее интенсивный учебный труд, но который тоже должен чередоваться с перерывами на отдых);

б) активный отдых, т. е, чередование его с умственным трудом (занятия спортом, физический труд и т. д.);

в) индивидуально выбранный ритм при работе по усвоению учебного материала;

г) рациональное чередование разнохарактерных (трудных и легких, творческих и стандартных, динамичных и неподвижных) работ;

д) проведение однотипных ежедневных работ в одно и то же время

2. Рационализация трудовых операций при подготовке к заня­тиям, зачетам и экзаменам,

3. Создание благоприятных условий труда как в ходе аудитор­ных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Следует отметить, что ярко выраженный профессиональный интерес, стремление к профессиональному мастерству являются важнейшими условиями внедрения в повседневную жизнь сту­дентов элементов НОУТ. Так как разработка жизненно важных перспектив — это по сути проектирование формирования своей личности, где стихийность, заорганизованность постепенно усту­пают место научной организованности, что проявляется в стрем­лении студентов к самоорганизации, самовоспитанию и самообра­зованию.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (САМООРГАНИЗАЦИЯ) УЧЕБНОГО ТРУДА.

Владею днем моим, с порядком дружен ум, Учусь удерживать внимание долгих дум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: