Самоорганизация студента осуществляется на двух уровнях:
1. Технологический — это организация студентом своего учебного труда. В него входит большой круг вопросов от обеспечения процесса работы средствами современной оргтехники до разработки и применения наиболее рациональных режимов работы.
2. Психологический — это организация самого себя, своих знаний, способностей, эмоционально-волевых характеристик, этических установок, мотивов, т. е. всего того, что принято называть личными качествами.
Для большинства людей психологическая самоорганизация является основой технологической. Так как плохо организованные знания, мышление, эмоционально-волевая сфера студента обычно приводят к неудачным решениям учебных проблем.
В настоящее время объем знаний, необходимых современному специалисту, стремительно нарастает, хотя срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что надо интенсифицировать учебный процесс путем активизации работы студентов по самостоятельному усвоению научной информации.
|
|
Обычно выделяют три «кита» самостоятельности: умение — мотив — воля. В этой связи трудно не согласиться с мыслью известного психолога Р. Уайта, что человеку свойственно стремление к познанию себя в действительности, и к реализации себя в деятельности.
Можно выделить три уровня самостоятельности:
1. Подражательно-пассивный (низкий), т. е. студент может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Это — подражание, постоянный и необходимый спутник учения. Оно является свойством развития личности, а с другой стороны — способом познания действительности.
2. Активно-поисковый — это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. То есть, получая задачу, студент сам планирует пути ее решения.
3. Интенсивно-творческий. Студент успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации. То есть наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности.
Как свидетельствует практика, студент тоже своего рода специальность, с которой надо всесторонне знакомить вчерашних абитуриентов. И вполне естественно, что на первом году обучения студенту приходится испытывать значительные трудности, связанные с новыми непривычными для себя методами и формами обучения, режимом жизни и деятельности, с иной по объему и содержанию информацией, с отсутствием опыта управления своей деятельностью, неумением методически правильно и систематически работать как в часы аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы по усвоению знаний.
Не всем первокурсникам удается приспособиться к новой обстановке. Физиологический механизм привычного поведения — динамический стереотип — перестраивается применительно к новым условиям у разных людей с неодинаковой скоростью, занимая в среднем около шести месяцев, т. е. весь первый семестр. Именно этот период и определяет будущую работу студентов. Это подтверждают и результаты исследований, проведенных в ряде учебных заведений.
|
|
Потребовалось времени для привыкания к специфике обучения:
— до 3-х месяцев — у 71,9% студентов;
— до 6-ти месяцев — у 24,0% студентов;
— свыше 6-ти месяцев — у 4,1% студентов.
Это во многом объясняет и отсев студентов первых курсов на начальной стадии обучения.
Резкая ломка многолетнего, привычного рабочего стереотипа приводит порой к нервным срывам и стрессовым реакциям (предрасположенность к которым вы сможете проверить с помощью тестов, которые приведены в конце главы.) Поэтому период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может в первое время обусловить сравнительно низкую успеваемость, плохое восприятие новых условий, трудности в общении с однокурсниками.
Замедленное течение процесса адаптации способно вызвать состояние своеобразного бессилия перед бесконечным потоком информации. Поэтому часть студентов, не имея выработанного стиля рационального умственного труда, не может справиться с потоком знаний.
По данным исследований факторы, определяющие недостаточный уровень успеваемости студентов различных курсов, распределились следующим образом:
Курс обучения | Недостаточная школьная подготовка | Неумение работать самостоятельно |
Первый | 46% | 53% |
Второй | 26% | 45% |
Третий | 11% | 78% |
Как видно, на первом курсе неумение работать самостоятельно компенсируется определенным запасом школьных знаний. По мере же приобщения студентов к различным видам самостоятельной работы, требующим творческого поиска, все более сказывается отсутствие или низкий уровень навыков и умений научной организации учебного труда.
Все это указывает на то, что на этапе подготовки к занятиям необходимо владеть элементами НОУТ, не сбрасывая со счетов и индивидуальный творческий подход при усвоении учебного материала. Можно говорить об общих подходах к НОУТ, но у каждого студента с опытом формируется индивидуальный стиль учебной (во многом самостоятельной) деятельности. Здесь уместно также заметить, что хорошее знание своих личных данных и выработка рациональных приемов учебного труда для себя лично приносят больше пользы, чем выслушивание общих советов, претендующих на то, чтобы быть полезными для всех.
Таким образом, важным фактором успехов в учебе выступает личный рабочий стиль. Способы и методы учебного труда определяются в первую очередь свойствами характера, темпераментом человека, его склонностями и привычками.
Нижеследующие вопросы должны помочь лучше присмотреться к своему рабочему стилю. Варианты ответов на вопросы: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда». Отметьте по каждому вопросу тот ответ, который больше всего соответствует вашим наклонностям. Используйте для этих целей и ваш учебный опыт.
Тест. Самооценка. Мой личный рабочий стиль.
Предрасположены ли вы к тому, чтобы:
1. Откладывать выполнение неприятных дел.
2. Отодвигать во времени принятие срочных, но неприятных решений.
3. Перестраховываться, заручаясь мнением других, при принятии неприятных или тяжелых решений.
4. Все делать самому, не прося помощи у других.
5. Заниматься несколькими проблемами одновременно.
6. Работать в суете и спешке.
7. Приниматься за работу без предварительного поиска лучших подходов к делу.
|
|
8. Прерывать начатую работу, чтобы заняться другими делами.
9. Откладывать выполнение трудных задач после первоначальной их обработки.
10. Работать неконцентрированно, несобранно.
11. Работать по 2 часа и более без перерыва.
12. Часто не доводить начатое дело до конца из-за того, что вас постоянно отвлекают.
13. Расходовать ценное для вас время на отдельные специальные задачи или второстепенные дела.
14. Заниматься чужими делами лишь потому, что они вас заинтересовали.
15. Браться в любое время за любую задачу из-за того, что вы не можете сказать «нет».
16. Заниматься почти безнадежной конфронтацией, например, поиском виновных в ошибке.
17. Стремиться к безупречному выполнению задач и в тех областях, где этого не требуется.
18. Стараться знать все факты.
19. Проявлять инициативу лишь по принуждению.
20. Стремиться всегда помочь другим при решении их проблем.
За каждый ответ: «Почти никогда» — 0 очков; «Иногда» — 1 очко; «Часто» — 2 очка; «Почти всегда» — 3 очка.
Чем больше сумма набранных вами баллов, тем больше вы сами себе мешаете работать! (В нашем случае организовывать свой учебный труд.)
Дополните сведения о себе и своих индивидуальных особенностях с помощью ряда тестов (см. Приложение.) Это даст возможность внести коррективы в организацию своего учебного труда.
САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Организовать самого себя — это значит привести в систему свою ежедневную деятельность, выработать определенный порядок выполнения обязанностей, четко планировать свой рабочий день. Эта деятельность должна соответствовать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».
Для постоянного совершенствования своей организованности следует: 1. Обдуманно и своевременно планировать свою деятельность. Ни на один день не уклоняться от выполнения поставленных задач. С вечера намечать дела на следующий день. 2. Всегда иметь при себе блокнот для записи нужной информации, своих обещаний и поручений, возникающих вопросов и проблем. 3. Не расходовать по пустякам свое и чужое время. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. 4. Быть хозяином своего слова. Планы и обещания выполнять неукоснительно и в срок. Надо помнить, что все можно успеть сделать только в результате активной и высокоорганизованной деятельности. 5. Всегда проявлять самокритичность. В неудачах, ошибках и просчетах винить прежде всего себя, а не других. Ошибаться могут все, но повторять ошибки могут только легкомысленные и неорганизованные люди. 6. Считать бесполезно прожитым день, когда не узнал ничего нового, не научился ничему существенному. 7. Постоянно совершенствовать свое умение взаимодействовать с людьми и плодотворно решать с ними возникшие вопросы и проблемы. Для этого следует учиться не только говорить, но и слушать собеседника, не перебивая его и не навязывая ему свое мнение. При общении проявлять внимание, вежливость, не злиться и не горячиться, а стараться понять собеседника, уяснить его позицию. 8. В конце каждого дня нужно обязательно анализировать свою деятельность по реализации поставленных задач. Особое внимание уделять рассмотрению допущенных ошибок и причин их возникновения. 9. При решении сложных задач и проблем руководствоваться алгоритмом успеха, содержание которого сводится в общих чертах к следующему:
|
|
— нужно страстно хотеть сделать что-либо существенное и полезное; глубоко и твердо верить в свои силы и способности; знать, что и как надо сделать для достижения поставленной цели; непрерывно совершенствовать практические умения и навыки. Проверить уровень вашей организованности поможет следующий тест:
Тест. Организованный ли вы человек?
Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и средством, которое сможет побудить к постижению секретов самоорганизации, выработке организационных навыков и привычек. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите один.
1. Имеются ли у вас главные цели в жизни?
А. У меня есть такие цели.
Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива...
В. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению.
Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, блокнот и т.д.?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове, а план на текущий день — в голове или на листке бумаги.
Г. Составлять планы — это игра в организованность.
3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
А. «Отчитываю» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповторимость.
Б. «Отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины.
В. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще «отчитывать» самого себя?
Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а не удалось — выполню, может быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку?
А. Я хозяин своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, адресов.
Б. Часто меняю записные книжки, так как нещадно их «эксплуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользовании вновь сбиваюсь на произвольную запись.
В. Записи телефонов, фамилий, адресов веду «почерком настроения». Считаю, что были бы сделаны записи, а на какой странице они записаны, прямо или криво — не имеет никакого значения.
Г. Использую общепринятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения.
5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей?
А. Каждая вещь лежит где попало.
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место.
В. Периодически навожу порядок в расположении вещей. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т. д.
Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?
А. Могу сказать о потерянном времени.
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.
В. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.
Г. Не только хорошо знаю: где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в подобных ситуациях.
7. Каковы ваши действия, когда на собрании начинается переливание из пустого в порожнее?
А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.
Б. На любом собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать.
8. Погружаюсь в «небытие»
Г. Начинаю заниматься теми делами, которые и рассчитывал сделать в это время.
8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Придаете ли вы значение и его продолжительности, а не только содержанию?
А. Уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определить лишь приблизительно. Если доклад интересен, следует давать дополнительное время, чтобы его закончить.
Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада.
9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
А. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.)
Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
В. Зачем стремиться если время все равно не обгонишь.
Г. Стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксаций поручений, заданий и просьб вы используете?
А. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.
Б. Фиксирую наиболее важные поручения в своем еженедельнике. «Мелочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о мелочи, то не считаю это недостатком.
В. Стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня.
Г. Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Точно ли по времени вы приходите на деловые встречи?
А. Прихожу раньше на 5 — 7 минут.
Б. Прихожу вовремя.
В. Как правило, опаздываю.
Г. Всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя.
Д. Если, бы издали научно-популярное пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
А. Считаю, что своевременность выполнения — это один из важных показателей моего умения работать, это своего рода триумф организованности.
Б. Своевременность выполнения — это «зверь», который может «укусить» именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.
В. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
Г. Своевременно выполнить задание или поручение — это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.
13. Предположим, что вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести?
А. Сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное.
Б. Постараюсь сказать: обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное.
В. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, не выполню — тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал своих обещаний.
Г. Выполню обещанное во что бы то ни стало.