double arrow

А. С. Пушкин

Самоорганизация студента осуществляется на двух уровнях:

1. Технологический — это организация студентом своего учеб­ного труда. В него входит большой круг вопросов от обеспечения процесса работы средствами современной оргтехники до разра­ботки и применения наиболее рациональных режимов работы.

2. Психологический — это организация самого себя, своих зна­ний, способностей, эмоционально-волевых характеристик, этиче­ских установок, мотивов, т. е. всего того, что принято называть личными качествами.

Для большинства людей психологическая самоорганизация является основой технологической. Так как плохо организован­ные знания, мышление, эмоционально-волевая сфера студента обычно приводят к неудачным решениям учебных проблем.

В настоящее время объем знаний, необходимых современному специалисту, стремительно нарастает, хотя срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что надо интен­сифицировать учебный процесс путем активизации работы сту­дентов по самостоятельному усвоению научной информации.

Обычно выделяют три «кита» самостоятельности: умение — мотив — воля. В этой связи трудно не согласиться с мыслью изве­стного психолога Р. Уайта, что человеку свойственно стремление к познанию себя в действительности, и к реализации себя в дея­тельности.

Можно выделить три уровня самостоятельности:

1. Подражательно-пассивный (низкий), т. е. студент может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Это — подражание, постоянный и необходимый спутник учения. Оно является свойством развития личности, а с другой стороны — способом познания действительности.

2. Активно-поисковый — это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. То есть, получая задачу, студент сам планирует пути ее решения.

3. Интенсивно-творческий. Студент успешно применяет зна­ния в новой, нестандартной ситуации. То есть наблюдается высо­кий уровень прогнозирования собственной деятельности.

Как свидетельствует практика, студент тоже своего рода спе­циальность, с которой надо всесторонне знакомить вчерашних абитуриентов. И вполне естественно, что на первом году обучения студенту приходится испытывать значительные трудности, свя­занные с новыми непривычными для себя методами и формами обучения, режимом жизни и деятельности, с иной по объему и со­держанию информацией, с отсутствием опыта управления своей деятельностью, неумением методически правильно и системати­чески работать как в часы аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы по усвоению знаний.

Не всем первокурсникам удается приспособиться к новой об­становке. Физиологический механизм привычного поведения — динамический стереотип — перестраивается применительно к новым условиям у разных людей с неодинаковой скоростью, зани­мая в среднем около шести месяцев, т. е. весь первый семестр. Именно этот период и определяет будущую работу студентов. Это подтверждают и результаты исследований, проведенных в ряде учебных заведений.

Потребовалось времени для привыкания к специфике обу­чения:

— до 3-х месяцев — у 71,9% студентов;

— до 6-ти месяцев — у 24,0% студентов;

— свыше 6-ти месяцев — у 4,1% студентов.

Это во многом объясняет и отсев студентов первых курсов на начальной стадии обучения.

Резкая ломка многолетнего, привычного рабочего стереотипа приводит порой к нервным срывам и стрессовым реакциям (пред­расположенность к которым вы сможете проверить с помощью тестов, которые приведены в конце главы.) Поэтому период адап­тации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может в первое время обусловить сравнительно низкую успеваемость, плохое вос­приятие новых условий, трудности в общении с однокурсниками.

Замедленное течение процесса адаптации способно вызвать состояние своеобразного бессилия перед бесконечным потоком информации. Поэтому часть студентов, не имея выработанного стиля рационального умственного труда, не может справиться с потоком знаний.

По данным исследований факторы, определяющие недоста­точный уровень успеваемости студентов различных курсов, рас­пределились следующим образом:

  Курс обучения     Недостаточная школьная подготовка     Неумение работать самостоятельно  
Первый 46%   53%  
Второй 26%   45%  
Третий   11%   78%  

Как видно, на первом курсе неумение работать самостоятель­но компенсируется определенным запасом школьных знаний. По мере же приобщения студентов к различным видам самостоятель­ной работы, требующим творческого поиска, все более сказыва­ется отсутствие или низкий уровень навыков и умений научной организации учебного труда.

Все это указывает на то, что на этапе подготовки к занятиям необходимо владеть элементами НОУТ, не сбрасывая со счетов и индивидуальный творческий подход при усвоении учебного мате­риала. Можно говорить об общих подходах к НОУТ, но у каждого студента с опытом формируется индивидуальный стиль учебной (во многом самостоятельной) деятельности. Здесь уместно также заметить, что хорошее знание своих личных данных и выработка рациональных приемов учебного труда для себя лично приносят больше пользы, чем выслушивание общих советов, претендующих на то, чтобы быть полезными для всех.

Таким образом, важным фактором успехов в учебе выступает личный рабочий стиль. Способы и методы учебного труда опреде­ляются в первую очередь свойствами характера, темпераментом человека, его склонностями и привычками.

Нижеследующие вопросы должны помочь лучше присмот­реться к своему рабочему стилю. Варианты ответов на вопросы: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда». Отметьте по каждому вопросу тот ответ, который больше всего соответствует вашим наклонностям. Используйте для этих целей и ваш учебный опыт.

Тест. Самооценка. Мой личный рабочий стиль.

Предрасположены ли вы к тому, чтобы:

1. Откладывать выполнение неприятных дел.

2. Отодвигать во времени принятие срочных, но неприятных решений.

3. Перестраховываться, заручаясь мнением других, при приня­тии неприятных или тяжелых решений.

4. Все делать самому, не прося помощи у других.

5. Заниматься несколькими проблемами одновременно.

6. Работать в суете и спешке.

7. Приниматься за работу без предварительного поиска луч­ших подходов к делу.

8. Прерывать начатую работу, чтобы заняться другими делами.

9. Откладывать выполнение трудных задач после первоначаль­ной их обработки.

10. Работать неконцентрированно, несобранно.

11. Работать по 2 часа и более без перерыва.

12. Часто не доводить начатое дело до конца из-за того, что вас постоянно отвлекают.

13. Расходовать ценное для вас время на отдельные специаль­ные задачи или второстепенные дела.

14. Заниматься чужими делами лишь потому, что они вас заин­тересовали.

15. Браться в любое время за любую задачу из-за того, что вы не можете сказать «нет».

16. Заниматься почти безнадежной конфронтацией, например, поиском виновных в ошибке.

17. Стремиться к безупречному выполнению задач и в тех областях, где этого не требуется.

18. Стараться знать все факты.

19. Проявлять инициативу лишь по принуждению.

20. Стремиться всегда помочь другим при решении их проблем.

За каждый ответ: «Почти никогда» — 0 очков; «Иногда» — 1 оч­ко; «Часто» — 2 очка; «Почти всегда» — 3 очка.

Чем больше сумма набранных вами баллов, тем больше вы сами себе мешаете работать! (В нашем случае организовывать свой учебный труд.)

Дополните сведения о себе и своих индивидуальных особен­ностях с помощью ряда тестов (см. Приложение.) Это даст возможность внести коррективы в организацию своего учебного труда.

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Организовать самого себя — это значит привести в систему свою ежедневную деятельность, выработать определенный поря­док выполнения обязанностей, четко планировать свой рабочий день. Эта деятельность должна соответствовать основному прин­ципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

Для постоянного совершенствования своей организованности следует: 1. Обдуманно и своевременно планировать свою деятель­ность. Ни на один день не уклоняться от выполнения поставлен­ных задач. С вечера намечать дела на следующий день. 2. Всегда иметь при себе блокнот для записи нужной информации, своих обещаний и поручений, возникающих вопросов и проблем. 3. Не расходовать по пустякам свое и чужое время. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. 4. Быть хозяином своего сло­ва. Планы и обещания выполнять неукоснительно и в срок. Надо помнить, что все можно успеть сделать только в результате актив­ной и высокоорганизованной деятельности. 5. Всегда проявлять самокритичность. В неудачах, ошибках и просчетах винить преж­де всего себя, а не других. Ошибаться могут все, но повторять ошибки могут только легкомысленные и неорганизованные люди. 6. Считать бесполезно прожитым день, когда не узнал ничего но­вого, не научился ничему существенному. 7. Постоянно совершен­ствовать свое умение взаимодействовать с людьми и плодотворно решать с ними возникшие вопросы и проблемы. Для этого следует учиться не только говорить, но и слушать собеседника, не переби­вая его и не навязывая ему свое мнение. При общении проявлять внимание, вежливость, не злиться и не горячиться, а стараться по­нять собеседника, уяснить его позицию. 8. В конце каждого дня нужно обязательно анализировать свою деятельность по реализа­ции поставленных задач. Особое внимание уделять рассмотрению допущенных ошибок и причин их возникновения. 9. При решении сложных задач и проблем руководствоваться алгоритмом успеха, содержание которого сводится в общих чертах к следующему:

— нужно страстно хотеть сделать что-либо существенное и по­лезное; глубоко и твердо верить в свои силы и способности; знать, что и как надо сделать для достижения поставленной цели; непре­рывно совершенствовать практические умения и навыки. Прове­рить уровень вашей организованности поможет следующий тест:

Тест. Организованный ли вы человек?

Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и средством, которое сможет побудить к постижению секретов самоорганизации, выработке организационных навыков и привычек. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите один.

1. Имеются ли у вас главные цели в жизни?

А. У меня есть такие цели.

Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так измен­чива...

В. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению.

Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, блокнот и т.д.?

А. Да.

Б. Нет.

В. Не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове, а план на текущий день — в голове или на листке бумаги.

Г. Составлять планы — это игра в организованность.

3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

А. «Отчитываю» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповторимость.

Б. «Отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины.

В. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще «отчиты­вать» самого себя?

Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а не удалось — выполню, может быть, в дру­гой раз.

4. Как вы ведете свою записную книжку?

А. Я хозяин своей записной книжки. Как хочу, так и веду запи­си телефонов, фамилий, адресов.

Б. Часто меняю записные книжки, так как нещадно их «экс­плуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользовании вновь сбиваюсь на произвольную запись.

В. Записи телефонов, фамилий, адресов веду «почерком наст­роения». Считаю, что были бы сделаны записи, а на какой страни­це они записаны, прямо или криво — не имеет никакого значения.

Г. Использую общепринятую систему в соответствии с алфави­том, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения.

5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Како­вы ваши принципы расположения вещей?

А. Каждая вещь лежит где попало.

Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место.

В. Периодически навожу порядок в расположении вещей. За­тем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т. д.

Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать: где, сколько и по ка­ким причинам вам пришлось напрасно терять время?

А. Могу сказать о потерянном времени.

Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.

В. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.

Г. Не только хорошо знаю: где, сколько и почему было напрас­но потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в подобных ситуациях.

7. Каковы ваши действия, когда на собрании начинается пере­ливание из пустого в порожнее?

А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.

Б. На любом собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать.

8. Погружаюсь в «небытие»

Г. Начинаю заниматься теми делами, которые и рассчитывал сделать в это время.

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Прида­ете ли вы значение и его продолжительности, а не только содержа­нию?

А. Уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада. Ду­маю, что продолжительность нужно определить лишь приблизи­тельно. Если доклад интересен, следует давать дополнительное время, чтобы его закончить.

Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продол­жительности доклада.

9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?

А. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.)

Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.

В. Зачем стремиться если время все равно не обгонишь.

Г. Стараюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксаций поручений, заданий и просьб вы используете?

А. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к како­му сроку.

Б. Фиксирую наиболее важные поручения в своем еженедель­нике. «Мелочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о мелочи, то не считаю это недостатком.

В. Стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память час­то подводит меня.

Г. Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть по­мнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполне­ния.

11. Точно ли по времени вы приходите на деловые встречи?

А. Прихожу раньше на 5 — 7 минут.

Б. Прихожу вовремя.

В. Как правило, опаздываю.

Г. Всегда опаздываю, хотя и пытаюсь прийти раньше или вовремя.

Д. Если, бы издали научно-популярное пособие «Как не опазды­вать», то я, вероятно, научился бы не опаздывать.

12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

А. Считаю, что своевременность выполнения — это один из важных показателей моего умения работать, это своего рода триумф организованности.

Б. Своевременность выполнения — это «зверь», который может «укусить» именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.

В. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.

Г. Своевременно выполнить задание или поручение — это вер­ный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.

13. Предположим, что вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести?

А. Сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности вы­полнить обещанное.

Б. Постараюсь сказать: обстоятельства изменились и выполне­ние обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нуж­но терять надежду на обещанное.

В. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, не выполню — тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал своих обещаний.

Г. Выполню обещанное во что бы то ни стало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: