Л. Н. Толстой

Самообразование — это систематическая целенаправленная деятельность человека, обеспечивающая ему самостоятельный поиск и усвоение определенной суммы знаний в интересующей его области.

Непосредственная работа по самообразованию включает: кри­тический самоанализ и самооценку имеющихся у студента зна­ний, их соотнесение с новыми достижениями науки и практики; изыскание необходимого времени для самообразования; знаком­ство с источниками информации; выборочное и углубленное изучение материала; консультации у педагогов по изучаемой проблеме; практическое применение вновь приобретенных

знаний.

Схематично процесс самообразования студентов можно пред­ставить в следующем виде: (см. схему). Программно-целевым документом, определяющим уровень подготовленности выпуск­ника, является квалификационная характеристика специалиста соответствующего профиля.

В ней должны быть отражены:

— требования к специалисту (социальный заказ общества) по конкретной профессии;

_ требования к необходимым уровням знаний (ознакомление, воспроизведение, умения, творчество);

_ личностно-коллективистические качества специалиста (направленность, темперамент, характер, способности, подготов­ленность).

Исходный уровень самообразования устанавливается (при­близительно) в процессе вступительных экзаменов. Кроме того, вы можете проверить насколько у вас развита общая культура самообразования с помощью несложной анкеты.

Общая культура самообразования.

1. Назовите ваши главные познавательные интересы (в какой науке, в какой области знаний).

2. Как долго вы интересуетесь данной областью знаний?

3. Какими умениями и навыками самообразования вы вла­деете?

Выберите из предлагаемого перечня умений и навыков культу­ры умственного труда (научной организации умственного труда) те, которыми вы усиленно пользуетесь:

— находить нужную литературу в библиотеке;

— быстро находить необходимую информацию и книге;

— распределять свои силы в течение дня, чередовать труд и

отдых:

— конспектировать материал, выделяя главные мысли;

— сводить данные из нескольких источников в сообщение, доклад, реферат и т. п.;

— рационально работать с книгой (умение быстро просматри­вать книгу, делать выписки, владеть техникой быстрого чтения);

— контролировать качество усвоения материала (повторять, уточнять, воспроизводить его, задавать себе вопросы по изучен­ному);

— контролировать свою работоспособность в течение дня и регулировать ее (применять меры к снижению усталости).

4. Перечислите основные трудности, которые вы встречаете при организации умственного труда, в ходе самообразования:

— недостаток времени на самообразование;

— неумение рационально работать с книгой;

— неумение составлять конспект прослушанной лекции;

— незнание своих умственных сил и способностей;

— невладение навыками самоанализа и самооценки проделан­ной работы;

— затруднения в изложении чужих мыслей своими словами;

— неумение обобщать прочитанное;

— затруднения в применении знаний, которые приобретены самостоятельно.

Схема: Процесс самообразования.

Требования квалификаци­онной харак­теристики специалиста

       
 
Планирование работы по самообразова­нию  
 
Определение форм, методов и средств для самообразова­ния  
 

Возникнове­ние потребно­сти в самооб­разовании

 
 


Самооценка подготовленно­сти осознание необходимости в знаниях
Постановка целей и задач
 

Самоконтроль и самооценка

Знакомство с источ­никами информации  
Деятельность по самообразованию  

Выборочное изучение материала  

 
 
Результат: Новые навыки. Практическое использование приобретенных знаний


Возможности при­менения знаний на практике  
Углубленное изучение материала  

Если вы подчеркнули в вопросе 3 все или большинство умений и навыков, то у Вас фиксируется высокий уровень научной орга­низации (культуры) умственного труда; если указали половину — средний уровень и указание на отдельные умения говорит о низ­ком уровне.

Полученные данные свидетельствуют о готовности студента к самообразованию и владении им элементами научной организа­ции (культуры) умственного труда. Но для организации данного процесса важно учесть и ваши индивидуальные особенности, ко­торые вы сможете выявить с помощью соответствующих тестов (см. Приложение).

По этому вопросу можно предложить и ряд правил по научной организации умственного труда, которые помогут студентам луч­ше заниматься самостоятельно. Они следующие:

1. Уметь выбирать нужную информацию, знать, где найти, зачем и как читать.

2. Заниматься только в хорошо проветренном помещении.

3. Вникать в суть, в смысл прочитанного, ничего не оставляя неясного для себя.

4. Записывать основное содержание прочитанного, причем стараться это делать по памяти, а не по тексту.

5. Отрабатывать тщательно, записывать все то, что трудно запоминается, в первую очередь дать, цифры, формулы, правила.

6. Регулярно проверять себя, что и как усвоено, что нового узнали, в чем можно согласиться с автором, о чем — поспорить.

7. Перечитывать то, что изучено на предыдущем занятии, как бы подстраховывать свою память, упрочить изученное в последу­ющем самообразовании.

8. Всякую новую информацию связывать с уже усвоенной. Но­вые знания будут тогда прочными, когда войдут в состав системы знаний.

9. Прочитанное связывать с жизнью, знания — с личным опытом.

10. Выработать привычку применять полученные знания в раз­личных ситуациях, в решении разных жизненных задач.

11. Научиться технике чтения по принципу: читать много, быстро и про себя.

12. Научиться выделять главные мысли, основное содержание, суть вопроса в любой книге и связывать это все с тем, что уже знаешь.

Результат: Новые навыки. Практическое использование приобретенных знаний
13. Иллюстрировать основные мысли автора примерами из жизни, личного опыта, доказывая его ведущие идеи или опровер­гая их.

14. Систематизировать прочитанное в графиках, таблицах, схемах и диаграммах, уметь выбрать из нескольких источников родственную информацию и изложить ее в виде доклада, сообще­ния, реферата.

15. Реализовывать приобретенные знания в своем учебном труде.

16. С помощью знаний стремиться изучать окружающую дей­ствительность, знания рассматривать как основу профессиональ­ного роста.

17. Необходим регулярный самоанализ самообразовательной деятельности и усовершенствование умений и навыков научной организации (культуры) умственного труда.

Пути и способы самообразования могут быть весьма индиви­дуальны и своеобразны в зависимости от прежнего опыта работы над собой, уровня знаний человека, его общей подготовки, интере­сов и т. п.

Так разгадка «секрета» Владимира Высоцкого таилась в его стиле общения с людьми. Встретив нового человека, как правило, аса своего дела, — Высоцкий буквально «прилипал» к нему, вы­спрашивая о его профессии, интересуясь мельчайшими подробно­стями. И таким образом он превращал своего собеседника в свое­го соавтора.

Вот почему так часто ошибались люди, слушая его песни: одни считали его шофером, другие признавали в нем солдата, третьи — моряка. Но он не был ни первым, ни вторым, ни третьим. Высоц­кий был творческой личностью, синтезирующей знание о мире в ходе общения с людьми. Его человеческое и профессиональное искусство состояло в том, чтобы ухватить знание на лету, мгно­венно перевоплотиться, пережить и впитать его. В этом случае самообразование понимается как «самосозидание».

Методика работы студентов по самообразованию отражает индивидуальные особенности их личности. Некоторым полезно вести дневник, в котором они могли бы анализировать свои дости­жения и неудачи в течение месяца, недели, дня. Другие могли бы разработать правила работы над собой, используя такие методы как самоприказ, самопринуждение. Третьим можно посоветовать принять личные обязательства, устные или письменные.

Для начала же можно студентам порекомендовать разработать специальную программу, которая определяла бы последователь­ность работы над совершенствованием знаний, побуждала их, с одной стороны, расширять свой общий кругозор, а с другой — последовательно углублять знания по своей специальности.

Большую помощь в организации самообразования играет зна­ние основ НОУТ (научной организации учебного труда). Основная идея которой — максимальный эффект при минимальной затрате времени.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА

Индивидуальный поиск знаний — самая характерная черта работы студента. Как мы отмечали ранее, успешность самостоя­тельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: овладении принципами самоорганизации учебного тру­да; поиске, восприятии и переработке информации; овладении приемами чтения; ведении записей как при слушании, так и при чтении; самопроверке усвоенных знаний и т. д.

Необходимым компонентом самостоятельной работы студен­тов является подготовка к учебным занятиям, включающая прора­ботку учебной и научной литературы, выполнение контрольных работ, подготовка докладов, рефератов, конспектирование перво­источников, переводов иностранных тестов и т. д.

В системе заочного обучения самостоятельная работа студен­тов занимает большее место, чем в стационаре, в связи с недоста­точным объемом аудиторных занятий. При ее правильной органи­зации студенты каждого курса имеют графики работы в межсес­сионный период. В них планируется регулярная отчетность сту­дентов, что стимулирует их систематическую самостоятельную работу, своевременное выполнение межсессионных заданий. Кроме того, специфичным для заочного образования является увеличение удельного веса индивидуальных консультаций, выпол­нение контрольных, курсовых работ как формы межсессионной работы.

Это дает возможность студентам усвоить навыки организации самостоятельной работы с источниками информации, овладеть приемами умственного труда (формализации учебного материала, реферированию, конспектированию, рациональному чтению, использованию технических средств).

При подготовке к поиску информации необходимо в:

1. Четкое представление о системе научной информации и тех возможностях, которые дает ее использование.

2. Знание всех возможных источников информации по своей специальности.

3. Умение выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с задачами и условиями.

4. Наличие навыков в использовании вспомогательных библи­ографических и информационных материалов.

5. Знакомство с библиографическими указателями позволяет сравнительно быстро освоить, и успешно пользоваться этими источниками, что также направлено на совершенствование орга­низации умственной деятельности, экономию времени и энергии.

Поэтому студент должен умело пользоваться библиографичес­кими, предметными, алфавитными, именными, хронологическими и другими библиотечными каталогами.

В предметном указателе в алфавитном порядке перечисляются вопросы, рассматриваемые в данной книге, сборнике или собра­нии сочинений. Пользуясь предметным указателем, студент может узнать, что и где ему можно прочитать по интересующему вопросу. Это особенно бывает нужно, когда требуется найти мате­риал по конкретной теме или в большом по объему произведении, книге или нескольких книгах.

Алфавитный каталог помогает найти книгу по фамилии автора или по названию книги, если фамилия на титульном листе не указана.

Хронологические указатели способствуют слушателю в хро­нологическом порядке быстро найти материалы определенного события.

Специальные библиографические указатели призваны помочь читателю быстро найти том и страницы, где опубликовано нужное ему произведение, а также отдельные высказывания по интересу­ющему слушателю вопросу.

Наряду со специальными библиографическими указателями имеются также различные справочные издания и словари. Они по­могают собрать необходимые слушателю статистические данные, выяснить значение и смысл незнакомых слов, понятий и опреде­лений.

Ваш личный архив.

Организация хранения ваших личных записей в зависимости от данной им оценки важности и срочности может быть выделена:

1. По временному признаку:

— «особо срочно»;

— «срочно»;

— «особо важно»;

— «важно»;

— «в обычном порядке».

2. По тематическому признаку:

а) записи текущего характера с основными подзаголовками:

— «к такому-то числу»;

— «к такому-то событию»;

— «в связи с таким-то событием»;

— «иметь в виду»;

— «обдумать»;

— «сделать»;

— «сказать»;

— «позвонить» и т. п.

Разумеется, вместо подзаголовков необходимо применять ус­ловные знаки или сокращения.

б) Записи перспективного характера с такими подзаголовками:

— «условное наименование идеи;

— «иметь в виду (на перспективу)»;

— «запомнить»;

— «обдумать» и т. д.

в) Записи о наиболее важных заданиях, поручениях, контроль за выполнением которых осуществляете вы сами.

Рациональные приемы работы с научной литературы.

В ходе самостоятельной работы студенты постоянно обраща­ются к первоисточникам, учебникам, учебным пособиям. Для это­го им необходимо уметь эффективно работать с книгой.

Для начала оцените ваши навыки чтения с помощью теста.

Тест. Отличный ли вы читатель?

Вопрос Количество

баллов

1. Всегда ли представляете заранее, о чем можно прочесть в данном тексте?

 

— Всегда очень четко...

— Всегда приблизительно...

— Иногда...

— Лишь изредка...

— Иногда...

2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

— Постоянно меняю... 10

— Иногда... 6

— Скорость определяю перед тем, как начать читать... 4

— Всегда читаю со средней скоростью... 2

— Всегда читаю медленно... 0

3. Умеете ли вы целиком сосредоточиться на тексте?

— Это мне всегда удается... 10

— В основном это удается... 6

— Лишь в случае, если материал интересный... 4

— В редких случаях... 2

— Не могу... 0

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

 

— Построение мне всегда ясно...

— Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро...

— После прочтения небольшого куска я представляю себе структуру...

— Разбираюсь в структуре после того, как прочитаю текст...

— На структуру не обращаю внимание...

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части предложения?

 

— Могу всегда...

— Могу, если текст легкий...

— Иногда...

— Изредка...

— Не могу...

6. Приходится ли вам возвращаться взглядом

к уже прочитанному тексту?

 

— Ничего не читаю по многу раз...

— Если есть незнакомые слова...

— Изредка возвращаюсь...

— Иногда, если не понимаю текст...

— Возвращаюсь часто...

7. Водите ли вы по строке пальцем, карандашом

или следите за текстом движением головы?

 

— Голова и руки всегда без движения...

— Иногда делаю движения...

— При чтении важных мест...

— Часто...

— Всегда так делаю...

8. Читаете ли вы вслух или про себя'? Помогаете ли вы

себе артикуляцией?

 

— Всегда читаю молча...

— Не могу ответить точно...

— Произношу отдельные (трудные) слова...

— Часто ловлю себя на том, что выговариваю читаемый текст...

— Всегда читаю вслух...

9. Повторяете ли вы про себя то, что читаете?

 

— Никогда...

— Думаю, что нет...

— Повторяю, но редко...

— Повторяю довольно часто...

В основном повторяю... 0

10. За сколько взглядов (фиксаций) вы можете прочитать одну строку из 60 знаков?

 

— 2 фиксации...

— 3 фиксации...

— 4 фиксации...

5 фиксаций...

— 6 фиксаций...

— Более 6 фиксаций...

Общее число баллов:....

Опыт проведения этого теста дал следующие результаты:— отличный читатель получает 100 баллов; — обученный — от 70 до 80; — опытный (но не обученный) — от 40 до 50; — большее число читателей получают от 20 до 30 баллов.

Хорошо, если время от времени вы будете возвращаться к тес­ту. С его помощью можно узнать, насколько вы продвинулись в овладении навыками рационального чтения.

Теперь постарайтесь ответить на следующий вопрос:

Можем ли мы читать быстрее?

1. Положите перед собой текст, но не читайте его заранее.

2. Засеките время и начинайте читать с обычной для вас скоро­стью. Ни в коем случае не спешите. Ведь вы же сами хотите узнать скорость своего чтения.

3. Когда закончите чтение текста, посмотрите, сколько у вас ушло на это времени. Оно может колебаться в пределах от 2 минут до 30 секунд.

4. Запишите это время.

5. После этого определите скорость чтения и запишите ее. Теперь вы можете приступить к тренировкам по скорочтению.

Специалисты считают, что если ваша скорость чтения ниже 200 слов в минуту, то вам следует идти не на курсы скорочтения, а на курсы чтения. Надо стремиться к скорости чтения 400 — 600 слов в минуту.

Книгу лучше всего расположить перпендикулярно к оси виде­ния, благодаря чему отпадает необходимость постоянно менять положение хрусталика. Строки должны быть расположены так, чтобы глаза производили только горизонтальные движения. Нагрузка при чтении должна быть одинаковой на оба глаза. Дви­жение глаз можно тренировать.

Надо стремиться к тому, чтобы одним взглядом увидеть как можно больше слов. Сначала следует выяснить, сколько вы видите знаков при одном фиксированном взгляде. Это можно узнать с по­мощью ряда цифр:

Остановите взгляд на цифре 1, расположенной в центре ряда, и закройте бумажками остальные цифры справа и слева так, что­бы видны были еще только цифры 2 по обе стороны от единицы. После этого начинайте отодвигать бумажки в стороны все время глядя на цифру 1. Остановите бумажки, как только крайние циф­ры будут расплываться и станут неузнаваемыми. Таким способом вы узнаете, сколько цифр и букв вы способны увидеть и узнать при одном фиксированном взгляде. Очень важно, чтобы вы во вре­мя этого эксперимента смотрели только на среднюю цифру или букву. Таким путем каждый может узнать, какое у него после зре­ния. Для его расширения надо много тренироваться. На первом этапе вы можете повторить несколько раз проведенный ранее экс­перимент. Хороший читатель в зависимости от потребности умеет менять скорость своего чтения. На стиль чтения, таким образом, оказывает влияние цель чтения. Ее можно подразделить, напри­мер, следующим образом.

Поисковое чтение.

Время от времени нам приходится искать различные данные, например, номер телефона по телефонной книге. Здесь чтение происходит таким образом, что наш взгляд скользит по строкам, останавливаясь только один раз на середине каждой из них. При этом искомые данные обязательно окажутся в поле зрения, хотя мы и не можем охватить всю строку одним взглядом.

Выборочное чтение.

При выборочном чтении прочитываются только заголовки, на­чальные и конечные формы (фразы) и, возможно, по несколько строк в разных местах текста.

Такое выборочное чтение является весьма выгодной техникой в тех случаях, когда надо узнать, стоит ли данный текст читать дальше. В этом способе чтения много положительных сторон:

— в начальной фазе автор, как правило, выражает узловые моменты текста;

— в последнем абзаце обычно содержится резюме;

— в заголовках и подзаголовках в нескольких словах выража­ются наиболее важные вещи, заключенные в тексте;

— первые предложения абзацев обычно означают переход к новым вопросам.

Беглое чтение.

Целью такого чтения является стремление как можно быстрее выявить основные моменты текста, не останавливаясь на второ­степенных вещах. К такому чтению мы относим большую часть так называемого развлекательного чтения. Наибольшую пользу владение скорочтением приносит именно при беглом чтении. Тре­нируйтесь бегло читать именно с помощью названных текстов. Проведите мысленно две вертикальные линии по полосе текста и старайтесь останавливать взгляд только два раза па строке в райо­не воображаемых вертикалей.

Углубленное чтение.

При углубленном чтении ставится задача понять и запомнить вопросы, излагаемые в тексте. К такому типу чтения относятся изучение материалов учебы, научных текстов, различных вопро­сов при подготовке к зачетам и экзаменам и т. д. Даже самый со­вершенный читатель работает над такими текстами медленнее, чем при беглом чтении. У читателя, не умеющего читать быстро, нет разницы между беглым и углубленным чтением. Техника ско­рочтения так или иначе содействует углубленному чтению, так как при этом исключаются ошибки чтения, и, кроме того, убыстряется само чтение. Вот некоторые рекомендации для тренировки углуб­ленного чтения.

1. Перед началом чтения сосредоточьтесь основательно. Вы­бросьте из головы все ненужные мысли и постарайтесь избегать внешних помех.

2. Перед углублением в текст пробежите его глазами.

3. Найдите ключевые мысли или ключевые слона. Подчеркните важнейшие выражения. Однако не увлекайтесь подчеркиванием и прибегайте к нему по возможности реже. Отдайте предпочтение записям или конспектированию. При поиске ключей текста помо­гут вопросительные слова: что, где, когда, как и почему?

4. Обратите внимание на иллюстративный материал и подписи к нему, так как они часто содержат главные мысли данного мате­риала.

5. Прерывайте чтение через небольшие промежутки времени, скажем, через каждые 15 минут, пробегайте глазами прочитанный текст и обратите еще раз внимание на подчеркнутые фразы.

6. В течение каждого часа работы делайте перерыв в 10 минут.

7. Наиболее эффективным чтение будет тогда, когда вы после углубленного прочтения напишите резюме

8. Не забывайте, что запоминание после одноразового прочте­ния дело очень трудное, почти невозможное. Поэтому не ленитесь прочитать текст несколько раз. Относитесь к прочитанному кри­тически.

Существует несколько способов совершенствования себя в скорочтении.

Приводим здесь несколько рекомендаций для облегчения практических тренировок. Тренируйтесь, читая передовицы газет каждое утро примерно по 5 минут в течение 3 — 4 месяцев подряд. Не забывайте о технике чтения путем расширения поля зрения. Проводите сначала «тренировочные линии» посредине полос. Чи­тайте только комплексы мысли, а не отдельные слова. Избегайте регрессии. Оттаскивайте себя за волосы всегда, когда ваши глаза будут возвращаться во время чтения к уже прочитанным строкам. Читайте всегда с разной скоростью. Используйте все виды чтения. Тестируйте в процессе тренировок один раз в неделю скорость своего чтения следующим образом:

отсчитайте в тексте 50 строк, подсчитайте, сколько слов имеет­ся в каждой строке (точность — + 10%); проверьте, сколько слов вы читаете в минуту.

Когда вы выбираете материал для чтения, то не забывайте о це­ли этого.

Задайте себе вопросы:

— почему вы хотите прочитать данный материал?

— что вы хотите найти в нем?

— думаете ли вы, что в данном материале найдете то, что ищете?

В один прекрасный день вы вдруг заметите, что за то же время, за которое вы раньше прочитывали одну книгу, теперь можете одолеть три книги, причем понимание прочитанного значительно улучшилось. После этого чтение для вас будет напоминать езду на велосипеде: важно научиться, а умение сохранится навсегда.

Запомните несколько способов работы с книгой:

а) навыки эффективного чтения:

1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением. Просмотри­те введение. Найдите резюме (если такое имеется) и просмотрите его, чтобы получить общее представление о замысле книги.

2. Анализ. Задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивирован ваш выбор. Хороший читатель извлекает из текста нужную ему информацию за минимально короткое время.

3. Ориентация. Прежде чем приступить к чтению каждого раз­дела, ознакомьтесь с заголовками подразделов и резюме. Это сде­лает ваше чтение более осмысленным и целенаправленным.

4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мыс­ли, как можно точно формулируя их на бумаге. Запишите также вопросы, если, конечно, они у вас возникнут. Закончив работу над разделом, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

5. Развитие мысли. Запоминание конкретных фактов и логиче­ских рассуждений, изложенных в книге, безусловно, самое глав­ное. Однако вы должны также попытаться развить и письменно изложить свою собственную точку зрения относительно прочи­танного.

При работе с книгой можно ориентироваться на средние нор­мы выполнения некоторых видов самостоятельной работы, вы­работанные практикой: чтение общественно-политической лите­ратуры — 2 мин. на страницу; чтение с конспектированием основ­ного содержания прочитанного — 12 мин. на страницу; чтение специальной литературы — 3 мин. на страницу.

б) навыки запоминания прочитанного:

1. Не переписывайте целые предложения или абзацы; лучше выписывайте ключевые идеи и фразы по мере прочтения текста.

2. Постарайтесь не пропустить так называемые слова (фра­зы) — сигналы типа «подводя итоги сказанного», «таким образом», «из этого следует», «суть вопроса состоит», «это означает» и т. п. Они употребляются специально для того, чтобы заострить внима­ние читателя на чем-то важном.

3. Задержите свое внимание на вводном предложении каждого абзаца, это особенно важно, если абзацы большие.

4. Вдумчиво ознакомьтесь с выводами автора.

5. Сразу же после прочтения проверьте, что вы запомнили, и отразите ключевые мысли и факты в виде схемы.

К составлению конспекта следует приступать только тогда, когда в источниках найдены ответы на поставленные вопросы и осмыслен прочитанный материал.

в) навыки конспектирования прочитанной книги:Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали как можно меньше вре­мени и чтобы потом ими можно было легко воспользоваться.

Прежде всего нужно стремиться к лаконизму в изложении, используя всякого рода сокращения. Система сокращенных запи­сей должна быть тщательно продумана еще до начала работы, в дальнейшем ее лишь дополняют. В первую очередь, следует ис­пользовать все устоявшиеся и ставшие привычными сокращения: к-во, др., чел., пр., и т. д. Затем составить свою систему. Это могут быть сокращения за счет использования только начальной части слова (апп. — аппарат), выбрасывание средней части (эл-т — эле­мент), введение косой черты в сокращении устойчивых словосоче­таний (с/ариф. — среднее арифметическое). Перечень их должен находиться под рукой. Опыт свидетельствует, что при использова­нии такой системы темп записей может быть достаточно высо­ким — 40 — 70 слов в минуту. Большую экономию времени дает также применение условных знаков — символов, например, мате­матических: равно, больше, меньше и др. Можно вводить и свои знаки.

Помимо скорости записей большое значение имеет также при­дание им такой формы, которая облегчила бы их дальнейшее использование. Это возможно при помощи системы заголовков, ключевых слов, расчленения текста, расположение его «уступом» подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д. Очень важ­но, чтобы все приемы «организации» записей носили постоянный характер.

г) Рациональные приемы повторения заучиваемого материала.

Как показывает практика, повторное чтение окажется гораздо эффективнее, если оно будет содержать элементы активного повторения, пересказа. Такими свойствами обладает метод, полностью проверенный в учебных заведениях и позволяющий запоминать и надежно воспроизводить материал достаточно высокой сложности (например, экзаменационный курс) за четыре повто­рения.

1. Прочитайте весь текст с целью восприятия основных содержащихся в нем мыслей — смысловых единиц — в их взаимосвязи Если необходимо (и возможно), подчеркните основные мысли или выпишите их и повторите по памяти.

2. Прочитайте весь текст еще раз, на этот раз очень вниматель­но, обращая внимание на подробности. Увяжите подробности с основными мыслями. Повторите несколько раз основные мысли текста со связанными с ним подробностями.

3. Бегло просмотрите текст еще раз, но на этот раз, в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы усвоили взаимосвязь основ­ных мыслей соответствующих им подробностей. Для углубленного понимания текста задайте себе вопросы по существенным пунк­там осваиваемого материала.

4. Вспомните самое существенное, повторив текст по памяти (для самого себя, или лучше, для кого-либо другого). Ответьте при этом на свои вопросы. В этом случае избегайте непосредственного обращения к тексту.

д) алгоритм структурирования учебного текста и составление конспекта:

1. Разберитесь со структурой текста.

2. Выделите конкретные факты в учебном тексте.

3. Выполните варьирование (найдите спои примеры) на основе конкретизации.

4. Выделите доказательства, выводы, пояснения.

5. Составьте контрольные вопросы к тексту.

6. Сделайте резюме текста.

7. Выразите в одном предложении главную мысль текста.

Как слушать лекции.

Лекция есть творческий процесс, в котором должны участ­вовать и лектор, и студенты. Основная задача студентов при слу­шании лекции — учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором.

Механическая запись конспекта при слушании лекции не при­носит пользы. Ведение конспекта должно быть средством моби­лизации и активизации работы студента на лекции. Эта работа способствует усвоению предмета только в том случае, если сту­дент понимает излагаемый материал.

Эффективность восприятия лекции зависит от нескольких факторов:

а) интереса к лекции;

б) физического состояния во время лекции;

в) понимания того, что говорится лектором;

г) умения вести записи.

Необходимо знать также, что мы способны понимать 650 — 700 слов в минуту, а человек в среднем говорит 150 - 160 слов в ми­нуту.

Следовательно, у студента остается 3/4 времени на восприя­тие, оценку и анализ информации, получаемой и ходе лекции.

Конспект лекции должен быть кратким. Совершенно беспо­лезно стремление некоторых произвести почти дословную запись лекции, что мешает ее пониманию.

Перед слушанием лекции студент должен готовиться к ней, повторив по конспекту в первую очередь основные положении и введенные основные понятия из предыдущей лекции. Лучше, если просмотреть конспект предыдущей лекции полностью или соот­ветствующие главы учебника. В этом случае предмет хорошо усваивается по существу, а для сдачи экзамена остается в сессию сделать немногое для качественного закрепления.

Следует вообще особо подчеркнуть, что при всех видах занятий (лекциях, упражнениях, семинарах и т. д.) целесообразно своевременно и твердо осваивать основные понятия, положения, как только они приведены на лекции. Основные понятия — язык, на котором преподаватель говорит с Вами, а в дальнейшем — и вы с ним. Только усвоив их сразу на лекции и при ее повторении, вы сможете по-настоящему понимать теорию, творчески применять ее при решении задач. Сделайте все для эффективного использо­вания конспекта. Писать надо крупно, разборчиво, с большими интервалами между строчками и разделяя текст на смысловые части, выделяя заголовки. Следует оставлять поля, чтобы можно было дополнять конспект выписками из других источников; ука­зывать на полях номера новых глав, номер и дату лекции, номера формул; делать любые другие заметки.

Отмечайте на полях особым знаком любое место, показавшее­ся неясным при слушании лекции. Старайтесь уяснить непонят­ное у преподавателя, в учебнике или у товарищей в ближайшее время.

Подчеркивайте или отмечайте на полях, или путем обведения текста рамками все, что лектором рекомендуется выделить как наиболее важное. Привыкайте и сами выделять важнейшее по своему усмотрению.

Пользуйтесь сокращениями часто повторяющихся слов. Вы­работайте свою систему сокращений и совершенствуйте ее посто­янно.

Обратите внимание на значение курса лекций «Введение в специальность». Записав хороший конспект этого курса, надо по­ложить начало накоплению сведений о своей будущей специаль­ности и тенденции в ее развитии. Сбор подобных материалов в особой папке и систематизацию их надо вести в течение всего процесса обучения, составляя конспекты или рефераты статей из журналов, газет, докладов на конференциях и т. п. К моменту сдачи госэкзаменов, защиты диплома у Вас будет достаточная осведомленность об уровне развития знаний в данной области.

Нужно в полную меру работать, начиная с самых первых лек­ций семестра, по всем предметам, тем более, что в первой лекции обычно даются основные положения и установки по содержанию и методике данного предмета. Равномерная работа в течение всего семестра над лекциями и регулярные практические занятия обес­печивают прочные знания и получение нужных навыков. Этим, кстати, значительно облегчается и качественная сдача экзаменов в сессию:

И в завершение несколько советов:

1. Интерес облегчает восприятие, помогает усвоению.

2. Слушай с максимальным вниманием. Для этого:

а) устрани все препятствующие сосредоточению внимания факторы (уличный шум, скрип двери и т. п.);

б) поставь свои органы чувств в наиболее благоприятные для восприятия впечатлений условия;

в) сократи до минимума число лишних собственных движений;

г) помни:

интенсивность внимания, направляемого на отдельные впечат­ления, тем более увеличивается, чем более мы ограничиваем себя и, наоборот, тем сильнее сокращается, чем больше впечатлений, на которые мы распростаняем свое внимание.

3. Старайся сохранять равномерное внимание во все время слушания.

4. Учись отдыхать во время слушания. Например, когда лектор приводит ряд цифр, которые ты можешь найти в справочнике, или делится своими воспоминаниями и т. д.

5. Слушай одновременно и лектора, и самого себя. Параллель­но с мыслями лектора по ассоциации возникают собственные мысли. Их появление говорит о том, что в твоем сознании начался процесс переработки слушаемого. Не забывай этого и наряду с основными мыслями лектора фиксируй и собственные мысли.

6. Полезно фиксировать следующие элементы лекции:

а) основные мысли лектора и наиболее выдающиеся факторы, приводимые им;

б) свои собственные мысли, идущие по ассоциации;

в) вопросы к преподавателю, которые необходимо выяснить при подготовке к другим видам занятий по этому предмету;

г) всякого рода справки и ссылки лектора. Именно они усилен­но помогают нам впоследствии широко и глубоко проработать тему;

д) метод построения лекции и приемы изложения лектора. Усвоить метод построения лекции — значит наполовину овладеть им, а ухватить приемы изложения — значит раз и навсегда позна­комиться с манерой изложения материала лектором.

7. Память не способна надолго удерживать новый, еще не за­крепленный материал, поэтому расшифровка конспекта должна начинаться в этот же день.

8. Упражняйся в слушании.

Умеем ли мы пользоваться нашим вниманием?

Умственная деятельность невозможна без напряженного вни­мания, предполагающего, с одной стороны, его концентрацию на определенных предметах, с другой — отклоняемость на многочис­ленные смежные объекты для получения дополнительных све­дений. Эта двойственность процесса внимания порождает отно­сительно быструю утомляемость. Быстроте утомляемости проти­востоит: осознание цели, наличие интереса, ощущение пользы, необходимости совершаемого труда, что, в свою очередь возбуж­дает и активизирует внимание.

Что такое внимание?

Принято различать три вида внимания: непроизвольное, про­извольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное направляется на новые раздражители, от­личающиеся от окружающих нас в данный момент предметов и явлений (резкий звук, вспышка света, курсив в тексте). Она не требует специальных волевых усилий.

2. Произвольное внимание — результат сознательно постав­ленной цели, задачи, намерения; оно требует волевых усилий. Произвольное внимание принимает форму устойчивого волевого контроля над выполняемой работой.

3. Послепроизвольное внимание также носит целенаправлен­ный характер, но не требует при этом специальных волевых уси­лий. Так как, имея достаточно конкретные цели, человек увлекает­ся, «втягивается» в работу, и ее выполнение не сопровождается постоянным самопринуждением. Это — самый продуктивный вид внимания.

Правила сосредоточенной работы.

1. Отвлекаться не всегда вредно. Отвлечения в этом случае носят характер кратковременного отдыха при утомлении и в даль­нейшем усиливают нашу сосредоточенность на работе.

2. Создавайте соответствующую характеру работы обстанов­ку. Это зависит от индивидуальности каждого: есть люди, которые сосредоточенно работают в любых условиях, а для других важны внешние факторы (относительная тишина, порядок на столе, хоро­шее освещение и т. п.)

3. Важна психическая готовность в работе в определенных условиях. Поэтому так легко сразу сосредоточиться, например, в читальном зале библиотеки.

4. Полезен и заблаговременный настрой на работу.

5. Не стремитесь работать в тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном) все-таки необходим. В полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

6. Ориентируйтесь на наиболее благоприятные для умствен­
ной работы периоды в течение дня.

Однако все эти условия недостаточны. При умственной работе важна не только степень концентрации внимания, но и возмож­ность ее длительного поддержания. Главное условие длительной устойчивости внимания — активность выполняемой работы.

Существует целый ряд упражнений по активизации нашего внимания. Они предложены йогой, современными системами аутотренинга. Ознакомиться с ними можно в литературе, которую мы рекомендуем. Список литературы находится в конце пособия.

Однако одного внимания при овладении знаниями мало.

ТИПЫ ПАМЯТИ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПОСТУПАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ.

Память похожа на лодку, плывущую

против течения: если не грести, то ее

относит назад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: