В. Гюго

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Уважаете ли вы дружбу?

2. Привлекает ли вас что-то новое?

3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

4. Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

5. Меняли ли вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать, когда станете взрослым?

6. Теряете вы уверенность в себе, когда вам предстоит решить трудную задачу?

7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?

8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по 1 очку, если вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 7 и столько же за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6, 8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков. Вы уравновешенный человек, людям, которые общаются с вами грех жаловаться на вас: у вас легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков. Ваш характер не назовешь легким, ваше хоро­шее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на всех сторонах вашей жизнедеятельно­сти. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков. Почему вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто вас окружает.

Тест. Какая у вас самооценка?

(Методика опубликована в книге Я. Л. Коломинского «Чело­век: Психология» — М., Знание, 1980 г.)

Наша самооценка может быть выражена

как отношение наших достижений к

нашим претензиям.

У. Джеймс, психолог

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные ка­чества личности (черты характера): аккуратность, беспечность,

вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадо­стность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамят­ность, искренность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчи­вость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципи­альность, поэтичность, презрительность, равнодушие, развяз­ность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержан­ность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10 — 20 в каждом. В первый столбец назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характери­зуют ваш идеал. Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого (положительного) и второго (отрицательного) ря­дов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да» — «нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности.

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце1 «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете (завышенная самооценка); результат, близкий к пулю, свидетель­ствует о недооценки и повышенной самокритичности (занижен­ная самооценка); при результате, близком к 0,5 нормальная средняя самооценка, и вы критически себя воспринимаете (адек­ватная самооценка).

Таким же способом делаются выводы и на основании подобно­го сравнения отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — о заниженной, 0,5 нормальной.

При этом важно знать, что у человека с завышенной самооцен­кой могут проявляться такие негативные черти характера, как зазнайство, высокомерие и др. Для людей с заниженной само­оценкой характерными являются робость, неуверенность в себе, неумение принимать рискованные решения и т. и.

Если у вас с самооценкой все благополучно, что ж мычит, в этом плане все в порядке, но, если имеются несоответствия, надо работать над собой.

Тест. Расскажем об особенностях своего характера сами.

Вы должны на каждый из указанных вопросом ответить «да» или «нет».

1 блок вопросов.

«А»

1. Есть ли у вас чувство юмора?

2. Доверчивы и откровенны ли вы с друзьями?

3. Легко ли вам просидеть больше часа, не разговаривая?

4. Охотно ли вы одалживаете свои вещи?

5. Много ли у вас друзей?

«Б»

1. Умеете ли вы занять гостей?

2. Является ли точность, пунктуальность вашей чертой?

3. Делаете ли вы сбережения?

4. Любите ли вы строгий стиль в одежде?

5. Считаете ли вы, что правила внутреннего распорядка необ­ходимы?

«В»

1. Проявляете ли вы публично свою антипатию к кому-нибудь?

2. Заносчивы ли вы?

3. Силен ли в вас дух противоречия?

4. Стараетесь ли вы стать центром внимания в компании?

5. Тот ли вы человек, которому подражают?

2 блок вопросов.

«Г»

1. Употребляете ли вы грубые слова,, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

2. Любите ли похвастаться накануне экзамена, что все отлично знаете?

3. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замеча­ния и т. п.?

4. Бывает ли у вас желание во что бы то ни стало поразить дру­зей оригинальностью?

5. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение других?

«Д»

1. Предпочитаете ли вы профессии жокея, артиста, телевизи­онного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

2. Чувствуете ли вы себя в обществе малознакомых людей не­принужденно?

3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

4. Способны ли вы хранить секреты?

5. Любите ли вы праздничную атмосферу?

«Е»

1. Строго ли вы соблюдаете в ваших письмах правила пунктуа­ции?

2. Готовитесь ли вы заранее к воскресным развлечениям?

3. Можете ли вы отчитаться о своих покупках и расходах?

4. Любите ли вы наводить порядок?

5. Свойственна ли вам мнительность?

После того, как вы ответили на все вопросы, приступайте к об­работке данных. Если на большинство вопросов какой-нибудь группы вы ответили «да», то ставьте индекс этой группы (в первом блоке это группы А, Б, В; во втором блоке — Г, Д, Е). Если же на большинство вопросов одной группы вы ответили «нет», ставьте вместо индекса группы букву «О». Таким образом получаются два сочетания букв, скажем, такие: АОВ и ГДО.

Вот примерно какие предположения о вашем характере можно высказать, взглянув на соотношения между «да» и «пет» в ваших ответах.

Каким вы кажетесь окружающим (1 блок).

АОО. Вас часто считают — замечали ли вы это? — ненадежным человеком (хотя, в действительности, вы лишь чуть-чуть легкомыс­ленны). Вы веселы и разговорчивы. Вы делаете подчас меньше, чем обещаете. Друзьям нетрудно увлечь вас за собою и потому иногда думают, что вы легко поддаетесь влиянию других. (Однако в серь­езных вещах вы умеете настоять на своем.).

АОВ. Вы производите впечатление человека не слишком застенчивого, иногда даже, простите, невежливого. Стремясь к оригинальности, вы противоречите другим, а подчас и себе, опро­вергая сегодня то, что утверждали вчера. Вы кажетесь человеком неаккуратным, беспечным, необязательным. Но стоит вам захотеть, вы становитесь проворным и энергичным. Нам не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Мы должны вас обрадовать: вы очень правитесь окру­жающим. Вы общительны, серьезны, уважаете мнение других, никогда не оставляете друзей в трудную минуту. Но дружбу вашу заслужить нелегко.

АБВ. Вы любите командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие вам люди. Со всеми остальными вы сдерживаетесь. Высказывая свое мнение, вы не думаете о том, как отзовутся на людях ваши слова Окружающие подчас избегают вас, боясь, что вы их обидите.

ООО. Вы сдержанны, замкнуты. Никто не знает, о чем вы думаете. Понять вас трудно.

ООВ. Не исключено, что о вас говорят «Какой несносный характер!». Вы раздражаете собеседников, вы не даете им возмож­ности высказаться, навязываете им свое мнение и никогда не делаете уступок. Похоже? Не совсем? Мы очень, рады.

ОБО. Такие люди, как вы, в школьные годы бывают пример­ными учениками, аккуратными, вежливыми и дисциплинирован­ными, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и дове­ряют им. Что же касается товарищей, то одни считают их «задава­ками», другие очень любят и сами предлагают им дружбу. Вы не болтливы, не хвастливы. Вы всегда спокойны и уверены в себе.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает вас таким человеком, которо­му постоянно кажется, что его обижают. Вы ссоритесь из-за пустя­ков. Иногда вы бываете в хорошем настроении, но это случается не часто. В общем, вы производите впечатление обидчивого и мни­тельного человека.

Каков вы на самом деле (2 блок).

ООО. Вас привлекает все новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто доподлинно знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жиз­ни, наполненной яркими событиями.

ООЕ. Скорее всего вы человек застенчивый это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или друзей. В присутствии посто­ронних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь скрыть это. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыс­лов, идей, проектов, но из-за своей скромности вы нередко остае­тесь в тени.

ОДО. Вы очень общительны и любите встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Как только вы остаетесь одни, все пропа­ло! Вам трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. В вас очень силен дух противоречия: вам постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда вы поддаетесь такому порыву, но большей частью сдерживаетесь.

ОДЕ. Вы сдержанны, но не робки, веселы, но в меру, общитель­ны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хо­тели бы, что бы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества друзей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Вас можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

ГОО. Вы склонны высказывать и яростно защищать весьма па­радоксальные мнения. Поэтому у вас немало противников, даже друзья вас не всегда понимают. Но вас это мало волнует. Очень жаль!

ГОЕ. Вам придется выслушать слова не очень приятные. Как это вам удалось подобрать такое сочетание букв?

Характер у вас довольно трудный. Вы крайне не уступчивы, у вас недостаточно развито чувство юмора, вы не переносите шуток. Вы часто критикуете чужие действия и заставляете других посту­пать на свой лад. А если вам не подчиняются, вы начинаете злить­ся, поэтому у вас мало друзей.

ГДО. Оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, вы сделаете все наоборот толь­ко ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Вас это за­бавляет, а других раздражает. Только самые близкие ваши друзья знают, что вы вовсе не столь самоуверенны, так что кажется.

ГДЕ. Вы энергичны, всюду чувствуете себя на своем месте, всегда владеете собой. Вы общительны. Но, похоже, что вы любите общество друзей только при условии, что вы играете в нем глав­ную роль. Вы любите быть арбитром в спорах и организовывать игры.

Окружающие признают ваш авторитет, так как в ваших сужде­ниях всегда есть большая доза здравого смысла. Но, тем не менее, ваше стремление вечно поучать утомляет окружающих.

Тест. Проверь себя.

Экспресс-анализ характера человека, основанный на функци­ональной асимметрии головного мозга.

Этот тест, утверждают психологи, поможет вам выбрать пра­вильную линию взаимоотношений с людьми.

1. Определите ведущую руку следующим образом: если при пе­реплетении рук в кистях (замок), сверху оказался левый палец, значит левая рука (л) — ведущая, что связано с общим эмоцио­нальным складом личности. Если — правый, значит, ведущая — правая рука (п), что связано с аналитическим складом ума.

2. Определите ведущий глаз так: в центре листа бумаги сделать отверстие диаметром приблизительно 2,5 — 3 см. Затем наметить для себя вдали какой-либо прицел (цветок, рисунок) и посмотреть на этот предмет через проделанное отверстие, держа лист бумаги в вытянутых руках. И так — цель — в центре. После этого не сдвигая рук, не двигая головой, поочередно закрыть то левый (л), то правый (п) глаз, каким глазом вы видите цель, тот глаз у вас и ве­дущий.

Ведущий правый глаз соответствует твердому, настойчивому, порой агрессивному характеру, левый — более мягкому, уступчи­вому.

3. А теперь сделайте «позу Наполеона», то есть переплотите руки на груди, какая рука сверху, та и ведущая. Левая сверху (л) склонность к кокетству, правая (п) признак простодушия.

4. Определите ведущую руку при аплодировании. Если удар при аплодировании совершается правой рукой (п), то можно гово­рить о более решительном характере, левой (л) о нерешительном (смена обычного аплодирования происходит более редко, но не случайно. Переход от левого к правому — отражает более серьез­ное настроение, а от правого к левому — эмоциональное.)

Сочетание этих четырех тестов дает 16 комбинаций:

1. пппп — ориентация на общепринятое мнение, на стереоти­пы. Консервативный характер, что обеспечивает наиболее ста­бильное правильное поведение.

2. пппл — неуверенный консерватизм, слабый темперамент, нерешительность.

3. пплп — такому человеку присущи способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпе­раментность, артистизм. Не воспринимает более слабые типы, поэтому при общении с ним необходимы решительность и юмор.

4. пплл — редкий и самостоятельный характер, близок к пре­дыдущему типу, но мягче, менее решителен и энергичен. Высокая контактность, но медленное привыкание.

5. плпп — деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкотелость. Чаще встречается у женщин. Общепри­нятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторож­ность. Такие люди никогда, ни при каких обстоятельствах не идут на конфликт. Преобладают расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, холодность.

6. шшл — самый слабый тип характера. Беззащитность и сла­бость, легко идет на конфликты, подвержен различному влиянию.

7. пллп — впечатлительность и способность не создавать кон­фликты. Некоторое непостоянство и склонность к кокетству на «правом» аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным характерам свойственна эмоциональность, медлительность, про­стота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип в поведении.

8. пллл — непостоянный и независимый тип характера. Основ­ная черта — аналитичность в соответствии с остальными «левы­ми» тестами. Встречается редко.

9. лппп — один из наиболее часто встречающихся типов характера с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта — эмоциональность в сочетании с недостатком настойчивости, которая проявляется прежде всего в основных стратегических расчетах (эти люди неудачливы в семейной жизни). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контак­тирует практически со всеми остальными типами характеров. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдаются элементы флегматичности.

10. лплп — самый сильный характер, трудно поддающийся убеждению, сильная личность, разнообразность взглядов, способ­ность проявлять настойчивость. Сильная индивидуальность, энер­гичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм.

11. лппл — еще меньшая настойчивость, чем у 9-го типа (лппп), мягкость, уступчивость, осторожность с собеседником, требует тщательного отношения к себе.

12. лплл — сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта — внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоционально­стью. Быстрое взаимодействие, но медленное привыкание и взаи­мопонимание.

13. ллпп — дружелюбный тип с широким кругом интересов.

14. ллпл — очень редкий тип (у мужчин вообще не встречается, у женщин — 1%). Основные черты — простодушие, доверчивость, мягкость.

15. лллп — эмоциональный, импульсивный, энергичный, вспыльчивый тип; некоторая разбросанность приводит к тому, что у подобных типов характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые решения (не всегда верные «под настроение»), поэтому в общении с ними необходимы дополнительные тормозя­щие механизмы. Контактны со всеми людьми. Основная черта — решительность.

16. лллл — люди, для которых характерна способность нового взгляда (антиконсерватизм), огромная эмоциональность, индиви­дуальность, эгоизм, упрямство, защищенность иногда переходя­щая в замкнутость. Способность ослепительно улыбаться, которая связана с «левыми» тестами и, прежде всего, с левой ведущей рукой.

Понятно, что нельзя в рамках данного пособия подробно из­ложить все вопросы НОУТ слушателя, дать детальный анализ организации его умственной деятельности. В конце пособия прилагается список работ по многим аспектам данной проблемы, ряда пособий подобного рода и каждый студент, если серьезно заинтересуется вопросами организации своего умственного труда, может их прочитать.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Аверин Н. А., Львов Е. С. Как научить учиться. — Киев: Знание, 1988. — 48 с.

2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения, — Минск: Университетское, 1988. — 204 с.

3. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельно­сти. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

4. Бардин С, М. Учитесь властвовать собой. — М.: 1976.

5. Беляев И. И. Культура умственного труда. — Горький: 1969. — 95 с.

6. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. — М.: 1995. — 64 с.

7. Борисова Е. М., Логинова Г. Г. Индивидуальность и профессия. — М.: Знание, 1991. —80с.

8. ВайнцвайгПоль. Десять заповедей творческой личности. — М.: Про­гресс, 1990. — 187 с.

9. Введение в научное исследование по педагогике: учеб, пособие / Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. — 238 с.

10. Ведин И. Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. — М.: 1988.

11. В начале творческого пути: Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.

12. Гамезо М. В., Домашенко И. Атлас по психологии. — М.: Просвеще­ние, 1986. — 272 с.

13. Граф Вернер и др. Основы организации учебной деятельности и са­мостоятельной работы студентов. — М.: МГУ, 1981. — 79 с.

14. Губская Е. К. Краткий курс стенографии. — Ростов: РГУ, 1972. — 111с.

15. Димитров А. В., Филиппов Н. Л. Научная организация учебного труда слушателей. — Уфа.: 1995. — 120 с.

16. Еренков В. А. Культура труда и быта. — Кишинев: 1987.

17. Иванченко В. А. Секреты нашей бодрости. — М.: Знание, 1988. — 288с.

18. Иоганзен Б. Г. Научная организация самостоятельной работы сту­дентов. — Томск: ТУ, 1970. — 40 с.

19. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 255с.

20. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск.: Выс­шая школа, 1991. — 287 с.

21. Кузнецова О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. — М.: Кни­га, 1983. — 175 с.

22. /Сухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

23. Лаптев А. П. Работа в ритме сердца. — Здоровье, 1994, № 11 — с. 29 — 30.

24. Леви В. Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехни­ка. — М.: Знание, 1990. — 255 с.

25. Методы организации самостоятельной работы студентов универ­ситета. — Сборник научных трудов. — Краснодар, Куб. ГУ, 1987. — 108 с.

26. Муратов X. М., Пернер М. Я. Учись учиться: Лекция. — Ташкент, 1977, вып. 1, Введение в специальность, 83 с.

27. Орлов Ю. М.. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвеще­ние, 1991. —286с.

28. Основы научных исследований: Учебник для технических ВУЗов. — М.: Высшая школа, 1989. — 400 с.

30. Пекелис В. Д. Твои возможности человек. — М.: Знание, 1984. — 272с.

31. Поварнин С. И. Как читать книги. — М.: Книга, 1971. — 79 с.

32. Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студен­тов. — Л.: ЛГУ, 1972. — 44 с.

33. Поздняков В. Л. Развитие индивидуальности. Пособие по спецкур­су. — Челябинск.: ЧГПИ, 1986. — 74 с.

34. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Про­свещение, 1990. — 142 с.

35. Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск: Наука, 1979.—94с.

36. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. Методические раз­работки занятий СПТ. — М.: 1993. — 47 с.

37. Ребельский И. В. Азбука умственного труда. — ЭКО, 1989., № 6 — с. 193 — 202; № 7 — с. 143 — 149.

38. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.

39. Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. — Иркутск: 1992. — 227 с.

40. Танков Е. В. Основы научной организации труда студента. — Бел­город: 1970.

41. Тутышкин Н. К. Основы самоуправления учебной деятельности. — Казань: КГУ, 1984. — 118 с.

42. Фролов Ю. П. Гигиена умственного труда. — М.: Медицина, 1967. 144с.

43. Цыганков В. М. Техника организации учебной работы студента ВТУЗа). — Минск: БПИ, 1976. — 103 с.

44. Часов В.А. Психологические принципы быстрого чтения. — Л., 1978. 28с.

45. Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование. — М.: Высшая школа, 1988. - 30 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: