В период обучения в высшем учебном заведении студенты должны получить общие представления о важнейших механизмах умственной деятельности, которые необходимо знать каждому, кто занимается умственным трудом, и особое внимание уделить памяти как ее основе.
Память призвана сохранять поступающую информацию, без чего невозможно дальнейшее расширение и углубление представлений о предметах и явлениях.
Изучение работы мозга при восприятий, запоминании и воспроизведении хорошо раскрывается в народной мудрости. Например, «узелок на память», «повторенье — мать учения».
Для правильной организации умственного труда студентам важно определить, каким типом памяти они обладают. Существует четыре типа памяти:
Зрительная память — наиболее распространенный тип памяти. Элементы зрительного запоминания имеются у более чем 80% людей. В процессе обучения при наличии зрительной памяти для рационального ее использования необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. При восприятии на слух (лекции и т. п.) надо кратко фиксировать услышанное на бумаге. Здесь уместно напомнить слова Менделеева Д. И.: «Не записанная мысль — потерянный клад».
|
|
2. При изучении того или иного учебного материала читать его самим, а не поручать чтение другим лицам.
3. Пользоваться книгами и учебными пособиями, имеющими иллюстрации, что помогает в усвоении текста.
4. При работе над конспектами рекомендуется подчеркивать текст цветными карандашами, делать различные пометки, ставить знаки, которые активизируют внимание.
5. При изучении отдельных тем пользоваться наглядными пособиями, альбомами схем и т. п.
Слуховая память — менее распространенный тип памяти по сравнению с предыдущим. Людям, обладающим такой памятью, рекомендуется для большего ее развития:
1. Чаще и больше слушать других.
2. Самим читать вслух.
3. Работать в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимания.
4. Говорить и рассуждать вслух, даже когда человек один и никто его не слушает.
Двигательная память — очень распространенный тип, при которой человек лучше запоминает тогда, когда совершает те или иные движения: записывает, зарисовывает и т. д. Поэтому при наличии такого типа памяти необходимо:
1. Всегда работать с карандашом: записывать, подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты.
2. Цифровой материал выписывать или оформлять в виде таблицы, диаграммы, графика.
Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Одновременное запоминание при помощи зрения, слуха и движения дает наилучший результат.
Приступая к изучению нового материала, необходимо сосредоточиться, т. е. сконцентрировать внимание и не отвлекаться от выполняемой работы, помня, что желание запомнить является гарантией успешной работы, отсутствие же воли к запоминанию снижает эффект восприятия.
|
|
Поэтому к числу основных приемов организации памяти в учебном процессе относится установка на запоминание. То есть студент должен знать, когда (установка на время), что (установка на выбор информации) и как (установка на точность запоминания) он будет запоминать.
Для того, чтобы хорошо овладеть учебным материалом, необходимо выработать навыки правильной и планомерной работы.
При усвоении нового:
- предварительно (несколько общо) ознакомиться с мате-
риалом;
- изучить все детали до степени отчетливого понимания;
-уметь передать содержание материала письменно или устно.
Последняя стадия связана с запоминанием - механическим или логическим.
При механическом запоминании можно:
1. Подчеркивать или делать пометки на полях конспектов (зрительная память).
2. Пересказывать материал (слуховая память).
3. Составлять конспекты, выписывать самое важное на.. отдельных листках или в отдельных тетрадях (двигательная память).
4. Повторять вслух по составленным конспектам, выпискам (смешанная память).
Более совершенное запоминание — логическое.
Осмысливание учебной информации предполагает использование слушателями таких мыслительных процессов, как анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация, систематизация, конкретизация, абстрагирование. Все эти мыслительные процессы формируются не как-то специально, а по ходу изучения содержания различных учебных дисциплин. Но многие из этих мыслительных процессов как бы синтезируются в одном — в ум выделять главное, существенное.
Поэтому следует выработать привычку составлять свои вопросы к изучаемому записывать свои мысли, возникающие при этом.
В заучиваемом материале рекомендуется также выделять логическую схему его построения и находить в ней опорные пункты. Можно применять и специальные приемы запоминания. В частности, различные приемы сравнения, ассоциации, конкретизации, нахождения собственных примеров из личных наблюдений.
Логическому запоминанию способствует чтение контрольных вопросов после беглого просмотра параграфа и последующее изучение материала со стремлением найти ответы на поставленные вопросы. Прочность сохранения изученного обеспечивается и повторением; оно должно быть разнообразным и учитывать закономерности забывания.
Кроме того, не забывать, что планирование тоже развивает
логичность мышления, систематичность, последовательность и компактность изложения мыслей. К тому же, план способствует концентрации внимания и более прочному запоминанию.
Роль вопроса, и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов, также является решающей в направлении мыслительного процесса в нужное русло, они не дают мысли «растекаться по древу». Разработаны даже специальные методы решения творческих задач, когда человек держит перед собой список правильно сформулированных вопросов. Наиболее распространенным методом усиления и упорядочения мыслительной деятельности является «метод логического анализа проблем»... Для этого можно предложить следующие блоки вопросов:
1. По цели. Что должно быть сделано в конечном счете? Каков должен быть результат? Какой характер носит поставленная вами цель? Конечная? Промежуточная? Решает ли проблему в целом достижение поставленной цели?
2. По методу. Как это следует сделать? Почему это должно быть сделано именно так? Как это можно сделать иначе? Возможно ли это сделать более простыми, доступными способами?
3. По времени. Когда это должно быть сделано? Почему это должно быть сделано именно в это время? Когда это может быть сделано еще? Возможны ли срывы во времени? Что может помешать? Какие запасные варианты возможны?
|
|
4. По месту. Где это должно быть сделано? Почему это нужно сделать именно здесь? Где еще это может быть сделано?
5. По средствам. Какие средства необходимы для этого? Почему требуются для этого именно такие средства? Какие еще средства могут быть использованы.
6. По требованиям, ограничениям, нормам. Каким требованиям должен соответствовать конечный результат? В каких пределах, границах следует достичь конечного результата? В каком виде должен быть представлен конечный результат? Как он должен выглядеть (схема, чертеж, таблица, график, символ, словесное описание, программа, рекомендации, указания, натуральный образец)? Как на это будут реагировать люди? Какие трудности могут возникнуть при достижении цели? Чего следует избегать? Чего следует опасаться? Что может помешать?
Тренировка памяти.
Занимаясь тренировкой памяти, можно руководствоваться следующими советами:
1. Запоминать надо не слова, а мысли.
2. Сложную или объемную информацию желательно выразить формулами, графиками, таблицами, схемами или соотнести ее с чем-либо ранее известным.
3. Отдельные очень важные положения (правила, законы и т. п.) следует заучивать наизусть.
4. Чтобы уметь хорошо запоминать, сначала нужно научиться хорошо вспоминать. В этом заключается своеобразный парадокс памяти. При повторении учебного материала не спеши заглядывать в учебник или конспект, а попытайся восстановить его в памяти самостоятельно. Лучше три раза вспомнить, чем четыре раза прочесть! Эта методика — объем усилий припоминания должен в три раза превосходить объем усилий запоминания — дает большую экономию времени.
5. Наилучшим способом запоминания и закрепления знаний считается их постоянное применение на практике.
Формулу развития памяти можно привести в следующем тезисе: если вы хотите что-либо по-настоящему знать, то стремитесь приобретать знания самостоятельно, глубоко осознавать, логически организовывать, периодически повторять, а главное — применять на практике.
|
|
Как стать полиглотом.
Приступая к изучению иностранного языка, надо предварительно пройти небольшой начальный курс: ознакомиться с фонетикой, основами грамматики, лексики. Для студентов это не должно вызывать трудности, т. к. после обучения в средней школе каждый в определенной степени владеет одним из иностранных языков (то ли в активной, то ли в пассивной форме).
Вместе с тем важно знать десять «всеобщих правил» и приемов в изучении иностранного языка. Вот они:
1. Заниматься регулярно. Лучше понемногу ежедневно, чем раз в неделю помногу часов.
2. Иметь при себе всегда компактно записанные текущие материалы: слова, парадигмы, правила, тексты.
3. Разнообразить форму занятий: читать, потом слушать, потом грамматика, потом письмо и т. д.
4. Учить слова в контексте, а не по списку.
5. Читать текст как можно больше, даже если плохо воспринимается его содержание.
6. Учить как можно больше наизусть.
7. Овладевать набором ходовых выражений типа «следует сказать», «обращаю внимание», «по-моему», «имеет смысл», «дайте минуту подумать» — все это нужно, чтобы при необходимости выиграть время для обдумывания очередной фразы.
8. Язык — крепость, и штурмовать ее надо со всех сторон и всеми средствами, поэтому любая практика — основа успеха, и для
него используйте любую возможность, чтобы говорить, читать писать на изучаемом языке.
9. Не бояться ошибок. На них учатся! Излишняя скромность здесь не помогает, а некоторая самоуверенность не помешает.
10. Использовать время, которое обычно безнадежно пропадает — поездки в городском транспорте, ожидание в очереди и т. д.
При желании и исполнении этих и многих других требований каждый может стать полиглотом. Трудно только начать, еще труд нее заставить себя постоянно преодолевать разного рода «точки» — усталости, лени, занятости (мнимой и действительной), от говорки типа «успею еще...» и т. д. Знатоки говорят: с третьего языка «все покатится, как по маслу».
Усвойте еще одну весьма важную истину (кстати, она годится практически на все случаи жизни): научиться чему-либо не учась — дело безнадежное! Всегда помните слова французской пословицы, которая переводится так: «Чтобы стать кузнецом, надо ковать».
Методика выполнения письменных работ.
В процессе самостоятельной работы студенты приобретают навыки творческого мышления, вырабатывают способность анализировать факты, делать обобщения и выводы. Самостоятельная работа студентов над программным материалом вырабатывает у них трудолюбие, настойчивость, прививает навыки научно-исследовательской работы. Поэтому основное требование к организации самостоятельной работы, самообразованию студентов — создание условий, при которых было бы невозможно не работать над собой, применение комплекса методов самостимуляции (подготовка реферата, сообщения, курсовой или дипломной работы и т. п.)
Методика работы над рефератом.
Одной из форм активного метода обучения является подготовка рефератов, что предполагает определенный уровень самостоятельности слушателей при организации этой работы.
Реферат — сочинение, в котором содержится пересказ одной или нескольких работ, связанных общей темой, а также их анализ Слово «реферат» латинского происхождения и смысловое значение его — «пусть он скажет, сообщит».
Подготовка реферата — эффективный способ обучения, стимулирующий вдумчивое и осмысленное восприятие текста, способствующее извлечению важной информации и усвоению содержания. Включает следующие операции:
1. Уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.
2. Составление календарного плана. Обычно календарный план предусматривает: сроки подбора и изучения литературы; составление плана реферата; написание каждого раздела темы; редактирование, оформление, изготовление схем, графиков и т. п.; представление работы преподавателю; если необходимо — производится доработка реферата; окончательное оформление.
3. Подбор соответствующей литературы.
4. Просмотр литературы. Следует выделить такие этапы:
— ознакомление с текстом;
— выделение главных смысловых компонентов текста;
— отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;
— составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;
5. Составление плана реферата.
6. Письменное оформление реферата. Его составные части:
— титульный лист;
— план;
— введение;
— основная часть;
— заключение;
— список использованной литературы.
Большую часть реферата должны составлять рассуждения студента и его собственное мнение по исследуемой теме.
Методика написания дипломных и курсовых работ.
Обучение в высшем учебном заведении, как правило, включает подготовку курсовых и дипломных работ. Указанные работы проводятся в целях систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов к самостоятельному применению знаний при решении практических задач. Кроме того, по ним определяются уровень их квалификации по специальности и подготовка к выполнению обязанностей после окончания ВУЗа.
Успешная работа над курсовой или дипломной работой во многом зависит от правильной организации учебного труда студентов. Основой всякой работы является план, который может быть составлен по следующей форме:
Наименование работ | Сроки исполнения |
1. Уяснение темы и целей работы. | |
2. Составление библиографического перечня литературы. | |
3. Подбор и предварительное ознакомление с литературой. | |
4. Составление рабочего плана работы. | |
5. Изучение литературы (выписки по каждому разделу). | |
6. Написание основных разделов работы. | |
7. Написание введения и заключения. | |
8. Доработка работы по замечаниям руководителя. | |
9. Проверка работы руководителем. | |
10. Оформление работы и приложений к ней. | |
11. Для дипломной работы (подготовка доклада и иллюстрированного материала). | |
12. Для дипломной работы (тренировка в предварительной защите). | |
Как показывает практика, курсовые и дипломные работы необходимо начинать писать с момента определения темы, еще до проведения исследований и экспериментов (освещать теорию вопроса, включать новые данные, переписывать и т. д.). К концу исследования работа (ее основная структура) будет готова и останется только насытить ее фактическим материалом.
Вспомогательный материал для оформления курсовой или дипломной работы
Материалы исследования свидетельствуют...
показывают... характеризуют...
— Полученные в ходе исследования данные...
— В задачу нашего исследования входило...
— В ходе исследования нами изучался...
— Согласно полученным данным...
— На основе полученных данных...
— Как видно из анализа...
— Из сказанного следует, что...
— В целом можно считать, что...
— Было установлено, что...
— Это свидетельствует о том, что...
— Как уже указывалось...
— Рассмотрим более подробно...
— Распространено мнение о том, что...
— Информация, полученная в результате...
— Анализ и обобщение опыта... позволяет... дает возможность...
— Вывод о том, что...
— Разделяя мнение... вывод... мысль...
— Оценивая деятельность...
— Рассматривая место...
— Названные и другие аспекты... проблем и... требуют...
— Чтобы определить...
— Завершая анализ...
— Заслуживает внимания...
— На современном этапе...
— В настоящее время...
— Практика работы показала...
— Безусловно, что...
— Не исключая... вместе с тем...
— Вопрос состоит в том, что...
— В конечном итоге...
— В заключение отметим...
— Характерно, что...
— Таким образом...
— Итак...
— В зависимости от...
— Известно, что...
— Напомним, что... и т. д., и т. п.
Студентам необходимо знать, что к числу основных недостатков всех видов письменных работ относятся нередко имеющие место несамостоятельность, описательный характер, недостаточная конкретность материала, бездоказательность или недостаточная обоснованность рекомендаций, низкая культура оформления. Учет этих недостатков будет способствовать повышению качеств данных работ.
Подготовка к зачетам, экзаменам и сдача их.
Лучшая подготовка к зачетам и экзаменам равномерная работа в течение всего семестра. Кроме этого, в начале семестра старайтесь заранее выяснить, что предстоит в итоге в качестве контроля ваших знаний (реферат, курсовая работа, зачет, экзамен). Это даст возможность психологически подготовиться к этим испытаниям.
Чтобы избежать большой психологической напряженности при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов можно применять следующую методику работы:
а) приемы работы:
1) запишите кратко все, что вы можете вспомнить по теме, которую собираетесь повторять;
2) проверьте фактическую точность того, что вы помните;
3) просмотрите снова конспект, сравнив его с текстом учебника и обратите особое внимание на ключевые моменты и заголовки;
4) внимательно читайте учебный материал по теме повторения, отмечая основные мысли;
5) уделите несколько минут самопроверке усвоенного при помощи выбранного вами метода, используя логическую схему, конспект, магнитофон или диктофон;
6) работайте над пунктами 4 и 5 до тех пор, пока не убедитесь в том, что полностью усвоили материал;
7) проверьте, насколько хорошо вы запомнили материал всей темы.
Это требует длительной, постепенной работы. Не ждите мгновенного результата, но ваши усилия обязательно окупятся.
Исследованиями установлено, что без повторения спустя 3 — 4 дня сохраняется в памяти 68% усвоенного материала, через месяц — 58%, а через шесть месяцев — всего 38%. При повторении сохраняется в памяти соответственно 84, 70, 60 процентов усвоенного материала. Следовательно, необходимо систематически повторять пройденный материал.
Кроме этого, при подготовке к зачетам и экзаменам не стесняйтесь просить помощь и оказывать ее своим сокурсникам: от этого выигрывают все.
Правильно используйте консультации, организуемую перед зачетом или экзаменом. Для этого в процессе подготовки в период, предшествующий консультации, надо заранее отмечать и записывать возникающие вопросы, чтобы задать их преподавателю.
Процесс ответа на экзаменах и зачетах можно регулировать, например, с помощью таких фраз:
— Можно я немного подумаю и тогда отвечу?
— Я не совсем понял вопрос, повторите, пожалуйста...
— Извините, я что-то разволновался, повторите ваш вопрос... и т. д.
Экзамен, таким образом, требует не только конкретных знаний, но и существенной психологической подготовки.
б) анализ эффективности работы:
1) Как вы готовились к зачету или экзамену? Известно, что одни работают по заранее составленному плану, другие надеются на везение, интуицию, третьи занимаются бессистемно. Как поступаете вы?
2) Удовлетворены ли вы своим результатом? Насколько? Что бы изменили в методах подготовки, если бы зачет или экзамен можно было бы повторить?
3) Как вы готовились к экзаменам и зачетам (распределение времени, порядок подготовки ответов на вопросы, составление планов и т. п.)? Что бы вы хотели изменить в своих методах работы сейчас?
в) подведение итога работы:
1) Выберите одну из причин ваших затруднений при повторении пройденного материала, во время ответов на вопросы или в ходе зачетов и экзаменов. Изложите в письменном виде, что именно у вас получается не так или вызывает затруднение.
2) Оказавшись в той или иной сложной ситуации, мы обычно начинаем прогнозировать свои действия и поведение. Например: «Сначала у меня, наверное, все пойдет хорошо, но когда я дойду до..., то уже ничего не смогу сделать», напишите, что думаете о таких случаях вы.
3) Подумайте, какие конкретные меры нужно предпринять, чтобы выйти из затруднительного положения. Изложите их в виде последовательных рекомендаций самому себе.
4) Прочтите перечень ваших рекомендаций. Теперь сами можете на основе этих советов преодолеть те трудности, которые мешают вам лучше учиться.
И, наконец, важно не только выявить свои сильные и слабые стороны, но и начать работу по самосовершенствованию вашей учебной деятельности. Именно к этому надо стремиться, если мы хотим быть действительными хозяевами положения, а не жертвами обстоятельств.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Познаем, самих себя: пусть при этом
мы не постигнем истину, зато наведем
порядок в собственной жизни.