double arrow

Образовательные учреждения

Дневное отделение ‒ 4 ч.; очно-заочное отделение ‒ 2 ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Организация и содержание психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях (ПМПК), консультационно-диагностических центрах (КДЦ).

2. Особенности проведения обследования в ПМПК при различных аномалиях детского развития (сенсорные нарушения, нарушения интеллектуального развития, дефекты речи, дисгармоничное и искаженное психическое развитие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата).

3. Практические задания студентам по проведению обследования детей с отклонениями в развитии по программе, используемой в ПМПК.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Вопрос об организации обследования детей в ПМПК излагается преподавателем; как дополнительный вариант работы рекомендуется коллективное обсуждение составленных студентами конспектов литературных источников по теме (с. 61-62; №№ 2, 3, 6, 7). Содержание психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ) студенты изучают с использованием программ исследования, разработанных И.Ю. Левченко и Н.А. Киселевой, С.Д. Забрамной, а также группой сотрудников Института коррекционной педагогики РАО под руководством Е.А. Стребелевой. (Практическая часть пособия, с. 106-122.) Под руководством преподавателя проводится обсуждение содержания основных разделов программы психолого-педагогического обследования детей.

По второму вопросу плана занятия преподаватель знакомит обучающихся с особенностями обследования в ПМПК детей с различными отклонениями в развитии (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллектуального развития, недостатками речи и др.). Рассматриваются примеры варьирования как организационной, так и методической сторон программы обследования в зависимости от характера отмечаемого у ребенка нарушения развития и степени его тяжести. (Основные задачи и разделы обследования, используемые методы и их место в общей программе обследования, объем и значение тестовых заданий, изучения продуктов практической деятельности детей: рисунки, аппликации и др. [С. 61-62, №№ 1, 3, 4, 6,8, 9, 11; методическая часть пособия, с. 70-81].) В заключительной части занятия студенты получают практические задания по обследованию детей с отклонениями в развитии (по программе психолого-педагогического обследования, используемой в ПМПК). Обследование детей, имеющих проблемы в развитии, может проводиться и в психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) при массовых общеобразовательных и коррекционных учреждениях.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Показания для направления детей с различными нарушениями развития на ПМПК (комиссию). Общие и специальные показания.

2. Порядок направления детей на психолого-медико-педаго-гическую комиссию (сроки направления, необходимая документация, образцы практических, в том числе письменных, работ детей, представляемых в комиссию и др.).

3. Разбор и оценка выполнения практических заданий по программе обследования детей, используемой психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и консилиумами (ПМПк).

Методические рекомендации к проведению занятия

Изучение первого и второго вопросов проводится на основе обсуждения соответствующей научно-методической литературы и нормативных документов (с.61-62, №№ 2, 3, 6, 9, 10). При рассмотрении второго вопроса обучающиеся знакомятся с образцами документов, а также практических работ детей, представляемых в ПМПК из детского общеобразовательного учреждения.

Организационные формы работы на занятии: объяснение преподавателя, выступления студентов с последующим коллективным обсуждением; выполнение обучающимися практических контрольных заданий (с использованием индивидуальных карточек-заданий). Задания по первому вопросу включают описание симптомов, свидетельствующих о наличии у детей тех или иных нарушений развития, а также отклонений, типичных для временного отставания в развитии (при различной степени выраженности последнего). Задача студентов – проанализировать «исходные» данные и решить вопрос о необходимости направления ребенка на ПМПК (или ПМПк) и целях этого направления. Аналогичными по содержанию являются и задания по второму вопросу.

Разбор самостоятельных студенческих работ по обследованию детей (по программе ПМПК) проводится в выше указанной форме (отчет студента по выполненному заданию, обсуждение и анализ представленных материалов, оценка выполненной работы). При выполнении практического задания с участием студентов в работе ПМПК или ПМПк (консилиума) анализируется ход обследования ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии.

В конце занятия подводятся итоги изучения темы. В заключительном выступлении преподаватель подчеркивает значение своевременного направления детей на ПМПК и определяющую роль этого учреждения в решении вопроса об оказании эффективной лечебной, психологической или психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, а также всесторонней помощи специалистам, работающим с данной категорией детей и подростков. Особо подчеркивается важнейшая роль ПМПК в комплектовании образовательных и лечебных учреждений коррекционного профиля.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2004.

2. Венгер Л.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М., 1996.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Гл. III. – М., 2005.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

6. Основы специальной психологии / Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

7. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2005.

10. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М., 2001.

11. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошколь-ная педагогика. – М., 2001.

Часть II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа

К числу основных мероприятий, проводимых в отношении детей с недостатками в развитии, поступающими в учреждения общего образования относятся следующие.

· Тщательное изучение всей имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации. (Медицинская учетная форма № 026/у-2002, Медицинская Карта ребенка для образовательных учреждений*, выписка из «Истории развития» – поликлинической медицинской карты; заключение ПМПК или ПМПк [консилиума], педагогические характеристики и заключения.)

· Беседы с родителями (ближайшими родственниками или лицами, осуществляющими опекунство), педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения. Цель бесед: выяснение особенностей развития и условий воспитания ребенка до поступления в данное детское учреждение.

Анкетирование (опрос педагогов и родителей) с целью получения необходимых сведений о ребенке, в частности, знакомство с условиями, в которых ребенок воспитывается дома и др.

· Решение вопроса об условиях обучения ребенка в массовой школе (пребывания в дошкольном образовательном учреждении). В частности должен быть решен вопрос о выборе адекватной психофизическим возможностям ребенка организационной формы обучения: обучение с посещением занятий в школе или индивидуальное обучение на дому; вопрос о наиболее приемлемом режиме школьного обучения (или занятий в ДОУ), целесообразности посещения группы продленного дня (ГПД), участия во внеклассных (спортивно-массовых и др.) мероприятиях и др.

Указанные вопросы решаются совместно органами школьного управления (администрацией детского учреждения) ‒ педсовет, «малый педсовет», ПМПк (консилиум) ‒ и соответствующими органами медицинских учреждений (консультационно - экспертная комиссия [КЭК] при муниципальной (районной) детской поликлинике или детской больнице).

При этом образовательные учреждения выступают как учреждения, представляющие ребенка (подготавливают соответствующее обоснованное представление в медицинское учреждение), КЭК же является органом, полномочным принимать решение по указанным выше вопросам.

Для детей, имеющих стойкие, но нерезко выраженные отклонения в развитии, могут быть рекомендованы и назначены:

‒ режим неполной учебной недели (например, назначается дополнительный «выходной день», свободный от учебных занятий);

‒ режим «свободного посещения» занятий в школе (посещения ДОУ) ‒ в зависимости от психофизического состояния ребенка;

‒ режим «сокращенного учебного дня» (ежедневного пребывания в детском саду).

При назначении индивидуального режима обучения обязательно учитываются: уровень физического развития, состояние здоровья, в том числе: наличие у ребенка сопутствующих отклонений в состоянии соматического здоровья, хронических заболеваний органов основных функциональных систем организма и др.

· В отношении детей с ЗПР, детей с отставанием в психическом и познавательном развитии должен быть решен вопрос об условиях их обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях: необходимо, в частности, определить, где будет обучаться ребенок ‒ в обычной группе или классе, классе компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения (КРО), в коррекционной группе для детей с ЗПР в ДОУ ‒ при наличии таких специализированных классов и групп в данном образовательном учреждении.

· Если вопрос о пребывании ребенка в массовом образовательном учреждении решен положительно (имеется соответствующее решение ПМПК), то до начала учебного года ребенок должен пройти медицинское обследование у врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога, ортопеда, психоневролога) и обследование у логопеда.

· Дети, имеющие отставание или задержку в развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, должны пройти обследование у психолога данного образовательного учреждения (или психолога «Психологической службы» при органах управления образованием, психолога ПМПК, коррекционно-диагностического центра).

Специальное, комплексное обследование детей перед началом учебного года имеет важное значение для успешного проведения всей коррекционно-педагогической работы. Педагогу (вос-питателю группы) необходимо ознакомиться с развернутым заключением врачей специального профиля, психолога, логопеда о характере и степени выраженности отмечаемых отклонений в развитии, общем состоянии здоровья ребенка, о его «психичес-ком статусе» и др. Такое заключение является медицинским и коррекционно-педагогическим обоснованием дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка в общеобразовательном учреждении (в том числе обоснованием частичного изменения уровня требований к ребенку при прохождении учебно-образовательной программы и др.). Педагог должен получить от врачей-специалистов (через медицинский персонал данного учреждения), а также от психолога и логопеда перечень рекомендаций по вопросам адаптации ребенка к условиям обучения в общеобразовательном учреждении общего вида, осуществления индивидуального подхода к нему на учебных занятиях и в процессе разнообразной (игровой, предметно-практической) деятельности вне занятий – с учетом особенностей его психофизического развития, отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии и др.

· Все дети, у которых отмечаются нерезко выраженные нарушения психического развития (ЗПР легкой степени, эмоционально-волевые расстройства и др.), должны состоять на учете у психолога образовательного учреждения (специалистов «Психологической службы» в системе образовательных учреждений) и, при необходимости, посещать занятия по психологической коррекции нарушений развития. Дети с нарушениями речи должны состоять на учете у логопеда (логопедического пункта или детской поликлиники), дети с сенсорными нарушениями и дети с расстройствами двигательной сферы – на учете у врачей специального профиля (сурдолог, офтальмолог, ортопед).

· Вопросы организации адекватного педагогического подхода к ребенку с нарушением развития, в том числе правильной организации его учебной деятельности, должны быть обсуждены на заседании педагогического совета или методическом объединении педагогических работников данного образовательного учреждения. Обсуждение этих вопросов проводится по представлению педагога класса, где обучается ребенок, или воспитателей соответствующей возрастной группы в ДОУ общего типа.

Указанные выше мероприятия являются обязательным условием организации инклюзивного (интеграционного) обучения детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях

общего профиля.

· Сотрудникам школьного психолого-медико-педагогического

консилиума (ПМПк), которые осуществляют индивидуальное изучение ребенка, необходимо внимательно проанализировать медицинскую учетную форму № 026/у-2000 ребенка, в которой отражены результаты предшкольной диспансеризации. Внимание членов школьного консилиума должны привлечь отмеченные в медицинских документах данные о нерезко выраженных отклонениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказаниями для обучения в общеобразовательной школе. К ним относятся: указания на наличие хронических заболеваний внутренних органов, недостатки слуха, ослабленное зрение, нарушения в строении и функциях лорорганов, костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), увеличение щитовидной железы, избыточный вес и др. Обращается внимание на наличие в заключениях врача-невролога и детского психиатра указаний на астеноневротический и астеновегетативный синдром, вегето-сосудистую дистонию, психосоциальную запущенность, задержанное психическое развитие или психофизический инфантилизм. Каждое из указанных заболеваний и нарушений процесса развития не является достаточным основанием для невозможности обучения в общеобразовательной школе, однако они могут рассматриваться и как возможные причины школьной дезадаптации ребенка, отставания в обучении.

В медицинской карте может быть представлена дополнитель-

ная информация о детях, относящихся к группе риска, в отношении школьной успеваемости и социальной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе (ДОУ общего типа). При анализе медицинской карты следует обращать внимание на данные, указывающие на отклонения в протекании беременности и родов у матери ребенка (интоксикации, хроническая внутриутробная гипоксия, физические и психические травмы, преждевременные роды, асфиксия новорожденного, родовая травма и др.). Принимаются во внимание указания на болезни, перенесенные ребенком в раннем и дошкольном возрасте, тяжелые черепно-мозговые травмы и травмы опорно-двигательного аппарата.

Анализируются заключения педиатра и врачей специального профиля: офтальмолога, отоляринголога, ортопеда, дерматолога, стоматолога, невролога и детского психиатра. (Заключения о состоянии соматического и психического здоровья, наличии отклонений в строении и функциях основных функциональных систем организма, состоянии сенсорных функций и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: