Ностики нарушенного развития

Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, cформулированных веду­щими специалистами в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева). К ним относятся:

· Комплексное изучение особенностей познавательного и психофизическогоразвития ребенка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означа­ет, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется инструментарий не только клинического и специально-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейро­физиологическое, нейропсихологическое и др. виды обследования.

· Системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нару­шений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления нега­тивного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться проведении коррекционно-педагогических мероприятий.

· Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе методов исследования и анализе его ре­зультатов, учет текущего психофизического состояния ребенка, учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех обучающе-развивающих заданий, которые доступны детям данного возраста.

· Выявление и учет потенциальных возможностей развития ребенка. Этот прин­цип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возмож­ности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возмож­ности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выяв­ляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.

· Качественный анализ результатов психолого-педагоги-ческого изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

‒ отношение к ситуации обследования и заданиям;

‒ способы ориентировки в условиях заданий и способы их выполнения;

‒ соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспе­риментального материала и предложенной инструкции;

‒ возможность использования помощи взрослого;

‒ умение выполнять задание по аналогии;

‒ отношение к результатам своей деятельности, критичность воцен­ке своих достижений.

II. 2 Методические требования к организации и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: