Двигательного аппарата

Дневное отделение – 2 ч.; очно-заочное отделение – 1 ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Показания для направления детей в специальные учреждения.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы.

3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию детей с нерезко выраженными нарушениями двигательной сферы к условиям пребывания в ДОУ и школе общего типа.

4. Особенности педагогического подхода к детям с нарушениями ОДА в образовательных учреждениях общего типа (на учебных занятиях, при проведении режимных моментов, культурно-массовых мероприятий и др.).

5. Практические задания студентам по проведению психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации к проведению занятия

Содержание первого учебного вопроса освещается преподавателем. В ходе изложения он в качестве примера более подробно останавливается на структуре (подразделения, состав сотрудников, контингент воспитанников) и основных направлениях работы одного из коррекционных учреждений (например, специальной школы 6-го вида или коррекционного детского сада для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). В рамках уточнения и дополнения материала лекционного курса рассматриваются вопросы: особенности и содержание лечебно-профилактической, коррекционно-развивающей, лечебно-оздо-ровительной работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, роль специальных физических упражнений в коррекции двигательных расстройств, сопутствующих речевых нарушений, в формировании навыков предметно-практической деятельности. Преподаватель знакомит студентов с основными нормативными документами, регламентирующими порядок комплектования образовательных коррекционных учреждений данного профиля (Приложение 2, с.с. 305-306; с. 16, №5; с.45-46, №№ 3-5 и др.).

По второму учебному вопросу предусматривается выступление одного-двух студентов с реферативными докладами (сооб-щениями), подготовленными на основе изучения специальной литературы (с. 50-51, №№ 1-4, 6, 7 и др.) и материалов лекционного курса. В обсуждении прослушанных сообщений принимают участие все студенты учебной группы.

Рассмотрение третьего и четвертого вопросов занятия также рекомендуется проводить в форме коллективного их обсуждения (выступления студентов по данной теме, дополняемые другими студентами группы). При подготовке рефератов-сообщений может быть использован методический материал, представленный в практической части пособия (с.с. 213-219). Задания по изучению и конспектированию литературных источников по разбираемым вопросам (с. 50-51, №№ 2-5, 8) даются всем студентам на предшествующем занятии.

В конце занятия несколько студентов получают задание по педагогическому изучению детей с нарушениями двигательной сферы и составлению психолого-педагогической характеристики. Преподаватель дает соответствующие указания по проведению обследования детей (выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения, время проведения обследования и его длительность, методики обследования, рекомендуемые в специальной литературе [см. с. 50-51, №№ 4,7], и др.). Практические задания могут выполняться студентами как в специальных, так и общеобразовательных детских учреждениях.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Анализ выявленных нарушений двигательной сферы у детей (характер и проявления общедвигательных нарушений, недоразвития тонкой ручной моторики и др.).

3. Психолого-педагогический анализ индивидуальных особенностей психического и познавательного развития ребенка с нарушением ОДА. Разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению детей.

4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия преподаватель знакомит студентов с некоторыми особенностями психолого-педагогического обследования детей с расстройствами двигательной сферы, отмечая, что эти особенности в первую очередь определяются характером и спецификой отмечаемого основного дефекта, а также наиболее часто наблюдаемыми сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии (отставание в познавательном и психическом развитии, в формировании речи, в овладении предметно-практической деятельностью, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, психопатические и психосоматические расстройства). Обосновывается необходимость углубленного предварительного обследования – знакомства с самим ребенком, наблюдения за ним в процессе различных видов детской деятельности, изучение особенностей его предшествующего развития. Внимание студентов обращается на задачи обследования, особенности его организации, на те методики и тестовые задания, которые в наибольшей степени позволяют выявить как характерные проявления двигательных нарушений, так и своеобразие и уровень психического развития ребенка. Подчеркивается особая важность учета данных клинического (ортопедического и неврологического) обследования при определении содержания и организации психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (методическая часть, с. 77; с.50-51, №№ 1,4,7,8; с.23, №№ 3,6 и др.).

При рассмотрении второго вопроса преподаватель обосновывает необходимость анализа наблюдаемых у ребенка нарушений двигательной сферы (при проведении психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей). При этом, по возможности, исследуется характер и степень влияния двигательных расстройств на особенности и динамику познавательного и психического развития ребенка, возможность овладения различными видами предметной деятельности (изобразительной, конструкционной и др.), на формирование эмоционально-волевой сферы. Отмечаются характер и проявления общедвигательных расстройств (остаточные явления моно-и гемиплегии, геми-и монопареза и др.), недоразвития тонкой ручной моторики, ручного праксиса, нарушений артикуляционной моторики. (См. курс лекций по учебной дисциплине*, а также методическую часть пособия, с.212-217.) Преподаватель указывает, что для проведения такого анализа должны быть использованы данные комплексного (медицинского и психолого-педагогического) исследований.

Внимание студентов обращается на значение психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей психического и познавательного развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такой анализ осуществляется на основе апробированных в специальной практической психологии методов (адаптированные варианты теста Д.Векслера, методики комплексного психолого-педагогического исследования И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Б.В. Зейгарник, Л.А. Венгера и др.). Подчеркивается значение подробного психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей психического развития ребенка и перспектив его обучения в данном (массовом или коррекционном) образовательном учреждении, а также прогноза последующего познавательного и личностного развития.

После обсуждения 1-3 вопросов занятия следует разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обсуждение представленных обучающимися материалов проводится под руководством преподавателя, который направляет ход собеседования, дает анализ и оценку выполненных студентами заданий, помогает студентам в составлении методических рекомендаций по осуществлению индивидуального психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основные меры профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата различного генеза (травматического, церебрально-органического) могут быть отдельно изложены преподавателем или даются им в виде дополнений в ходе выступлений обучающихся. Обращается внимание на дифференцированный характер профилактических мероприятий в зависимости от этиологии и специфики проявлений нарушений опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается, что меры профилактики двигательных расстройств охватывают весь период детского возраста.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Братанов Б.Ц. Клиническая педиатрия. – София, 1987.

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М., 1977.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. Раздел V. Гл.4.

4. Дети с отклонениями в развитии / Авт.-сост. Н.Д.Шматко. – М., 2001.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М., 2001.

6. Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. – Л., 1989.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2006.

8. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М.,1985.

9. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Г.И. Турнера. – М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: