Тема 5. Дети с нарушениями интеллекта

Дневное отделение ‒ 2 ч.; очно-заочное отделение ‒ 1 ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Психолого-педагогическое обследование детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Критерии дифференциальной диагностики умственной отсталости. Разграничение умственной отсталости и временного отставания в познавательном развитии у детей.

3. Разбор практических заданий по психолого-педагогическому обследованию детей с нарушением интеллектуального развития.

Методические рекомендации к проведению занятия

При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся с содержанием программы педагогического изучения детей с нарушениями интеллектуального развития (с.33, № 3,4) и особенностями проведения психолого-педагогического обследования.

Преподаватель обращает внимание на специфику используемых методов и содержания обследования; особое внимание уделяется педагогическому анализу данных обследования детей с отставанием в интеллектуальном развитии (особенности поведения, уровень притязаний и самооценки, характер общения со взрослыми и сверстниками, понимание речи окружающих, уровень анализа воспринимаемой информации, особенности выполнения учебных заданий и др.).

Основное внимание при рассмотрении второго вопроса темы должно быть уделено дифференциальной диагностике умственной отсталости и случаев задержки или отставания в познавательном развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим на занятии проводится обсуждение подготовленных студентами докладов по теме: «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта», а также выступлений на основе конспектирования литературных источников (с.33, №№ 2,5,6 и др.).* Студенты знакомятся с основными критериями диагностики умственной отсталости (морфологическими, анатомо-физиологическими, психолого-педагогическими), дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития (Методическая часть, с.154-159), способами разграничения умственной отсталости и социально-педагогической запущенности. (С.33, № 8.) Подчеркивается значение своевременного выявления отставания в психическом и умственном развитии у детей младших возрастных групп детского сада и детей, поступающих в школу, и направления их в ПМПК для углубленного психолого-педагогического обследования и решения вопроса о переводе ребенка в коррекционное образовательное учреждение. Завершается занятие разбором выполненных студентами практических заданий по обследованию детей с отставанием в интеллектуальном развитии.

Примечание. В работе со студентами дневного отделения преподаватель анализирует психолого-педагогические характеристики детей, составленные дефектологами и педагогами, работающими в специальных образовательных учреждениях. Самостоятельные практические задания студенты очного отделения выполняют на последующих занятиях, проводимых в коррекционных учреждениях.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Структура и организация работы специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта (детский сад компенсирующего вида, специальная школа-интернат, специальный детский дом, ясли-сад для детей с органическими поражениями ЦНС и др.).

2. Специфика работы педагогов и воспитателей специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

При рассмотрении первого вопроса студенты знакомятся со структурой и организацией работы специальной школы или ДОУ для детей с нарушениями интеллектуального развития (коррекционные учреждения 8-го вида): подразделения в структуре учреждений, штатный состав сотрудников, обслуживаемый контингент детей, виды оказываемой детям коррекционно-педагогической, психологической и медицинской помощи и др. Специальное внимание обращается на существующие правила приема детей с нарушениями интеллектуального развития в эти учреждения, задачи и функции ПМПК при комплектовании специальных образовательных учреждений данного профиля. (См. Приложение, с.с. 307-311.)

Студенты знакомятся с основными направлениями коррекционно-воспитательной работы в специальных образовательных учреждениях данного профиля, приемами индивидуального подхода к детям на учебных занятиях и при проведении режимных моментов, особенностями организации предметно-практической и игровой деятельности детей и др.

Предусматриваются выступления самих студентов по изучаемой теме с использованием специальной методической литературы (с.33, №№ 2,3,5,7 и др.). В частности, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: «Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного (младшего школьного) возраста», «Особенности формирования познавательной деятельности и социально значимых умений и навыков у детей с нарушениями интеллекта», «Содержание и особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида» и др.

При изучении второго вопроса используются: беседы с педагогическими работниками (педагог-дефектолог, педагог-методист, воспитатели) и психологами ДОУ и специальной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития. Рекомендуется также обсуждение содержания конспектов соответствующих литературных источников (№№ 2,5,7 и др.).

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – Изд. 2-е. – М., 2004. с.81-101.

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988. Гл. I, II.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005.

5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. –М., 2001.

6. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. – Иркутск, 1992.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Олигофренопедагогика.) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2001.

8. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

9. Олигофренопедагогика / Под ред. Л.М. Шипицыной. ‒ М.: Академия, 2011.

10. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. (Олигофренопсихология.) – М., 1996.

11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1988.

12. Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся. – Киев, 1991.

Тема 6. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Дневное отделение ‒ 6 ч.; очно-заочное отделение ‒ 2 (4) ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Программа психолого-педагогического обследования детей с задержкой психического развития.

2. Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития.

3. Основные организационные мероприятия, проводимые с деть-ми с ЗПР, поступающими в ДОУ и школу общего вида.

Методические рекомендации к проведению занятия

На первом занятии рассматривается вопрос о содержании и технологиях психолого-педагогического обследования детей с ЗПР (с использованием схемы, приведенной в Практической части пособия, с. 101). Особое внимание обращается на специфику организации и приемов обследования данной категории детей (особенности подготовительного этапа обследования, содержание предварительного изучения ребенка до проведения тестового обследования, комплексный, «уровневый» подход к организации и анализу данных исследования с использованием вариативных по степени сложности заданий и др.). [См. с.с. 75-76, 79 и др.]

Затем преподаватель обсуждает со студентами содержание основных разделов педагогической (психолого-педагогической) характеристики ребенка с ЗПР, составляемой по данным педагогического изучения (методическая часть, с.164). Студенты знакомятся с педагогическими характеристиками детей, составленными педагогами и психологами коррекционных классов (групп) для детей с ЗПР. Эти материалы используются при выполнении студентами самостоятельных практических заданий по обследованию детей.

После этого студенты получают индивидуальные практические

задания по обследованию детей с ЗПР и составлению психо-лого-педагогических характеристик.*

На первом занятии предметом обсуждения является также вопрос об основных мероприятиях, осуществляемых в отношении детей с ЗПР легкой степени, поступающих в ДОУ или школу общего типа (см. с.180).

Для углубленной самостоятельной работы по теме студентам дневного отделения предлагается на основе изучения литературных источников (с.36-37, №№ 2,3,7,10 и др.) подобрать методический материал и подготовить сообщения по вопросам: «Психолого-педагоги- ческая характеристика детей с ЗПР», «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в специальных образовательных учреждениях 7-го вида» [Приложение, с. 306] и др.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Программа индивидуальной коррекционной работы с ребенком с ЗПР в образовательном учреждении общего типа.

2. Особенности индивидуального подхода к детям с ЗПР на учебных занятиях и при проведении режимных моментов в ДОУ и школе общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

В ходе второго занятия студенты под руководством преподавате-

ля обсуждают вопрос о содержании программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком с ЗПР в образовательном учреждении общего типа (Методическая часть, с.180). Обсуждается вопрос об организации и содержании педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении (дети с временными задержками в развитии), организации работы в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения (КРО) [См. Приложение 3, с.с. 311-325]. Подробно рассматривается содержание работы педагогов общего профиля, воспитателей, педагога-методиста и психолога по реализации каждого из разделов программы; особое внимание при этом уделяется методам и приемам коррекционно-педагогической работы.

При рассмотрении вопросов индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях общеобразовательной школы или ДОУ преподаватель использует методический материал, данный в практической части пособия (с. 183), а также соответствующие литературные источники (с. 36-37, №№ 2,4,5,9). Следует уделить внимание особенностям и приемам индивидуального подхода к детям в процессе урока (фронтальных занятий в ДОУ общего типа).

Занятие 3-е.*

На этом занятии проводится обсуждение теоретически и прак-тически важного вопроса «Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР». Предусматриваются: выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями по данному вопросу, устный контрольный опрос по материалам лекционного курса и конспектам литературных источников (с. 36-37, №№ 1,3,4,5,10 и др.). Под руководством преподавателя студенты анализируют составленные их сокурсниками педагогические и психолого-педагогические характеристики учащихся с трудностями в обучении, детей с временным отставанием в развитии и детей с ЗПР (4-5 практических работ).

На основе коллективного анализа данных обследования, студентами (под руководством преподавателя) составляются методические рекомендации к проведению индивидуальной коррекционно-воспи- тательной работы с каждым из обследованных детей.

Занятие 4-е*.

На заключительном занятии проводится контрольный опрос по всей теме «Дети с задержкой психического развития». Рекомендуется проведение аудиторной контрольной работы (с выполнением индивидуальных заданий). Примерные вопросы-задания к контрольной работе приведены на с.с. 280-281.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Актуальные вопросы диагностики задержки психического развития

/ Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1993.

5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост.Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – Раздел V. – Гл.1.

6. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

7. Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6-8 летнего возраста. Модифицированный вариант методики Векслера // Практикум по патопсихологии. – М., 1987. – С. 157-167.

8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Кинико-нейро-психологическая характеристика. – М., 1993.

9. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского и др. – Смоленск, 1994.

10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

11. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1998.

12. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – Изд. 2-е. ‒ М., 2002.

Тема 7. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дневное отделение ‒ 6 ч.; очно-заочное отделение ‒ 2 (4) ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Контингент детей с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа, в специальной школе, в детском саду компенсирующего вида и логопедических группах при ДОУ общего типа.

2. Основные организационные мероприятия в отношении детей с нарушениями речи (дети с фонетическими нарушениями, фонетико-фонематическим недоразвитием речи /ФФН/, нарушениями голоса, заиканием) в общеобразовательных учреждениях.

3. Роль педагога образовательного учреждения в предупреждении и устранении нарушений звукопроизношения и других недостатков речи у детей.

4. Содержание обследования состояния речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия студенты вспоминают основные виды нарушений устной и письменной речи (в соответствии с клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями речевых расстройств, используемых в отечественной логопедии). Организационная форма работы преподавателя со студентами – контрольный опрос (в виде беседы или ответов на вопросы по карточкам-заданиям); возможно также выступление одного-двух студентов с реферативными докладами.

Затем преподаватель знакомит студентов с контингентом детей, имеющих недостатки речи, которые могут воспитываться и обучаться в школе или ДОУ общего вида. К ним относятся дети с избирательными нарушениями звукопроизношения (простая дислалия, со стертой дизартрией, в случаях, когда нарушения звукопроизношения не имеют выраженного характера), дети с нерезко выраженными нарушениями голоса по типу дисфонии, с заиканием легкой и средней степени тяжести, дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР). Преподаватель приводит соответствующие примеры. Обращается внимание на основные критерии, определяющие возможность пребывания ребенка, имеющего недостатки речи, в ДОУ и школе общего типа: влияние недостатков речи на возможность полноценной подготовки к обучению в школе; степень влияния отмечаемого дефекта речи на возможность усвоения общеобразовательной учебной программы. Указывается, что вопрос о пребывании каждого ребенка с нарушением речи в массовой общеобразовательной или специальной школе (ДОУ) должен решаться логопедом по согласованию с родителями, педагогическими работниками данного детского учреждения, а при необходимости и с медицинскими работниками.

Обращается внимание студентов на те виды патологии речи, при которых пребывание детей в общеобразовательном учреждении непредставляется возможным (выраженная форма дизартрии, ринолалия; серьезные и стойкие нарушения голоса по типу афонии, ринофонии; алалия всех форм, общее недоразвитие речи I и II уровня, заикание тяжелой степени).

Второй вопрос занятия посвящен рассмотрению содержания основных организационных мероприятий, проводимых с детьми с недостатками речи в условиях общеобразовательной школы или ДОУ общего типа. Это относится к детям, только что поступившим в школу или в детский сад, а также воспитывающимся в ДОУ с раннего возраста. Перечень необходимых мероприятий представлен в методической части пособия (с. 186). По возможности подробно раскрывая назначение и содержание каждого мероприятия, преподаватель дает необходимые пояснения, приводит примеры, отвечает на вопросы студентов. При этом подчеркивается важная роль педагогических и организационных мероприятий для своевременной и успешной коррекции недостатков речи у детей, предупреждения негативного влияния речевого недоразвития на процесс общего познавательного и интеллектуального развития ребенка.

Отдельно рассматривается роль воспитателя детского дошкольного учреждения (педагога начального звена школьного обучения) в предупреждении и преодолении нарушений звукопроизношения и других недостатков речи у детей. Рассмотрение этого вопроса может проводиться как в форме реферативного доклада одного или двух студентов, так и обсуждения (в форме опроса-беседы) законспектированных студентами литературных источников по данному вопросу (с.46-47, №№ 2,3,6,9,10 и др.).

В заключительной части занятия преподаватель знакомит студентов с содержанием и основными приемами обследования речи детей, посещающих детский сад или школу общего типа (обследования, проводимого логопедом в ходе общего профилактического осмотра детей в ДОУ, при поступлении детей в школу, логопедического обследования учащихся начальных классов, а также обследования в ПМПК). Указывается, что в проведении обследования речи, помимо логопеда, могут принимать участие и педагоги общего профиля; обращается внимание на то, что некоторые этапы обследования (выявление недостатков звукопроизношения, состояния словарного запаса и отчасти обследование связной речи детей) могут проводиться воспитателями (педагогами школы) под руководством логопеда. Студенты получают практические задания по обследованию состояния звукопроизношения, словаря (см. Методическую часть, с. 190), связной монологической речи [с.46-47, №№ 1,2,8] детей с недостатками в речевом развитии (в ДОУ или школе общего типа).

Примечания. (1) Задания по обследованию речи детей выполняются обучающимися также на занятиях, проводимых в специальном детском саду или логопедических группах ДОУ комбинированного и общего типа, классах компенсирующего и коррекционно-развиваю- щего обучения при общеобразовательной школе. (2) Студентами дневного отделения эти задания могут выполняться в период педагогической практики в детских образовательных учреждениях.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Обследование речи детей. Разбор выполнения практических заданий по обследованию состояния звукопроизношения, словарного запаса и связной речи детей дошкольного или младшего школьного возраста*.

2. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи.

3. Некоторые психологические особенности детей с речевой патологией (дети с общим недоразвитием речи, дети, страдающие заиканием и др.).

4. Задачи, программа и основные методы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Специфика обследования детей, имеющих речевые нарушения.

5. Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с речевой патологией (общее недоразвитие речи, фонетико-фонемати- ческое недоразвитие, заикание).

6. Содержание и основные методы педагогического изучения детей с нарушениями речи в специальном образовательном учреждении, в ДОУ или школе общего типа.

7. Практические задания по проведению психолого-педагогического обследования детей, имеющих различные нарушения речи (ФФН, ОНР, заикание).

Методические рекомендации к проведению занятия.

Занятие начинается с разбора-обсуждения выполненных студентами практических заданий по обследованию речи детей – воспитанников массовых или логопедических групп детского сада или учащихся начальных классов школы общего типа. Преподаватель дает оценку выполненных заданий, помогает студентам сделать правильные, квалифицированные выводы – заключения на основании данных обследования. Специальное внимание обращается на педагогические, в том числе организационные, мероприятия, основанные на изучении состояния речи каждого обследованного ребенка. (См.: с.186-189).

Основным учебным вопросом второго занятия является психолого-педагогическое обследование детей, имеющих нарушения речи. Подробное рассмотрение этого вопроса предваряется повторением изложенных в лекционном курсе некоторых, наиболее характерных личностно-психологических особенностей детей с выраженными нарушениями речи (дети с дизартрией, с моторной и сенсорной алалией, дети, страдающие заиканием). Рекомендуемые формы работы: разбор психолого-педагогических характеристик детей с указанными формами речевой патологии – материалов, составленных педагогами и психологами специальных образовательных учреждений; заслушивание и обсуждение подготовленных студентами рефератов; выступления студентов по изучаемому вопросу с использованием рекомендованной литературы (с. 45-46, №№ 2,4,8,9 и др.). Цель рассмотрения данного вопроса на занятии – формирование у обучающихся четкого представления о том, что выраженные и стойкие нарушения в формировании речи в большинстве случаев негативно сказываются на общем психическом развитии ребенка, формировании эмоционально-волевой и личностной сферы, в ряде случаев они могут отрицательно влиять и на динамику интеллектуального развития. Этим в первую очередь определяется необходимость специального психолого-педагогического обследования детей, имеющих выраженные речевые нарушения.

Затем преподаватель знакомит студентов с задачами и программой психолого-педагогического обследования детей, страдающих нарушениями речи. (С. 45-46, №№ 2,4.) Рассматривается и обсуждается обобщенная схема психолого-педагогического изучения личностно-психологических особенностей этих детей (с. 90).

Особое внимание уделяется рекомендуемым в специальной литературе методикам исследования и использованию соответствующих тестовых заданий (с.16, №№ 1-4; с.20, №№ 3,5,6; с.36-37, №№ 6,7 и др.).

Рекомендуется ознакомить обучающихся с данными психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи, проведенного психологами логопедических детских садов и ДОУ или школы общего вида, а также некоторыми практическими работами, выполненными студентами предшествующих курсов обучения.

В ходе изучения программы обследования преподаватель обращает внимание студентов на некоторые специфические особенности организации и методов психолого-педагогического обследования детей с системным недоразвитием речи (особенности подготовительного этапа обследования, используемых инструкций к выполняемым заданиям; характеристика «невербальных» методик исследования; сопоставление результатов выполнения «речевых» и «неречевых» заданий, корреляция количественного и качественного анализа полученных данных и др. – с. 45-46, №№ 2, 4, 8,10; Методическая часть, с. 76-78).

В конце занятия студенты получают практические задания по проведению психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.

Примечание. Практические задания могут выполняться на занятиях, проводимых в специальных учреждениях или логопедических группах (классах коррекционно-развивающего обучения) при ДОУ и школе общего типа.

Занятие 3-е.

Учебные вопросы.

1. Заикание как серьезная психологическая и педагогическая проблема. Некоторые личностно-психологические особенности заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Комплекс неотложных медико-педагогических мероприятий при возникновении заикания (речевых судорог) у детей, посещающих общеобразовательную школу (дошкольные учреждения).

3. Комплексный подход к устранению заикания у детей.

4. Роль семьи и педагогов образовательного учреждения в преодолении заикания у детей.

5. Осуществление индивидуального подхода к детям, страдающим заиканием (в процессе учебных занятий, при проведении режимных моментов, организации коллективной – предметно- практической и игровой деятельности).

6. Некоторые психологические аспекты комплексного подхода к устранению заикания у детей.

7. Осуществление мер «психологической поддержки» заикающемуся ребенку.

8. Занятия по «психологической коррекции» с заикающимися

детьми в общеобразовательной школе, в коррекционном (логопедическом) детском саду и ДОУ общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

По первому вопросу предусматриваются выступления студентов с реферативными сообщениями и последующее их коллективное обсуждение. С этой целью могут быть рекомендованы соответствующие литературные источники (с. 45-46, №№ 2,3,7 и др.) и методический материал пособия (с. 197-212).

Второй вопрос излагается преподавателем. Внимание студен- тов акцентируется на роли специального режима ограничения экспрессивной речи («режим молчания»), а также на значении мер медико-педагогического воздействия в предупреждении развития заикания у детей (предупреждение закрепления запинок в речи вследствие образования патологического условного рефлекса голосо- или звукообразования). Разбирается ряд конкретных примеров, основанных на опыте работы педагогов дошкольных и

школьных образовательных учреждений.

По третьему и четвертому вопросам рекомендуется подготовить выступления студентов (дополняемые педагогом) на основе изучения рекомендуемой литературы и наблюдений в коррекционных и массовых общеобразовательных школах или ДОУ. При рассмотрении вопроса об индивидуальном подходе к заикающемуся ребенку желательно проведение анализа учебного занятия с детьми в специальной группе (соответствующем отделении специальной школы) для детей, страдающих заиканием. Предусматривается посещение логопедического детского сада или соответствующей группы в ДОУ общего типа, коррекционной школы, показ и обсуждение фрагментов занятия с использованием видеозаписи и др.

Внимание студентов обращается на вопросы, связанные с реализацией мер «психологической поддержки» заикающемуся ребенку, в условиях его обучения и воспитания в образовательном учреждении общего типа (создание адекватного «психологического климата» в детском коллективе; обеспечение условий общения, препятствующих возникновению речевых затруднений, оказание помощи ребенку в процессе речевой коммуникации с педагогом и другими детьми учебной группы /класса/, организация помощи заикающемуся ребенку со стороны других детей и др. – см. с. 207-212).

Занятие 4-е.

Учебные вопросы.

1. Задачи и организация работы специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

1.1 Структура и организация работы специального детского сада и коррекционной школы для детей с нарушениями речи.

1.2 Логопедические группы при детских дошкольных учреждениях общего типа. Коррекционные («речевые») классы для детей с нарушениями речи при массовой школе как перспективный тип классов компенсирующего обучения.

1.3 Логопедический пункт при общеобразовательной школе и ДОУ общего типа.

1.4 Логопедические кабинеты при детских поликлиниках.

2. Показания и порядок направления детей с различными нарушениями речи на ПМПК, к логопедам логопедического пункта и детской поликлиники.

3. Роль педагогов ДОУ и школы в проведении мероприятий по оказанию логопедической помощи детям с недостатками речи.

Выявление и учет детей с недостатками речи в детских образовательных учреждениях общего вида.

Методические рекомендации к проведению занятия

Занятие проводится на базе одного из указанных выше (пн.1.1-1.3) специализированных детских учреждений логопедического профиля. Преподаватель знакомит студентов (будущих педагогов системы школьного образования) с новым типом коррекционных классов, которые в ближайшем будущем должны функционировать в общеобразовательной школе – классы для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Рассматриваются вопросы о контингенте учащихся таких классов (дети с ОНР, имеющие III и IV уровень речевого развития, дети со стойкими затруднениями в овладении письменной формой речи и др.), об организации и содержании коррекционной и педагогической работы с ними и др. При этом используются соответствующие литературные источники (с. 17, № 3; с. 45-46, № 8).

Следующим рассматривается вопрос об оказании логопедической помощи детям на школьном (дошкольном) логопедическом пункте. Обсуждается доклад-сообщение одного-двух студентов об организации работы логопедического пункта при образовательном учреждении, анализируются соответствующие нормативные документы (Приложение, с. 327).

В целях наиболее полного и всестороннего изучения вопроса организации логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста проводятся встречи-беседы студентов с работниками коррекционного ДОУ или школы (специальная школа 5-го вида): директором, логопедами, педагогом-методистом, воспитателями, психологом. Целесообразным является обсуждение наиболее важных вопросов на учебно-методических семинарах с участием педагогических работников специальных школ или ДОУ и студентов; присутствие последних на заседаниях ПМПК, посещение культурно-массовых мероприятий (утренников, праздников, «досуговых мероприятий» и др.), проводимых в образовательных учреждениях, на базе которых организованы практические занятия студентов.

Как один из вариантов при проведении данного занятия рекомендуется организация встречи-собеседования студентов с главным логопедом территориального округа или района, логопедом детской районной поликлиники, работниками психолого-медико-педагогических комиссий или консилиумов.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста/ Учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 2006.

2. Дошкольная логопедия. Практикум / Под. ред. В.И. Селиверстова, С.Н.Шаховской и др. – М., 2004.

3. Кочергина В.С. Профилактика заикания у детей. – М., 1978.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, – М., 2004.

5. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. – М., 2008.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2005.

7. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Питер, 2004.

8. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2004.

11. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. – М.: Изд-во В. Н. Секачева, 2010.

12. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: