Неспешность и облегчение

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его 122, так придерживайтесь же правильного 123, и приближайтесь 124, и радуйтесь 125, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи 126 ".

В одной из версий этого хадиса сообщается, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "... и мало-помалу вы достигнете (своей цели) ".

Аль-Бухари

Сколь важен этот хадис и сколь много блага, полезных наставлений и всеобъемлющих основ он содержит в себе!

В начале его посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: "Поистине, религия эта легка...", и эти слова являются великой основой. Это значит, что для людей облегчено усвоение догматов этой религии, следование ее нравственным принципам и исполнение религиозных обязанностей, как облегчено и понимание всего, что следует делать и от чего необходимо воздерживаться. В основе догматов этой религии лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день, а также в предопределенность всего дурного и хорошего. Эти догматы — верны, и сердца уверены в них, а тех, кто им следует, они приведут к достижению высшей и наилучшей цели. Нравственные принципы этой религии являются наиболее совершенными, а дела, к которым она побуждает, — самыми благими. Совершение этих дел приводит к обретению блага в религии, в мире этом и в мире вечном, а если они не совершаются, то блага не будет ни в чем. Совершение этих дел также облегчено, и каждый человек, обязанный исполнять предписания религии, видит, что он может делать это без особых затруднений. Эти догматы являются правильными и простыми, люди, обладающие здравым умом и сохранившие свои врожденные свойства в неприкосновенности, признают их, а обязанности, исполнения которых требуют эти догматы, совершенно несложны.

ПЯТИКРАТНАЯ МОЛИТВА. Пять молитв совершаются ежедневно в соответствующее для каждой из них время. Милосердный и Всезнающий Аллах сделал совершение этих пяти молитв еще более легким, вменив людям в обязанность принимать участие в общей молитве и собираться в мечетях ради этого. И действительно, встречи с целью исполнения религиозных обязанностей придают людям силы и облегчают их задачу. Подобные встречи являются таким благом для религии и веры и сулят столь великую награду Аллаха в обоих мирах, что это просто обязывает верующего наслаждаться ими и воздавать Аллаху хвалу за то, что Он предписал Своим рабам участвовать в них, ведь обойтись без этого они не в состоянии.

ЗАКЯТ. Выплата закята необязательна для бедного, который не располагает достаточным количеством имущества или денег. Закят следует выплачивать только обеспеченным людям, что способствует совершенствованию их ислама, увеличению их средств и улучшению нравственных качеств, защите их самих и их имущества от различных бедствий, очищению от дурных дел, удовлетворению потребностей нуждающихся и обеспечению интересов всего общества в целом, хотя все эти выплаты составляют лишь малую часть удела, дарованного им Аллахом.

ПОСТ. Соблюдать пост обязательно ежегодно в течение одного месяца, и это объединяет между собой всех мусульман. В этот период, в дневное время они отказываются от удовлетворения своих основных желаний, связанных с едой, питьем и супружескими отношениями, но взамен этого Аллах, по милости Своей, помогает им достигать совершенства в их религии и вере и совершенствоваться самим, предназначает им Свою великую награду и проявляет по отношению к ним Свое всеохватывающее благоволение, а также делает для них многое иное, и все это связано с теми многочисленными благами, которые приносит пост. Кроме того, пост становится причиной обретения благочестия, которое лежит в основе совершения всего благого и отказа от всего порицаемого.

ХАДЖ. Аллах вменил в обязанность совершение хаджа один раз в жизни тем, кто сможет это сделать. Исполнение этой обязанности становится столь полезным для религии и мирских дел, что перечислить все виды выгоды, которую человек получает от хаджа, — невозможно, а подробно мы коснулись этого вопроса в другом месте. Аллах Всевышний сказал:

"... чтобы они сами приняли участие в том, что принесет им пользу...".

"Хадж", 28

Здесь имеется в виду то, что является полезным как для религии, так и для мирских дел.

Существуют и другие законоположения ислама. Все они крайне легки, а в основе их лежит необходимость соблюдения прав Аллаха и прав Его рабов; кроме того, исполнение их в определенных обстоятельствах облегчается, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения...".

"Корова", 185

Болезнь, путешествие и некоторые иные обстоятельства, в которых может оказаться человек, являются законным основанием для облегчения определенных обязанностей, прекращения их исполнения или же исполнения их в неполном объеме, что общеизвестно127.

Далее, если раб Аллаха обратит внимание на всевозможные обязательные и добровольные дела, исполнение которых возлагается на него в течение дня и ночи, например молитва, пост, садака и так далее, и если он пожелает следовать во всем этом примеру самого совершенного из людей и их имама — Мухаммада, то он увидит, что это для него нетрудно и не мешает ему заниматься своими мирскими делами. Более того, совершая все это, человек может легко соблюдать и все права в целом, а именно — права Аллаха, права собственной души, права членов своей семьи и друзей, а также права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности.

Если же кто-нибудь станет заставлять себя делать что-нибудь через силу, не удовлетворяясь тем, что считал достаточным пророк (мир ему и благословение Аллаха), и тем, чему он учил и к чему направлял членов своей общины, и будет проявлять чрезмерность в делах поклонения, то эта религия обязательно одержит над ним верх и дело закончится тем, что человек ослабеет и вообще перестанет делать что бы то ни было. Вот почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его...". Иными словами, если человек противодействует этой религии128, проявляет чрезмерность и не придерживается умеренности, то религия побеждает его и он утомляется и отступает. Именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел придерживаться умеренности и побуждал к ней людей, сказав: "... и мало-помалу вы достигнете (своей цели) ".

Кроме того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал наказ придерживаться правильного, приближаться, укреплять души радостной вестью о благе и не отчаиваться. Придерживаться правильного — значит говорить правильные слова, правильно действовать и следовать правильным путем, то есть быть благоразумным во всех отношениях. Если же человек не в состоянии действовать правильно всегда и во всем, пусть боится Аллаха по мере своих возможностей и стремится приблизиться к этой цели. Таким образом, если кто-нибудь не сумеет неизменно придерживаться правильного, пусть удовлетворится стремлением приблизиться к этому, а тот, кто не сможет сделать всего, пусть делает то, что он в состоянии делать.

Исходя из всего вышеупомянутого, можно сформулировать полезный принцип, правильность которого подтверждается двумя указаниями. Первым из них являются слова Всевышнего:

"Бойтесь же Аллаха, как только можете...".

"Взаимный обман", 16

Вторым указанием служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

"Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам" 129.

Аль-Бухари и Муслим

Этот принцип лежит в основе неисчислимого множества вопросов.

Можно привести и другой хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к исламу) " 130.

Аль-Бухари

Завершается же обсуждаемый хадис, легким для человеческой души и вместе с тем крайне полезным, наказом: "... и обращайтесь (к Аллаху) за помощью рано утром, вечером и в некоторые часы ночи".

Дело в том, что, если человек, находящийся в пути, станет передвигаться именно в эти три периода времени, он сможет покрывать малые и большие расстояния и достигать цели, не слишком утруждая ни себя, ни свое верховое животное. Однако то же самое относится и к осуществляемому должным образом следованию по прямому пути и стремлению к Аллаху. Это значит, что если человек станет заниматься благими и праведными делами в наиболее подходящие периоды времени, которыми являются начало и конец дня, а также некоторые часы ночи, особенно последней ее части, то он сможет обрести наибольшее количество блага и совершить больше всего праведных дел. И благодаря этому он достигнет счастья, успеха и спасения, не прилагая излишних усилий и сохраняя спокойствие, и вместе с тем сумеет достичь своих личных мирских целей. Все это убедительно свидетельствует о том, что, даровав Своим рабам эту религию, являющуюся средством достижения вечного счастья, Аллах Всевышний оказал им милость. Поскольку Он вменил ее в обязанность Своим рабам, разъяснил ее через Своих посланников, облегчил ее, оказал всемерную помощь, проявил доброту по отношению к тем, кто действует согласно установлениям этой религии, и уберег их от всего того, что может им помешать.

Таким образом, все вышеизложенное позволило тебе узнать, что из данного хадиса можно извлечь несколько, перечисленных ниже, основоположений (кава'ид).

  1. Установления шариата способствуют облегчению положения людей.
  2. Затруднение влечет за собой и то, что способствует облегчению.
  3. Основное положение сформулировано в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам".
  4. Следует поощрять тех, кто не отказывается от деятельности, и сообщать им радостные вести о благе и о том, что за свои дела они получат награду.
  5. Универсальный наказ относительно того, как именно следует идти к Аллаху; этот наказ сам по себе достаточен и не нуждается ни в чем, тогда как ничто иное без него обойтись не в состоянии.

Так пусть же Аллах ниспошлет Свои благословения и мир тому, кто был наделен способностью говорить столь кратко и содержательно, вместе с тем принося своими словами столь много пользы людям!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: