Решимость и воздаяние

Сообщается, что Абу Са'ид Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит 152, а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым, и никто еще не получал дара, более хорошего и щедрого, чем терпение".

Аль-Бухари и Муслим

Данный хадис состоит из четырех многозначных и полезных фраз.

Первую составляют слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным...".

Вторая состоит из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): " ...того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит...".

Две вышеупомянутые фразы тесно связаны между собой по смыслу. Суть их состоит в том, что совершенство раба проявляется в его преданности Аллаху, которую он должен хранить по собственной воле и из страха, а также в поддержании рабом Аллаха связи только с Ним и свободе его от зависимости от людей. Человеку необходимо стремиться к подобному совершенству, используя для осуществления этого все средства, чтобы он стал настоящим рабом Аллаха и перестал быть рабом людей. Этого можно добиться с помощью борьбы с собственной душой ради достижения двух целей.

Первой из них является отказ от зависимости от людей, что подразумевает воздержание от принадлежащего людям, когда человек не просит у них этого ни прямо, ни косвенно153. Именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал Умару, да будет доволен им Аллах:

"Возьми это. Если достается тебе что-нибудь из этого имущества, (завладеть) которым ты не стремишься и которого не просишь, бери его, что же касается всего прочего, то не подчиняй этому свою душу".

Ахмад, Аль-Бухари, Муслим, Ан-Наса'и и Ад-Дарими

Таким образом, действенным средством, помогающим прийти к воздержанности, является отказ от устремлений сердца и просьб, когда человек старается проявлять воздержанность и считает, что надежда на милости людей и устремление сердца к этим милостям – вещи недостойные.

Высшим проявлением этого становится борьба с собственной душой ради достижения второй из вышеупомянутых целей, а именно — способности обходиться лишь тем, что дает Аллах, и убежденности в том, что вполне достаточно полагаться на Аллаха. И действительно, тому, кто уповает на Аллаха, бывает этого достаточно, но это и является желанной целью. Если же говорить о первой цели, то она служит лишь средством достижения второй. Старание человека воздерживаться от всего того, что принадлежит другим и что он может получить от них обязательно укрепляет его связь с Аллахом, его надежду на Всевышнего и его стремление к благодеяниям и милостям Аллаха, и он начинает хорошо думать о своем Господе и доверять Ему. Что же касается Аллаха Всевышнего, то по отношению к Своему рабу Он будет таким, каким тот будет Его себе представлять, и если представления раба будут благими, то он получит благое, если же представления его об Аллахе будут иными, то он и получит иное. Каждое из рассмотренных нами дел питает и укрепляет собой другое, а поэтому чем больше укрепляется связь раба с Аллахом, тем слабее становится его связь с людьми, и наоборот.

Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху Всевышнему с нижеследующей мольбой:

"О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержанности и богатстве" 154.

Муслим

В этих словах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил все благое, так как под "руководством" здесь имеется в виду полезное знание, а под "благочестием" — праведные дела и отказ от всего запретного, в чем и заключается смысл понятия благочестия в религии.

Высшим проявлением подобного благочестия становится благочестие сердца, его спокойствие, достигающееся благодаря воздержанию от обращений с просьбами к людям, и отсутствие потребности в чем бы то ни было, кроме Аллаха. Истинно богат лишь тот, кто не нуждается ни в чем, кроме Аллаха, даже если достается такому человеку немногое, а богатство не определяется обилием имущества. Богатством следует считать только богатство сердца, и лишь благодаря воздержанности и такому богатству раб Аллаха может прийти к благой жизни, благополучию в этом мире и удовлетворенности тем, что даровал ему Аллах.

Далее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " ...а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым...", после чего упомянул о том, что если Аллах наделяет Своего раба терпением, это становится самым лучшим, щедрым и великим даром и помощью во всех делах раба.

Аллах Всевышний сказал:

"Обращайтесь за помощью к терпению и молитве".

"Корова", 45

Здесь имеется в виду, что за помощью к этому следует обращаться во всех делах.

Если говорить о терпении, то для выработки его, как и для выработки любых иных достойных нравственных качеств, необходимо бороться с собственной душой и приучать ее к этому. Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " ...кто будет стараться проявлять терпение...". Здесь "проявлять терпение" значит бороться с собственной душой в стремлении обрести его. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " ...Аллах сделает терпеливым". Это значит,

что Он поможет человеку. Терпение и в самом деле является величайшим из всех даров, ибо оно имеет отношение ко всем благим делам и достойным качествам раба Аллаха, который нуждается в терпении в любых обстоятельствах.

Так, терпение необходимо ему для того, чтобы повиноваться Аллаху и исполнять свои религиозные обязанности, и для того, чтобы отказываться от ослушания ради Аллаха, и для того, чтобы не роптать, когда предопределенное Аллахом причиняет ему боль. Но еще более необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда Аллах оказывает человеку Свои благодеяния и он получает то, что любит его душа, чтобы не позволять ей предаваться достойной порицания чрезмерной радости, а вместо этого обращаться к Аллаху со словами благодарности. Таким образом, человек нуждается в терпении всегда, и только благодаря терпению он может достичь успеха. Вот почему, упоминая о тех, кто окажется в раю, Аллах Всевышний сказал:

"... райские сады, куда войдут они вместе с праведными из числа своих отцов, жен и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): "Мир вам за то, что вы были терпеливы!" И прекрасно воздаяние этой обителью!"

"Гром", 23-24

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение легким и благоприятным, о чем поэт сказал так:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,
но плоды терпения будут слаще меда.

И Аллах Всевышний также сказал:

"Такие получат в награду наивысшее место (в раю) за то, что они проявляли терпение...".

"Различение", 75

Из этого ясно, что они войдут в рай, познают его блаженство и займут в раю высокое положение благодаря терпению. Однако это не значит, что раб не должен молить Аллаха об избавлении от испытаний, исход которых ему неизвестен. Просто, если он столкнется с чем-либо подобным, ему надо будет проявлять терпение; что же касается стремления к избавлению от всевозможных испытаний и бедствий, то оно является естественным и само собой разумеющимся, но если человека постигнет какое-нибудь несчастье, необходимо проявлять терпение, а за помощью следует обращаться к Аллаху.

В Своей Книге и через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) Аллах пообещал терпеливым высокое положение и огромную награду. Он пообещал, что будет помогать им во всех делах, что будет проявлять о них заботу, содействовать им и направлять их, что Он будет любить их и укреплять их сердца и стопы, что Он дарует им спокойствие, облегчит для них исполнение их религиозных обязанностей и убережет их от ослушания и что по милости Своей Он ниспошлет им Свои благословения, проявит Свое милосердие, первым обратится к ним в часы испытаний и бедствий и возвысит их до высших пределов в обоих мирах.

И Он обещал им оказать Свою поддержку, облегчить им путь к легчайшему и избавить их от затруднений, и Он обещал им счастье и успех, и Он обещал им награду без счета, и обещал им, что уже в этом мире Он даст им взамен больше того, что возьмет у них, и что награда за все перенесенные ими невзгоды будет огромной.

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение – легким и благоприятным:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,
но плоды терпения будут слаще меда.

152 То есть сделает так, что этот человек не будет испытывать нужды ни в ком и ни в чем.

153 Например, всем своим видом показывая другому, что он нуждается, или жалуясь в его присутствии на свои трудности, и т.д.

154 Это хадис, передается со слов Абдуллы ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow