Быстрое перемещение погребальных носилок

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "(Несите) погребальные носилки (с покойным) побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих".

Аль-Бухари и Муслим

Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: "(Несите) погребальные носилки (с покойным) побыстрее...", означают, что необходимо быстро обмыть тело, быстро завернуть его в саван, быстро отнести его на кладбище, быстро похоронить его и столь же быстро сделать все то, что связано с подготовкой вышеупомянутых действий, которые относятся к числу обязательного по возможности (фард аль-кифайа). Не следует торопиться лишь в тех случаях, когда задержка принесет больше пользы. Так, например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти, чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился сознания в результате какого-нибудь приступа. Точно так же необходимо повременить для того, чтобы на похороны собралось побольше людей или чтобы на них могли успеть родственники и другие люди из числа тех, кто обязательно должен присутствовать. Если говорить о велении пророка (мир ему и благословение Аллаха) спешить с погребальными носилками, то он объяснил, что это следует делать либо в интересах покойного, чтобы поскорее доставить его к тому блаженству, которое для него лучше пребывания на носилках, либо в интересах живых, которые благодаря этому смогут поскорее избавиться от зла.

Однако, если велено спешить с подготовкой покойного к погребению, то еще большую поспешность следует проявлять в деле освобождения его от бремени долгов и выполнения за него того, что он обязан был сделать139, так как покойный нуждается в этом в большей степени.

Эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) побуждают тебя проявлять заботу о твоем брате в исламе, как при его жизни, так и после смерти, и спешить делать то, что во всех отношениях пойдет ему на пользу. Кроме того, они побуждают к удалению от всего связанного со злом, а также к удалению от людей, преступающих запреты Аллаха, в том числе и в тех случаях, когда человеку приходится непосредственно соприкасаться с ними.

И этот хадис служит подтверждением того, что в период после смерти и до Дня воскресения140 людей ждут либо мучения, либо блаженство. На это указывают и многие другие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), из которых становится ясно, что данный период для каждого начинается с момента, когда покойного укладывают в могилу. Именно поэтому, в соответствии с шариатом, в подобных обстоятельствах положено постоять у могилы, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного, прося для него прощения и моля Аллаха о том, чтобы Он укрепил его141. И наконец этот хадис обращает внимание людей на то, что приводит к блаженству или мучениям в " барзахе ". К блаженству приводит праведность, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " ...ибо если он был праведным...". Праведность является многозначным понятием, подразумевающим, помимо всего прочего веру и покорность Аллаху и Его посланнику, что должно выражаться в доверии их словам, исполнении их велений и отказе от того, что было ими запрещено. Если же говорить о мучениях, то они станут следствием всего того, что с праведностью несовместимо и к чему приводит либо сомнение в истинности этой религии, либо совершение запретного, либо отказ от исполнения тех или иных религиозных обязанностей, поскольку в основе всего лежит именно это, о чем подробно говорится в хадисах и иных сообщениях. Вот почему Аллах Всевышний сказал:

"Будет гореть в нем только самый злосчастный, который посчитал ложью и отвернулся".

"Ночь", 15—16

Это значит: посчитал ложью слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отвернулся от этого.

138 Имеется в виду любое добровольно совершаемое человеком благое дело, возможности совершения которого он лишается в результате болезни или во время путешествия.

139 Речь идет, например, о возвращении хозяевам доверенного покойному имущества.

140 Этот период носит название "барзах".

141 То есть, моля Аллаха о том, чтобы Он помог покойному твердо и уверенно отвечать на вопросы двух ангелов, которые будут касаться его религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: