Хадис сорок девятый

НАГРАДА ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ РЕШЕНИЯ210

Передают со слов Абдуллы ибн Амра ибн Аль-Аса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если судья вынесет решение, проявив усердие 211, и окажется прав 212, ему — двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему — (одна) награда.

Аль-Бухари и Муслим

Под "судьей" здесь подразумевается человек, обладающий таким багажом знаний, который позволяет ему принимать соответствующие решения. Улемы указывали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть судьей. Некоторые из них заходили в этом слишком далеко, а некоторые ограничивались указанием на то, что для этого достаточно обладать такими знаниями, которые позволят ему выносить фетвы213, и это ближе к истине.

В данном хадисе содержится указание на то, что если невежественный человек станет судить и примет правильное решение, это будет означать, что он проявляет несправедливость и совершает грех, поскольку невежественному человеку вообще нельзя браться за это.

Кроме того, этот хадис указывает на то, что судья обязательно должен уметь искать и принимать самостоятельные решения, то есть заниматься иджтихадом, который бывает двух видов.

Первый вид иджтихада требует умения увязать вопрос, в связи с которым обращаются на суд, с установлениями шариата.

Суть второго состоит в применении соответствующих положений закона независимо от того, соответствует это интересам его близких и друзей или нет, чтобы все люди в этом отношении были для судьи равны и никому не отдавалось предпочтение под воздействием собственных пристрастий. Соблюдение этих условий позволит судье получить награду в любом случае, ибо если он найдет правильное решение, то получит двойную награду, а если ошибется, то одну. При этом его ошибка будет ему прощена, поскольку решить эту задачу было выше его возможностей, а обеспечение справедливости, как и всего прочего, зависит от способности.

Разница между судьей, который принимает самостоятельное решение и человеком, поддающимся воздействию своих пристрастий, состоит в том, что стремящийся к истине делает то, что ему предписывает шариат, руководствуясь благими намерениями, стараясь найти решение на основании того, что является для него очевидным, и учитывая те доказательства, которыми он располагает, тогда как пристрастный человек говорит, не основываясь на знании и не стремясь к установлению истины.

Хадис свидетельствует о достоинстве судьи, отличающегося подобными качествами, и о том, что он получит награду за каждое дело, по которому принимает решение.

Вот почему судопроизводство относится к числу важнейших обязанностей, ведь в случае возникновения споров или каких-нибудь сомнений все люди обращаются за их разрешением к судье.

Судья должен прилагать все свои силы при осуществлении поисков самостоятельного решения, и если он найдет его, то выполнит свой долг, сможет снискать благо и получит великую награду, а Аллах знает об этом лучше.

210 Имеется в виду иджтихад, поиск самостоятельного решения таких вопросов, на которые нет прямых указаний в Коране и сунне.

211 То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

212 Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника.

213 Фетва - богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-нибудь дела с позиций шариата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: