О том, чем следует закалывать животных

Сообщается, что Рафи' ибн Хадидж, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Когда мы вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) находились в Зу-ль-Хуляйфе, люди стали страдать от голода, а потом они захватили верблюдов и овец221. (В это время) пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился позади людей, которые поспешно принялись закалывать животных и ставить котлы (на огонь). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел опрокинуть котлы222, что и было сделано и стал делить (добычу), приравняв десять овец к одному верблюду. При этом один верблюд убежал, и люди гонялись за ним, пока не лишились сил, (в то время) лошадей у них было мало. Один из них пустил (в этого верблюда) стрелу, и (так) Аллах остановил его. Потом (пророк) сказал: "Поистине, некоторые из этих животных одичали и стали подобны диким зверям, и если какое-нибудь из них не подчинится вам, поступайте с ним так же" 223. Я сказал: "Поистине, мы думаем (или: мы опасаемся), что завтра здесь будет враг, а у нас нет ножей, так можно ли нам резать их тростником224? " (Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " (Пользуйтесь) всем, с помощью чего можно выпустить кровь, и ешьте все то, над чем было произнесено имя Аллаха, но не (закалывайте животных) клыками и когтями, и я скажу вам: что касается зубов, то это — кости 225, что же касается когтей, то они используются как ножи эфиопами 226 ".

Аль-Бухари и Муслим

Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) "... с помощью чего можно выпустить кровь..." и далее имеют отношение ко всему, с помощью чего можно выпустить кровь, независимо от того, идет ли речь о железе, меди, бронзе, тростнике, дереве, острых мелких камешках или чем-нибудь еще. Это распространяется также и на все то, что может проникать в тело за счет своей остроты, а не за счет удара, например на пули.

Это распространяется и на все то, на что охотятся с помощью лука и стрел или же с помощью дрессированных собак и птиц, если перед тем, как выстрелить или спустить собаку, охотник произносит имя Аллаха.

Что касается места, которое следует перерезать, то им является глотка и пищевод, и если их перерезать, то этого достаточно, но будет еще лучше, если при этом окажутся перерезанными и яремные вены.

Если же говорить об охоте, то для того, чтобы добыча стала дозволенной к употреблению в пищу, достаточно ранить животное в любое место тела, в зависимости от обстоятельств.

То же самое относится и к тем случаям, когда верблюд, корова или овца бросаются бежать и догнать их не представляется возможным, так как в подобных обстоятельствах животное приравнивается к дичи во время охоты, как и указывается в данном хадисе. При этом также достаточно будет ранить его в любое место, а если после этого оно останется в живых, то его необходимо будет дорезать.

Таким образом, здесь установление взаимосвязано с конкретной причиной, и если животное невозможно догнать, то оно приравнивается к дичи, на которую идет охота, будь это даже домашнее животное. Подстреленное животное, в том числе и дикое, обязательно нужно дорезать.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал, что нельзя закалывать животное клыком (зубами), объяснив причину запрета тем, что это кость, и указав также, что несмотря на то, что с помощью костей можно выпустить кровь, использовать их для подобных целей нельзя.

Говорят также, что этого нельзя делать по двум причинам: потому что это клык (зуб) и потому что это кость, однако, поскольку речь все же идет о зубах, правильным является первое.

То же самое относится и к когтям (ногтям), которыми нельзя закалывать ни птиц, ни что-либо иное.

Итак, при закалывании необходимо соблюдать ниже перечисленные необходимые условия: следует выпустить кровь из того места, которое перерезается, закалывать животное должен либо мусульманин, либо кто-нибудь из обладателей Писания227, а над животным необходимо произнести имя Аллаха.

Если же говорить об охоте, то здесь требования не столь строгие, как об этом уже упоминалось раньше, поскольку животное может быть ранено в любое место. Кроме того, на диких животных можно охотиться и с помощью дрессированных собак и птиц, произнося имя Аллаха, прежде чем натравливать их на добычу, а Аллах знает об этом лучше.

221 Имеется в виду, что эти верблюды и овцы были частью военной добычи.

222 Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был недоволен тем, что люди принялись резать животных и готовить себе еду до раздела военной добычи.

223 То есть стреляйте в него.

224 Подразумеваются острые края расщеплённого тростника.

225 Имеется в виду, что ими невозможно зарезать животное должным образом.

226 Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел сказать, что эфиопы являются неверными и мусульманам не следует подражать им.

227 То есть иудей или христианин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: