Лекция № 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Учение Цицерона о государстве и праве

Единственный римский политический писатель, долгое время влиявший на мир, - Цицерон (106-43 гг. до Р. X.). Характерно, что он - не философ, а законник и государственный деятель, занимавший самые высокие посты.

Цицерон страстно верил в умеренность, согласие и конституцию - такая вера процветает лучше всего в период стабильности. Когда стабильность подорвана, конституционализм могут спасти лишь социальные и экономические реформы. А когда умеренные и честные люди терпят поражение, их места занимают демагоги и диктаторы и часто проводят (хотя и в искаженном виде) те реформы, которыми консерваторы могли бы спасти традиционную форму правления, проведи их они вовремя.

Два главных труда Цицерона - "Республика" и "Законы" явно написаны в ответ на одноименные труды Платона. Во многом Цицерон подражает Платону и Аристотелю. Однако Платон и Аристотель никогда не шли дальше концепции города-государства. О человечестве они не думали: мир делился на греков и всех прочих - варваров, которых греки вправе порабощать (как прямо сказал Аристотель). Взгляд Цицерона более универсален, на него повлияла служба в Риме и провинциях, а также учение стоиков, распространившееся в Средиземноморье в эпоху эллинизма. Цицерон верил в миссию Рима, но полагал, что единства империи можно достичь лишь путем свободы и самоуправления - "римляне, защищая своих союзников, стали владыками мира". В каждой империи народ, основавший ее, живет лучше подвластных народов, но Римская империя продержалась так долго, потому что ее власть редко бывала оскорбительной и невыносимой. Цицерон считал, что весь мир - "одно общество, члены которого и боги, и люди" и что есть закон, "действительный для всех народов во все времена". В отличие от греков он говорил, что "человек любой расы может достичь высот, если найдет себе учителя"

Платон верил, что если главные принципы государства найдены, процесс правления можно предоставить правительству. Главное для него (и для Аристотеля) - не закон, а философия. Цицерон - римлянин, юрист, практик, опытный администратор - всегда твердит о законе. "Государство - это общество Закона".

Власть закона важна. "Хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но, по крайней мере, права перед законом должны быть равными".

Цицерон черпал веру в закон как основу цивилизованной жизни не только из римской действительности, но и из личных убеждений. "Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать".

Но он не думал о законе в терминах формальной власти и принуждения. "Праведный закон - разум в согласии с природой", т. е. нечто данное, а не навязанное, рождено ли оно откровением свыше или логическими выводами.

Считая человека единственным разумным существом, Цицерон вновь подчеркивает единство человечества. Все люди могут мыслить, и, значит, "все они могут мыслить правильно" (т. е. иметь общую концепцию закона и справедливости).

Еще одно в Цицероне делает его ближе к христианству, чем к античности: представление о связующей силе любви. Платон и Аристотель как чистые рационалисты считали человека по природе общественным животным, а государство - конечной стадией нужды человека в обществе. Чувства и инстинкты человека - только сырье, из которого творческий разум создает социальные и политические учреждения, и только разум может служить мерой вещей. Не степенью любви оценивается сущность государства. Цицерон же полагал, что основа закона в естественном нашем стремлении любить друг друга.

Если цели государства справедливы, говорит Цицерон, то неважно - монархия ли это, аристократия или демократия. Но, не доверяя полностью этим формам, он стоит за "сбалансированную" комбинацию их, т. е. смешанную конституцию. Он также идет дальше Аристотеля, подчеркивая важность согласия народа и свободы. "Свобода может жить только там, где власть народа велика; конечно, нет ничего слаще свободы, но если она неодинакова для всех, то не заслуживает своего имени". Принцип народного согласия был обычен для римского юриста, концепция народа (populus) как политической и законной силы в Риме походила на современную концепцию народного суверенитета.

Римские юристы о праве и его видах

Деятельность римских юристов оказала огромное влияние на разработку основ юриспруденции как самостоятельной отрасли знаний, учения о праве и его видах.

Хранителями правовой традиции в Древнем Риме долгое время оставались, несмотря на отделение сакрального права от гражданского, верховные жрецы-понтифики. Истоки светской юриспруденции принято связывать с именем Гнея Флавия, опубликовавшего сборник юридических формул, используемых по закону в процессе (цивильное право Флавия). Начало публичному обучению юриспруденции было положено в 253 г. до н. э. верховным понтификом Тиберием Корунканием.

Своего наивысшего расцвета римская юриспруденция достигла в эпоху ранней империи (первые века нашей эры), когда императоры, не обладавшие законодательной властью, стремились заручиться поддержкой юристов, получивших специальное право давать ответы от их имени (jus respondendi). Последние стали обязательными для использования судьями, а также часто приравнивались к закону. Римские юристы также выступили в качестве авторов сочинений, написанных на правовую тему. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 е н. э.), которые давали сжатое и логически выстроенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту.

Впоследствии, когда полномочия императоров возросли и их власть приобрела характер неограниченной, положения римских юристов классического периода сохранили свой авторитет.

Так, император Валентиниан III в 426 г. до н. э. специальным законом о цитировании придал законную силу формулам пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Уггьпиана и Модестина. Кроме них законом признавалось значение положений так называемых "цитируемых юристов": Сабина, Сцеволы, Юлиана, Марцелла. Позднее сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, императора Восточной Римской империи (VI в. н. э.). Стремясь навести порядок в судах, Юстиниан поручил немногочисленной коллегии выдающихся юристов составить Дигесты, что можно перевести как "собрание юридических текстов". Авторы включили в Дигесты наиболее значительные мнения и определения 39 выдающихся римских юристов Ив. до н.э. - Шв.н.э. Было изучено 2000 книг, из которых взято 150 тысяч строк. Более других цитируются Ульпиан, Павел, Целез-сын, Лабион, Эмилий Папиниан. Дигесты состоят из 50 книг. В совокупности с другими частями юстиниановой кодификации Дигесты образуют основу "Свода римского права".

В чем сущность правовых воззрений римских юристов? Римские юристы выводили понятие права из мирового всеобщего закона природы. Источником права они считали мировой божественный разум. Так, Ульпиан определял правосудие как "познание божественных и человеческих дел, науку о справедливом и несправедливом".

В составе права юристы выделяли три части: 1) естественное право (jus naturale); 2) право народов (jus gentium); 3) право граждан (jus civile).

В соответствии с римской правовой традицией, естественное право распространялось на людей и животных. К его установлениям относились брак, семья и воспитание детей.

Что касается права народов, то оно касалось только людей. Исходя из этого права, римляне строили свои отношения с покоренными народами, соседними государствами. Правом народов, соответственно, были введены война, основание царств, международная торговля и другие установления. К праву народов римские юристы относили установление рабства и отпущение рабов на волю, поскольку и то, и другое не было собственно римским институтом, а также такие гражданские правоотношения, как "разделение имуществ, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены непосредственно римским правом". Третий элемент права, право граждан (цивильное право) регулировало отношения между свободными римлянами. Цивильное право рассматривалось как "собственное право государства", а его источниками являлись законы, решения плебеев, постановления сената, декреты "принцепса" и мнения мудрых.

По воззрениям римских юристов, всю совокупность правовых велений следует делить на две части: право частное и право публичное. К последнему, по известному определению уже упоминавшегося Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые "относятся к положению римского государства" как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается "пользы отдельных лиц". Храмы и публичные дороги, например, были объявлены областью публичного права, тогда как отношения, связанные с правом собственности или владения, семейным и наследственным правом, обязательствами и пр., - областью права частного. Это деление признавалось верным в средние века в тех странах Европы, где было заимствовало римское право. Оно укоренилось и принимается как должное и в наши дни.

Частному праву римские юристы уделяли основное внимание, заложив в своих трудах основы теории гражданского права - цивилистики. В рамках данной отрасли права юристы занимались разграничением видов сделок, выработкой формул исков, определением правомочий собственников и других субъектов права. В области публичного права римскими юристами разрабатывались правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряда других институтов гражданского и административного права. В публичном праве ими проводились идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Творчество римских юристов оказало огромное влияние на последующее развитие правовой мысли. Многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Политические и правовые идеи первоначального христианства

В начале I в. н. э. христианское вероучение, зародившись на территории маленькой римской провинции Палестины в рамках одной из местных иудейских сект, стало распространяться в Восточном Средиземноморье и к середине столетия проникло в Рим. Проповедь новых религиозных идей пала здесь на подготовленную почву. Римское общество, достигшее наивысшего раскрытия рабовладельческих отношений, переживало сложный период своей истории; римская империя характеризовалась рядом контрастов: бесправием рабов и деспотизмом господ, безумной роскошью и ужасающей нищетой, могуществом власти и безропотной покорностью. Все это сочеталось с размыванием моральных ценностей и нравственным вырождением.

Не случайно, что новая религия основывалась прежде всего на резком неприятии сложившихся норм жизни. В одном из наиболее ранних и радикальных по характеру текстов Нового завета - Апокалипсисе (Откровения святого Иоанна Богослова) - с огромной силой прозвучало осуждение Рима как "великой блудницы", как нового развратного Вавилона со всеми его "мерзостями".

Раннее христианство, заявив себя учением угнетенных низов, обездоленных и страждущих слоев общества, ориентировало их на покорность властям предержащим и непротивление злу насилием. Эти основополагающие принципы христианской морали исходили из реалистического учета сложившейся в Римской империи ситуации, в частности, практической невозможности открытого выступления против могучей римской армии со стороны разрозненных и малочисленных христианских общин.

Наряду с покорностью, христианские лидеры проповедовали всеобщее равенство (равенство понималось ими как равенство "во грехе", "равенство рабов божиих"). Не стоит путать религиозное равенство с социальным: в некоторых евангелических текстах даже оправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам. Кроме того, христианство основывалось на осуждении богатства и стяжательства ("скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небесное"), на подчеркивании всеобщей обязанности трудиться ("не трудящийся да не ест").

Несмотря на это, к середине II в. в христианские общины, наряду с бедным людом, стали проникать и богатые адепты, разочаровавшиеся в ценностях античного образа жизни. Многие верующие отказывались в пользу общин от части своего имущества, передавали им свое наследство и т. д. Постепенно усложняется внутренняя организация общины. Вместо саморегулирующихся собраний, на которых выступали бродячие проповедники, устанавливается определенный порядок, избираются постоянные пресвитеры (руководители) и их помощники - диаконы. Для наблюдения за растущим имуществом общины избирается постоянное должностное лицо - надзиратель (епископ).

Среди христианских общин империи к концу II в. стала выделяться в силу своего столичного положения и богатства община Рима и расти авторитет ее главы, римского епископа, который будет закрепляться в последующие столетия.

Усилившаяся церковь настойчиво стремилась к союзу с императорской властью. Христианские авторы - апологеты стремились доказать римской власти, что новая религия не только не опасна рабовладельческому обществу и императору, но и является их надежным союзником. Первоначальное осуждение императорской власти сменилось культом императоров, включавшим требование поклоняться им как богам: "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие - Богу".

Христианская церковь с ее призывом подчиняться власти явилась вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV в. поддержал церковь (по его инициативе был созван первый церковный собор), его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 г. в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Распад Римской империи в конце IVв. на Западную и Восточную привел к расколу христианской церкви. В Западной империи, где власть императора ослабевала, позиции церкви постепенно усиливались. В V в. всесильный римский епископ был провозглашен папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти и собственной непогрешимости, римский папа сумел поставить свой авторитет выше авторитета государей средневековой Европы, соперничавших друг с другом и искавших его поддержки.

Теократическая доктрина Августина Блаженного

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430 гг. н. э.). Учение Августина явилось определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу.

Мировоззрение Августина было теократическим, - он и его последователи считали познание бога единственной целью, единственной ценностью человеческого духа.

Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но в то же время все эти процессы трактуются им как обусловленные божественной волей. Так, мыслитель утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т. е. по наследству, ни по выбору - власть принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, - так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.

К формам государства Аврелий Августин проявляет некоторое безразличие. В этом его учение отличается от воззрений греческих и римских мыслителей классической эпохи, придававших исключительное значение поискам совершенной государственной системы. Выбор формы Августин считает делом второстепенным, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, т. е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.

Отношение церкви к государству, духовной власти к светской - вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство обязано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть ставится Августином выше светской, так как только церковь является истинным государством и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Данная идея была сформулирована мыслителем в его самой главной и обширной работе, названной "О граде божьем".

В этом сочинении мировая история человечества рассматривалась как история борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства света (бога) и царства тьмы (дьявола). Царство дьявола Августин связывал с государством, а царство бога - с церковью (это и есть тот "град божий", который вынесен в заглавие книги).

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это область непрерывной борьбы, войны, конфликта, противостояния различных слоев общества, различных народов. Государство - царство греха. В отличие от государства, церковь основана на самоотверженной любви человека к богу. Живший в эпоху упадка Западной Римской империи Августин писал: не случайно, что империя слабеет, а церковь крепчает. Аларих со своими вестготами победил Рим, но еще раньше варвары были побеждены церковью, обратившей их в христианскую веру.

Учение Августина соответствовало политическим притязаниям римско-католической церкви, - поэтому она широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван блаженным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: