Лекция № 5. Политические и правовые учения в Западной Европе: эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями активно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальянских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны. Эта потребность нашла свое выражение в новых подходах к политике, в новых концепциях, каждая из которых по-своему отрицала и преодолевала еще господствующую средневековую теологическую концепцию политики и утверждала новый взгляд на политическую жизнь благодаря существенным сдвигам мировоззренческого и методологического характера.

Основания новой науки о политике заложил выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Наука о политике - это холодная инструментальная наука, которая учит тому, как достигать результатов, а не тому, как следовать ценностям. Она вырабатывается людьми, не чувствующими себя связанными заветами и кодексами того или иного общества. Макиавелли борется с воображением как с самым опасным врагом. Он утверждает, что надо видеть вещи такими, каковы они в действительности, а не такими, какими они должны быть. Научную основу его учения составляет "правда настоящая", данная через опыт и наблюдения. О времени, в котором жил Макиавелли, говорят, что искусство там существовало, но не было науки. Благодаря трудам Н. Макиавелли схоластика вытеснялась, умирала, но зато рождалась наука.

Политика, по мнению Макиавелли, - это относительно автономная, рациональная и аналитическая сфера человеческой деятельности. Политические изменения в ней происходят не по воле божьей и по прихоти людей, а совершаются под воздействием действительного хода вещей. Политику он отделял как от морали, так и от религии. Политика основана только на опыте и силе. Цель в политике оправдывает средства, но только тогда, когда народ развращен.

Ключевым термином политической науки Макиавелли является термин "государство", политическое состояние общества. Теократическому государству Макиавелли противопоставляет самостоятельное независимое государство. Но государство не довольствуется тем, что оно самостоятельно. Оно само лишает самостоятельности все и вся, ибо государство наделено правами. Поле деятельности государства - это реальный мир, существующий в конкретных условиях места и времени. Управлять государством - значит понимать силы, движущие миром, и регулировать их. Государственный деятель - это человек, который умеет измерять эти силы, оперировать ими и подчинять их своим целям. Цель должна быть законной.

Человек, по Макиавелли, - это человек политический, активный, деятельный, разумный и одновременно эгоистичный. Макиавелли верит в человека, учит его быть человеком, познающим природу и историю, понимающим смысл своей жизни в созидании ради родины и исповедующим принцип равенства и свободы. На этой основе строится зрелая эпоха жизни человечества, по возможности освобождающая от воздействия воображения и страстей, ставящая перед собой ясную, серьезную цель, достигаемую точными средствами.

"Государю" Макиавелли суждено стать настольной книгой не только для Государя, но и для Гражданина на века, ибо природа человека и природа политики в целом остается неизменной.

Политико-правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось антифеодальное и антикатолическое общественное движение за "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви.

По своей социальной базе это движение представляло собой совокупность разнообразных общественных сил, объединенных общим стремлением перестройки взаимоотношений церкви и государства, упрощения и демократизации церковного устройства, преодоления традиции толковать Священное писание как единственный источник религиозной истины. Папистская католическая традиция присвоила себе монополию на толкование Священного писания и воли самого Господа Бога. Католическая церковь исходила из невозможности прямого диалога мирян с Богом, утверждая, что самостоятельно миряне не могут выработать "правильного" теистического мировоззрения и потому нуждаются в неустанной опеке церкви. Церковь потому имеет право вести паству, не испрашивая ее согласия, так как лучше знает высшие интересы этой паствы, а это в свою очередь связано с подчинением церкви Божественной воле. На интерпретацию последней имеет право только церковь, - всякий свободный индивидуальный дискурс о Боге и Божьей воле изначально признавался кощунственно-профаническим. Никакие личные подвиги смирения и святости не ведут человека к спасению, если совершаются помимо церкви. Все это означало особый тип неравенства людей, причем в вопросе, касающемся поистине самого главного: спасения души.

Монополия церковного клира на духовно-спасительные вопросы стала вызвать растущее раздражение, завершившееся взрывом Реформации. Реформация - религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Оно ознаменовалась национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новым, более независимым отношением верующих с клиром.

Основными направлениями политико-правовой идеологии Реформации были лютеранство и кальвинизм.

Немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1456) стоял у истоков реформации и был идеологом бюргерского крыла этого движения. Восстание Лютера против самоуверенных доктринеров папизма, профанированных душеспасительных практик опиралось на следующие идеи:

1. Принципиальная непознаваемость Божественной воли. Все люди равны в своем полном неведении промысла Божьего.

2. Принципиальное одиночество совести, бремя которой не на кого переложить. Этот тезис по сути излагал ненужность целого класса профессионалов, сделавших свою карьеру на великом учении спасения, "знание" которых обесценивалось.

3. Принципиальная посюсторонность и связанная с ней этика ответственной повседневности. Молчание бога, воля которого не может быть явлена в каких бы то ни было доктринальных откровениях, заставляла протестанта искать подтверждение своей избранности исключительно в успехе своих практических повседневных начинаний. Аскеза при этом не устранялась, а переносилась на мирскую жизнь. Утверждался принцип индивидуального религиозного опыта и индивидуального спасения.

Крестьянско-плебейскую оппозицию католической церкви возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Пик этой борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Т. Мюнцер, выступивший против социального неравенства, засилья церкви, тем не менее отрицал лютеровское понимание светского государства, которому все подданные должны быть покорны. Политическая программа Т. Мюнцера носила ярко выраженный демократический характер. Он выступал за государство "общей пользы", где нет классовых и имущественных различий.

Ж. Кальвин (1509-1564) в трактате "Наставление в христианской вере" утверждал о божественном предопределении, что значило: происхождение и привилегии феодалов ничто; долг же каждого трудиться и быть рачительным хозяином.

Таким образом, идеи Реформации, носившие пробуржуазный характер, заложили основу для массового сознания западного человека, где он сам для себя высшая ценность и высший гарант.

Политические идеи "тираноборцев". Этьен де Ла Боэси

Идеологи Реформации с разных сторон и теоретически, и практически расшатывали основы феодального строя, несли в жизнь такие идеи, которые до сих пор являются доминантой массового сознания Запада. Основным достижением политико-юридической мысли того времени является тезис свободы мысли и совести.

Особый вклад в развитие политико-юридической теории внесли так называемые политические писатели, выражавшие интересы имущих элементов оппозиции и прежде всего дворянства. В трудах Ф. Гетмана, Юния Брута, Т. Беза, Дж. Бьюкенена обосновывалась идея суверенитета народа (феодальной знати), его верховенство даже над государем, скрепленное договором, делающим власть государя законной. Если же монарх нарушает законы, то народ имеет право сопротивляться тирании. Тираноборцы, как стали называть этих писателей, решительно выступили против институтов старой сословно-представительной системы власти в пользу единой национальной государственности. Дальше всех в своей критике абсолютной власти монархов пошел Этьен де Ла Боэси (1530-1563). В своей работе "Рассуждение о добровольном рабстве" он отвергал монархический строй как античеловеческий, антигуманный, который в свое время был навязан обманом. Причину утраты людьми своей естественной свободы он видит в том, что люди трусливы и готовы подчиниться сильной власти, что люди неоправданно благоговеют перед любой властью, в том числе и тиранической, что людям внушили авторитет власти, предварительно лишив их свободы. Основной пафос Э. де Ла Боэси заключается в том, что люди должны осознать, что живут в добровольном рабстве.

Идеологи Реформации решающим образом расшатывали феодально-церковные порядки, демократизировали политическую мысль, закладывали основу политико-юридической теории, введя в научный обиход такие понятия, как "суверенитет народа", "общественный договор", "законность государственной власти".

Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства

В последней трети XVI в. Франция стала ареной длительной религиозной борьбы между католиками и протестантами, вылившейся в кровавую Варфоломеевскую ночь 1572 г. Ожесточенное религиозное противоборство, экономический упадок страны, недовольство феодальной аристократии высокими государственными налогами, ухудшающееся положение народных масс из-за феодальной и зарождающейся капиталистической эксплуатации создавали реальную угрозу существования самого государства.

В этот период появляются труды Жана Бодена (1530-1596), в которых автор утверждает, что только сильная королевская власть может встать над распрями, установить мир и сохранить государство. Главный труд Ж. Бодена - это "Шесть книг о республике", в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, на его функции, формы государственного правления, а также на другие проблемы политике-правовой жизни общества того времени.

Государство определяется им как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала способны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием географии, климата, почвы, что сказывается на форме правления того или иного государства.

Государство - это объединение семейств. Глава семьи является прообразом государственной власти и наделяется статусом гражданина. Прочность института семьи обеспечивает прочность и стабильность самого государства. Поскольку государство - это союзная связь семейств, постольку оно руководствуется общими интересами.

Особое внимание Жан Боден обращает на то, что государственное управление носит правовой характер и соответствует национальной системе положительного права. Основной вклад Ж. Бодена в развитие политико-правовой теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Заслуга его заключается не в оперировании этим понятием, а в том, что он всесторонне разработал теорию суверенитета.

Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти - ее верховный характер. Речь шла о безусловной независимости государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над ним или рядом с нею. "Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики", - писал он. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин.

Данные права не могут быть ни уступлены, ни изъяты, кроме того, никакая давность не может лишить суверена этих полномочий.

Из всех форм правления он отдавал предпочтение монархии. Демократия и аристократия рассматривались им как промежуточные ступени движения к монархии. Монархия, как никакая другая власть, отвечает требованиям суверенитета, который един, неделим, непрерывен и безусловен. Сам монарх - источник права и закона. Ж. Воден рассматривает монарха как абсолютного суверена, но абсолютность правителя при этом ограничена божественным и естественным правом, признанием права частной собственности и принципа веротерпимости Суверенитет не означает произвол власти.

Идеальной формой государства для Франции, по мнению Бодена, является королевская монархия, где суверенитет принадлежит целиком монарху, а управление страной носит аристократический и демократический характер.

Таким образом, Ж. Боден закладывал теоретический фундамент для будущих просвещенных конституционных монархий.

Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в "Утопии" Т. Мора и в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца"

В XVI-XVII вв. заметным критическим направлением политико-правовой мысли стал европейский социализм. Яркими представителями этого антибуржуазного учения были Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1508-1639).

Всемирную известность принес Мору его трактат "Утопия" (1516) - маленькая книга, которая дала начало новому жанру литературы и название методу теоретизирования. "Утопия" Мора - продукт эпохи Ренессанса, когда люди в Западной Европе переосмысливали свои отношения не только с церковью, но с государством и друг с другом. Резко критикуя существующие порядки, государственное устройство, он взамен предлагал идеальное общество фантастического острова Утопия. Общество, которое описывает Мор, авторитарно, патриархально, иерархично, признающее и использующее институт рабства. Все в этом обществе трудятся во имя общего блага. Деньги отсутствуют, собственность общая, нет эксплуатации человека человеком; все подчиняются законам. За работающими наблюдают чиновники, которые также почитают законы и разумно управляют жизнью людей. Общественная модель государства-монастыря изначально обречена, несостоятельна. Ибо жизнь людей в прокрустово ложе экономического равенства и духовной убогости не уложить. Однако, несмотря на это, идеи утверждения общественной собственности взамен частной находили широкий отклик в общественных низах, влачащих жалкое существование и жаждущих социальной справедливости

Форма правления у Т. Мора сочетала в себя черты различных форм правления, т. е. носила смешанный характер.

В "Городе Солнца" Т. Кампанеллы много внимания уделяется детальному описанию жизнеустройства города-государства соляриев. Публичная власть складывается из трех ветвей, которые возглавляют три правителя по имени Мощь, Мудрость, Любовь. Этим правителям подчинены три начальника, каждый из которых распоряжается тремя должностными лицами. Всю управленческую пирамиду венчает верховный правитель - Метафизик, в руках которого сосредотачивается светская и духовная власть, от которой он сам может отказаться, если в обществе, на его взгляд, появился человек, превосходящий его в способностях управлять государством. Нижние этажи власти проходят процедуру избрания и зависят от народа. Вся остальная жизнь общества полностью расписана и регламентирована. В ней также нет места частной собственности, господствует принцип всеобщности труда, равенства и справедливости. Во всем царит угнетающий дух однообразия. Человек со своими индивидуальными интересами и потребностями потерян в таком обществе.

Мечтая об идеальном государстве, представители европейского социализма как бы "забывали" о человеке и всю мощь своего интеллекта направляли на то, как "разумно" управлять этим человеком с помощью государства, и тем самым закладывали теоретические основы для возникновения новой формы всеобщего рабства людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: