Лекция № 7. Политические и правовые учения во Франции XVIII века

Политико-правовое учение Ш. Монтескье

Выдающимся деятелем французского Просвещения, создателем первой в идеологии просветительства развернутой политической доктрины, был Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и Монтескье (1689-1755).

В 1721 г. Монтескье анонимно издает имевшие огромный успех "Персидские письма", сатиру на церковь и на неразумие и несовершенство французской жизни. В 1733 г. выходят в свет "Размышления о причинах величия и падения римлян", а в 1748 г. появляется плод двадцатилетнего труда "О духе законов". Именно эта книга обессмертила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей.

В своем основном произведении великий просветитель стремился раскрыть закономерности развития государства и права. Как прочие французские философы XVIII в. Монтескье верил в прогресс и разум, но название книги говорит, что Монтескье шел дальше века Просвещения. Его интересовали не законы, а дух законов. Обычно считается, что можно логически обосновать основные принципы единого для всех времен и народов закона, сведя к минимуму разницу в законах, считая ее случайной.

Монтескье различал три вида законов: закон наций (относящийся к международным делам), закон политический (регулирующий отношения правительства и граждан) и закон гражданский (говорящий о взаимоотношениях граждан) И Монтескье занимает не генеральный закон, а его подвиды. Ибо "закон зависит от климата страны, ее местоположения" и размеров, плодородия, основных занятий народа (земледелие, охота, скотоводство), уровня свободы, который могут выдержать жители, их наклонностей, числа, богатства, обычаев. Как философ века разума, Монтескье указывает, что надлежит делать. Однако его рационализм основан на опыте, изучении учреждений, истории и среды, в свете чего законы нельзя сочинять, руководствуясь своей фантазией, "законы возникают из натуры вещей".

Монтескье - сторонник уравновешенной конституции, основанной на разделении властей. Его политический идеал - английская конституционная монархия. Английская свобода по его мнению, связана с системой управления. Либерала-аристократа, почитающего свободу мысли, собственность и старинные привилегии, потрясла система, сочетающая лучшие черты монархии (в исполнительной власти), аристократии (в палате лордов как верховном суде) и демократии (в законодательной власти палаты общин). Хотя эти три формы объединены в системе управления, действуют они в различных сферах. Иначе возник бы произвол и деспотизм. Монтескье отмечает дополнительный барьер против деспотизма: законодательная власть разделена между палатой лордов, представляющей аристократию, и палатой общин, представляющей народ.

Исполнительная власть, по мнению Монтескье, должна быть в руках монарха, независимого от законодателей. Он предостерегал, что если неисполнительную власть "доверить нескольким лицам, избранным парламентом, свободе конец". Его тревогу разделили творцы конституции США - и члены Конгресса не могут быть министрами. Вся полнота исполнительной власти у президента, избираемого отдельно от Конгресса.

Предпосылкой доктрины о разделении власти явилась мысль об ограничении роли государства; для Монтескье государство подобно ночному сторожу, поддерживающему порядок и охраняющему свободу и имущество граждан. Конечной же целью названной доктрины является обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы и превращение права в истинный регулятор взаимоотношений между государством и гражданами.

Нелегко подытожить философию Монтескье. Это любопытная смесь ненависти к клерикалам и деспотизму, стремления к свободе личности и сильного желания сохранить привилегии и собственность аристократов. Но упование на разум, изучение прошлого и забота о будущем, стремление к объективности и к реформам сделали Монтескье одним из влиятельнейших политических писателей современности, постоянно пересматриваемым, постоянно открываемым вновь.

Политико-правовые воззрения Вольтера

Виднейшим представителем французского Просвещения является Франсуа Вольтер (1694-1778) - писатель и философ, познакомивший Францию и всю континентальную Европу с учениями Д. Локка и И. Ньютона. Творчески восприняв эти учения, он приходит к пониманию философии, как великого орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества. Все произведения Вольтера проникнуты антицерковными настроениями; не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Считая, что в основе всех видов познания лежит опыт, он полагает, что последний однозначно свидетельствует об общественной природе человека. Общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей, предполагающее одинаковый статус гражданина, одинаковую защиту от закона и одинаковую защиту законом.

В 1769 г. Вольтер написал работу "О феноменах природы", в которой определенно выразил собственную позицию относительно главных условий "истинной жизни" человека, включавших соблюдение естественных прав, в частности свободы, равенство всех перед законом и собственность на продукты труда.

Создать "царство разума и свободы", где каждому предоставлены естественные права, можно, по мнению Вольтера, только устранив феодальные пережитки. К числу таких пережитков мыслитель относил абсолютистские порядки, сковывающие творческую инициативу и частнопредпринимательскую деятельность, характеризующиеся управленческим произволом, наличием крепостного права.

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало освобождать лишь с согласия владельца и за выкуп. В этой части учения, как считают исследователи, проявилось стремление Вольтера к компромиссу с дворянством.

Образец политической организации "царства разума" мыслитель видел в парламентских учреждениях Англии и, хотя теоретически отдавал предпочтение республиканской форме правления, в то же время считал ее труднодостижимой на практике.

Вольтер был сторонником законности, либеральных методов управления; его политический идеал, особенно в последние годы, приближался к идее разделения властей. Давая положительную оценку конституционной монархии, установившейся в Англии, Вольтер рассматривает как пример для подражания всю английскую политико-правовую систему: "наилучшие законы - в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы".

Французский мыслитель придавал первостепенное значение не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность и гуманность.

Значение творчества Вольтера определяется тем фактом, что в нем была намечена программа французского просвещения, поставлен ряд фундаментальных методологических проблем и заложены основы просветительской критики религии. Некоторые идеи мыслителя имели революционный характер, нацеливая общество на упразднение феодальных порядков и ликвидацию абсолютизма.

Ж. Ж. Руссо об общественном договоре, о народном суверенитете и его гарантиях

Жан Жак Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей философского материализма и идеологом радиальной политики. Свои политико-правовые идеи он изложил в работах "Об общественном договоре, или Принципы политического права", "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.

Происхождение общественного неравенства Руссо связывает с появлением частной собственности, прежде всего земельной. Очередной виток общественного неравенства связан с возникновением государства. Являясь сторонником теории общественного договора, Руссо, в отличие от Гоббса и Локка, положительно оценивает догосударственное состояние общества. По сравнению с ним, общество, обладающее государственностью, характеризуется рядом существенных недостатков.

В догосударственном обществе все индивиды свободны и равны друг другу, у них нет частной собственности и социального гнета. В дальнейшем, с возникновением частной собственности и имущественного неравенства, начинаются бедствия и страдания, связанные с неограниченным произволом богатых. Как средство ограничения этого произвола и защиты имущества возникает государство, однако оно, в интерпретации Ж. Ж. Руссо, несет с собой не добро, а зло, поскольку с момента его основания люди теряют свою естественную свободу, бывшую величайшим благом. Формирующиеся в процессе развития государства органы власти, пишет Руссо, постепенно "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".

Такое плачевное состояние общества, согласно взглядам французского мыслителя, может и должно быть изменено путем перезаключения общественного договора на новой основе. Тогда народ расторгнет неправедные отношения с сувереном и учредит новое государство, которое станет соблюдать и оберегать естественные права своих граждан. Это новое государство, имеющее своим сувереном народ, по определению не может, указывает Руссо, блюсти интересы, противоположные интересам составляющих его частных лиц, "поэтому подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти". Здесь каждый суверен одновременно является подданным: "каждый из нас отдает свою личность и всю мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого".

Суверенитет народа, считал Руссо, не может быть никем представлен в законодательной власти. Законы "самолично" ратифицируются народом. Подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях. Государство, в свою очередь, не может принуждать кого-нибудь верить в установленные догматы, но может изгнать из своих пределов всякого, кто в них не верит.

Как следует из приведенных высказываний, народовластие, по Руссо, означает, с одной стороны, свободу и равенство для всех, поскольку люди рождены свободными и равными перед естественным законом. С другой стороны, данная теория предполагает господство единой a priori данной воли народа, воплощенной в государственной власти, над индивидом, личностью.

Рассматривая народ в качестве источника и носителя государственной власти, Ж. Ж. Руссо предстает в качестве последовательного сторонника самоуправления народа, наилучшим образом реализующегося в республиканском строе. Демократия, поскольку она, по мнению мыслителя, воплощает только непосредственную власть народа, рассматривалась Руссо как возможная форма организации правительства лишь в государствах с небольшой территорией.

Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие на массовое сознание европейского общества, повлияла на развитие событий в ходе Великой Французской революции. Теоретические воззрения мыслителя, предполагавшие коренную перестройку государственной власти, послужили основой идеологии политического радикализма.

Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции

Теории общинного безгосударственного коммунизма возникли и развивались во Франции вXVIII в. Одним из наиболее известных теоретиков общинного социализма являлся Жан Мелье, изложивший свое мировоззрение в работе "Завещание".

В основе учения Ж. Мелье лежит своеобразное понимание естественного права как права трудящегося народа, направленного против монарха и дворянства, которые совместно, при помощи церкви, занимаются разорением и ограблением народа. В соответствии с данным постулатом, программа Мелье четко указывала, против кого должна быть направлена революция: против чиновников, родовой знати, монахов и аббатов, - в общем, тех, кто ничего не делает, а развлекается.

Мелье писал, что после революции будет образовано идеальное общество, состоящее из общин, где все заняты полезным трудом и имеют все одинаково хорошее: люди будут "сообща пользоваться одной и той же пищей, иметь одинаковую одежду, и одинаково хорошую обувь".

Об организации управления в будущем обществе Мелье писал, что "все должно происходить... под руководством самых мудрых лиц, стремящихся к развитию народного благосостояния". В целом, организацию управления будущим обществом, разработанную в рамках данной программы, трудно считать государственной. Ж. Мелье также полагал, что при строе общности отпадут причины войн, смут и мятежей, не станет судебных процессов по поводу собственности, а также воровства и других корыстных преступлений.

К числу виднейших теоретиков государственного коммунизма относится Морелли. Его основными произведениями являются "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов" и "Образец законодательства, согласно с намерениями природы".

Отталкиваясь от теории естественного права, Морелли изображал естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись законам природы (труд был обязательным, имущество общим, а управление принадлежало отцам семейств) и были свободны. Общественного договора, по мнению Морелли, не существует, а выход людей из природного состояния и отказ их от законов природы - результат нагромождения ошибок: на каком-то этапе развития общества, из-за перенаселения люди столкнулись с трудностями и, вместо того чтобы уточнить обязанности, кто-то разделил имущество. В результате возникла частная собственность. Вследствие этого появилось множество "жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться".

Морелли формулирует собственное понимание свободы, отличное от того, которое обосновывали буржуазные просветители. По его мнению, свобода - это "беспрепятственное и безбоязненное пользование всем, что может удовлетворить естественные (законные) желания". А раз так, то первый закон будущего общества должен гласить: "В обществе ничего не принадлежит кому бы то ни было, кроме вещей, необходимых для повседневного труда".

Единственным путем к восстановлению естественных законов Морелли считал просвещение, с помощью которого люди должны осознать вред частной собственности.

Одну из наиболее оригинальных концепций, в корне отличавшуюся от учений других утопических коммунистов, предложил Леже Мари Дешан. По Дешану, история человечества делится на три периода. Первоначально общество находилось в состоянии дикости, когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были невежественны и разобщены. Затем люди перешли в состояние законов: возникли собственность, неравенство, а также укрепляющие их законы, человеческие и божественные. Данное состояние общественного развития является крайне бедственным для человечества. В этот период достигает крайних степеней неравенство, социальный порядок поддерживается обманом, с помощью божественных законов и церкви, и насилием, с помощью законов человеческих. Царит "безумие нравов", полезные сословия: ремесленники, пастухи, земледельцы - находятся в угнетенном положении и над ними господствуют сословия бесполезные: дворяне, чиновники, духовенство.

Но постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к "состоянию нравов, равенства или истинного, естественного закона", в котором исчезнут законы, короли, сословия, частная собственность, не будет религий, судов, войн и т. д. Жизнь станет простой и свободной. Люди будут жить поселками, работать сообща и сообща пользоваться общими домами, амбарами, складами. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Осознание морального единства, в свою очередь, должно привести к отпадению надобности в принуждении и руководстве.

Произведения коммунистов-утопистов XVIII в. положили начало многим социалистическим и коммунистическим учениям современности. Идеи Мелье, Морелли и Дешана, в частности, оказали значительное влияние на идеологию бабувистов, на теории французских коммунистов периода Великой Французской революции и революций 30-40-х гг.

Политико-правовая идеология Великой Французской революции

Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Великой Французской революции. Историки, как правило, выделяют несколько этапов в ходе данной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1792 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов, третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции.

Первый этап характеризуется активной деятельностью Национального Собрания, принявшего в августе 1789 г. ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции. Согласно актам парламента, безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята "Декларация прав человека и гражданина", в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. Позднее были изданы законы, отвечающие интересам буржуазии и направленные на ликвидацию цеховой системы, внутренних таможенных барьеров, конфискацию и распродажу церковных земель. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Исполнительная власть сохранялась в руках короля и назначаемых им министров, а законодательная передавалась однопалатному Законодательному Собранию, выборы в которое были двухступенчатыми и ограниченными имущественным цензом. Однако в целом лояльное отношение к монарху, продемонстрированное Конституцией, существенно пошатнулось после его неудавшегося побега за границу.

Поражения французских войск в войне с Австрией и Пруссией весной-летом 1792 г. поставили страну перед угрозой иностранной оккупации. В этих условиях усилились позиции радикальных кругов французского общества, небезосновательно обвинявших короля в сношениях с Австрией и Пруссией и требовавших свержения монархии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился.

События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. В условиях острейшего внутри- и внешнеполитического кризиса, активизации контрреволюционных сил, экономических трудностей, связанных с инфляцией и ростом спекуляции, ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. В отличие от своих оппонентов - жирондистов, якобинцы во главе с М. Робеспьером ставили принцип революционной необходимости выше принципов свободы и терпимости, провозглашенных в 1789 г. 6 апреля 1793 г. для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. Радикализация французского общества наряду с нерешенностью экономических проблем привела к дальнейшему углублению революции. 2 июня 1793 г. якобинцы, обладавшие широкой поддержкой социальных низов Парижа, сумели организовать восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные "подозрительными", были брошены в тюрьмы и казнены. В эту категорию попали не только дворяне и сторонники оппозиции, но и сами якобинцы, отклонившиеся от основного курса, определяемого руководством Комитета общественного спасения в лице Робеспьера. Стремясь, с одной стороны, решить экономические проблемы, а с другой - расширить свою социальную базу, якобинцы чрезвычайными декретами вводят твердый максимум цен на продукты питания и смертную казнь за спекуляцию в стране. Радикализм якобинцев, непрекращающийся террор, всевозможные ограничения в сфере предпринимательства и торговли вызывали нарастающее недовольство широких слоев буржуазии. Крестьянство, разоряемое постоянными "чрезвычайными" реквизициями и терпевшее убытки вследствие государственного контроля над ценами, также перестает поддерживать якобинцев. Социальная база партии неуклонно сокращалась. Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала.

Термидорианский переворот не означал конца революции и реставрации "старого порядка". Он лишь символизировал отказ от наиболее радикального варианта переустройства общества и переход власти в руки более умеренных кругов, ставивших своей целью защиту интересов новой элиты, уже успевшей сформироваться за годы революции. В 1795 г. была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из 5 членов. В революции все сильнее ощущались консервативные тенденции, имевшие целью закрепить сложившийся к 1794 г. статус-кво. Роль армии, на которую опирался режим Директории, постоянно возрастала. В свою очередь авторитет правительства, дискредитировавшего себя колебаниями между монархистами и якобинцами, а также открытым стяжательством и коррупцией, неуклонно падал. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот, возглавленный Наполеоном Бонапартом. Установленный в ходе переворота режим приобрел характер военной диктатуры. Французская буржуазная революция завершилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: