Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебного процесса и обязанностью каждого студента. Качество усвоения учебной дисциплины и образовательной программы находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески учиться. Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций: способствует формированию диалектического мышления, вырабатывает высокую культуру умственного труда, совершенствует способы организации познавательной деятельности, воспитывает ответственность, целеустремленность, систематичность и последовательность в работе студентов, развивает у них бережное отношение к своему времени, способность доводить до конца начатое дело. Организация самостоятельной работы студентов, методическое руководство ею должны находиться в центре внимания деканатов факультетов, профессорско-преподавательского состава кафедр, органов и должностных лиц студенческого самоуправления.
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов должны предусматривать:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- работу над периодическими и имеющимися на кафедре или в библиотеке аналитическими материалами;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовку к практическим (семинарским) и другим видам занятий;
- подготовку курсовых, контрольных работ и написание рефератов;
- поиск и изучение сайтов по темам дисциплины сети Интернет;
- изучение электронных учебных материалов (электронных учебников и т.п.), прикладных компьютерных программ;
- консультацию преподавателя дисциплины.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
в соответствии с требованиями новой программы по дисциплине «Организационное поведение», ориентированной на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр», изучение курса «Организационное поведение» предполагает уменьшение числа лекционных часов и увеличение практических форм обучения. К ним следует отнести самостоятельную работу студентов.
Существуют определенные правила вхождения вчерашнего школьника, работавшего под постоянным и неусыпным контролем учителей в самостоятельную студенческую жизнь. В этой новой жизни упорство, инициативность, настойчивость в освоении комплекса изучаемых наук в итоге, вознаграждается получением интересной, перспективной и высокооплачиваемой работы. В процессе обучения студенты приобретают комплекс знаний формирующих теоретическую основу их становления как будущих специалистов. Получению этих знаний способствует активное участие студентов в учебном процессе, их работа во внеучебное время, включение в стремительный ритм накопления знаний.
Определяющее значение для реализации этой важной задачи имеет самостоятельная работа студентов.
Процесс обучения предполагает, что в его структуре выделяются, в качестве самостоятельных блоков, блок обязательной аудиторной работы и наравне с ним, обязательный блок самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента - емкое понятие. В широком значении - это вся его работа по овладению содержанием учебной дисциплины ««Организационное поведение» и соответствующими практическими навыками и умениями, активная интеллектуальная деятельность студента во всех формах учебного и воспитательного процесса.
Овладеть знаниями по специальности можно лишь в случае, когда имеет место «движение навстречу друг другу». С одной стороны, высококвалифицированные преподаватели предоставляют студентам весь комплекс знаний по дисциплине, с другой стороны, студенты ведут самостоятельную внеаудиторную работу (работают дома) черпая необходимые знания по предмету из учебников, учебных пособий, научных изданий, деловой литературы из Интернета и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарам;
- подготовка докладов по конкретным темам;
- написание тезисов к выступлению на семинаре (формулировка тех мыслей, которые Вы собираетесь донести до аудитории);
- подбор аргументов (фактов, подтверждающих Ваши тезисы);
- подбор и написание докладов к студенческой научно-практической конференции;
- выполнение контрольных работ;
- написание рефератов;
- выполнение курсовых работ;
- подготовку к зачетам и экзаменам по предмету (написание шпаргалок). Шпаргалки к экзамену необходимо готовить, но их нельзя использовать на экзамене.
Самостоятельная работа способствует:
- выработке у студентов стремления к получению глубоких знаний;
- оптимального сочетания ума и разума (особенно для российского менталитета);
- воспитанию воли;
- умению рационально использовать свое время;
- саморегулированию не только своего обучения, но и образа жизни;
- формированию потребности в постоянном обновлении знаний;
- формулированию творческого мышления;
- формулированию общечеловеческих ценностей.
Организация самостоятельной работы требует определенных источников приобретения знаний. К числу подобных источников, в первую очередь следует отнести: обязательное изучение экономической литературы по предмету. В частности, для изучения дисциплины «Организационное поведение» требуется литература, которая условно может быть разделена на основную и дополнительную. Необходимо выделить и такие источники информации, каковыми являются современные информационные системы. В первую очередь – Интернет.
К основной литературе относятся первоисточники (труды классиков общественных наук), учебники и учебные пособия (упрощенное изложение материала) по изучаемой дисциплине.
К дополнительной литературе, в первую очередь следует отнести различные социологические, психологические журналы и газеты. Именно они могут служить источниками фактических данных, современной статистической информации и т.д. Эти данные играют важную роль при выполнении курсовой работы по дисциплине «Организационное поведение».
К числу важнейших источников информации, как было отмечено выше, необходимо отнести такую современную информационную систему каковой является Интернет. Студенты Академии труда и социальных отношений имеют возможность получения доступа к Интернету в современных, технически оснащенных аудиториях, лабораториях, библиотеке. Современные технические средства обучения существенно усиливают возможности усвоение материала, повышают эффективность работы и преподавателей, и студентов.
Необходимо понимать, что основное назначение технических средств обучения, это усиление влияния учебного материала предоставляемого преподавателем (чувственное восприятие и познание). Оно должно идти за словом преподавателя, или вместе с ним, но не в коем случае не заменять его.
Следовательно, главным и основным субъектом учебного процесса является высококвалифицированный преподаватель. Это означает, что основным в учебном процессе, для студентов является посещение лекций и практических занятий. В самостоятельной же, домашней работе, необходимо взаимодействовать с первоисточниками, экономической литературой, черпать информацию из других источников.
К сожалению, следует заметить, что большинство студентов не «расположены» работать с первоисточниками и дополнительной литературой, а предпочитают различного рода учебные пособия и краткие конспекты лекций, выпускаемые отдельными издательствами.
Целью студента является не просто изучение первоисточника, но нахождение в нем основы для углубленного понимания сущности изучаемых экономических процессов и явлений. В этой связи, возникает необходимость, не упуская из виду содержания произведения в целом, сосредоточить внимание на тех основных экономических категориях, которые важны для понимания изучаемой проблемы.
Вместе с тем многие произведения изучаются несколько раз в курсах различных общественных наук. Опыт изучения источника под углом зрения той или иной проблемы приобретается не сразу. Однако именно цельное изучение отдельных классических экономических произведений позволяет постигнуть глубину теоретических поисков и решений, научную логику, силу исторического предвидения.
Самостоятельная работа студентов по курсу «Организационное поведение» бесспорно необходима и важна, поскольку этот раздел науки дает представление о специфических управленческих процессах и явлениях, знание сущности которых позволяет формировать научнообоснованные и эффективные управленческие решения. Возможно многим из студентов представится возможность участвовать в открытии и изучении новых экономических процессов и явлений, в нахождении решении глобальных экономических проблем. Но как бы не сложилась Ваша жизнь, знание Организационного поведения обязательно поможет Вам найти интересную и достойную работу.
Оглавление
Введение...................................................................................................................... 3
1.Программа учебной дисциплины........................................................................ 4
1.1. Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов)............. 4
1.2. Содержание дисциплины по темам................................................................. 5
1.3. Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины......... 9
2. План семинарских занятий.................................................................................... 10
3. Методические указания по выполнению контрольных работ………........... 21
4. Материалы тестовой системы.............................................................................. 24
5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине................................. 29
6. Список основной и дополнительной литературы …………………………..... 32
7. Словарь терминов (глоссарий)............................................................................. 35