| № п/п | Вид ошибки | Примеры |
| Употребление слова в несвойственном ему значении | Вместе с духовным развитием растет речь школьников. | |
| Ошибки, вызванные смешением паронимов | драматическая судьба (драматичная) соседний мальчишка (соседский) | |
| Неразличение синонимичных слов | Он пошел с унылой (понурой) головой. | |
| Употребление слов иной стилевой окраски | У водоема (озера) росли тонкие березки. Татьяна не любила балов, тусовок. | |
| Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов | У девочки были красивые очи и густые волосы. После дождя из земли поперли овощи. | |
| Нарушение лексической сочетаемости | Его преследовала мечта посетить родные места. | |
| Употребление лишних слов, плеоназм | Художник передает нам красоту пейзажа. Стол был очень раскошный. | |
| Тавтология, скрытая тавтология | В его образе изображен герой эпохи, памятный сувенир | |
| Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда набежали облака, исчезло солнце. Когда стало темно, замолкли птицы. И пошел дождь. | |
| Нарушение видовременной соотнесенности | Наступила осень, и идут бесконечные дожди. | |
| Нарушение порядка слов в предложении | Первой руку подняла ученица лучшая в классе. | |
| Неудачное употребление местоимений в контексте | Учитель напомнил ученику, что он у него взял книгу (кто у кого?). | |
| Неоправданное повторение слов | Этот человек мне понравился. С этим человеком я бы хотел дружить. | |
| Отсутствие связи между предложениями | Среди моих любимейших увлечений - рыбалка. Летом мы ездим в деревню. В лесу растет много грибов. |
Схемы - модели мимики






