На практике аналитики требований могут принимать такие стратегии:
-интервью
-анкетирование
-наблюдение
-самостоятельное описание требований
-совместные семинары
-прототипирование
Рассмотрим их детальнее.
2.1 Интервью
Ключевой стратегией выявление требований было и остается интервью с экспертами.
В процессе проведения интервью, как правило, имеются 3 подчиненных процесса:
- подготовка
-проведение интервью (опроса)
-завершение
2.1.1 Подготовка
Подготовка позволяет спланировать процесс опроса и выработать стратегию управления этим процессом. При подготовке рекомендуются следующие шаги:
-выберите нужного собеседника
-договоритесь о встрече
-установите предварительную программу встречи
-изучите соответствующую информацию.
Полезно сформировать программу беседы и знакомить с ней респондента, подробно планировать беседу вплоть до записи подготовленных вопросов.
Подготовленное таким образом интервью называется структурированным.
2.1.2 Проведение опроса
|
|
При проведении опроса самое важное:
-правильно организовать и поддержать поток информации от эксперта к вам
-рекомендуется потратить время на обдумывание верного начала опроса
-не возражайте
-никогда не задавайте наводящих вопросов или вопросов с короткими ответами «да/нет»
Вы узнаете больше если дать эксперту говорить то, что он хочет сказать, а не то, что вы хотите услышать.
2.2 Анкетирование
Анкетирование – самый малозатратный для аналитика способ извлечения информации, он же – и наименее эффективный.
Недостатки анкетирования: респонденты часто неспособны, либо слабо мотивированы хорошо и информативно заполнять анкету.
Рекомендуется формулировать вопросы в одной из таких форм:
1) Многоальтернативные вопросы
2) Рейтинговый набор типов ответов на сформулированные вопросы: «абсолютно согласен», «согласен», «относительно нейтрален», «не согласен», «абсолютно не согласен», «не знаю».
3) Вопросы с ранжированием предусматривают ранжирование (упорядочение) ответов путем присваивания им порядковых номеров, процентных значений.
2.3 Наблюдение
Наблюдение за работой моделируемой организационной системы – полезная стратегия получения информации.
Различают пассивное и активное наблюдение.
При активном наблюдении аналитик работает как участник команды, что позволяет улучшить понимание процессов.
Через наблюдение, а возможно, и участие аналитики получают информацию о происходящем день за днем, получая данные об операциях из первых рук.
Недостаток этой стратегии:
- наблюдатель, как «измерительный прибор», вносит помехи в результат исследования
- сотрудники организации, находящиеся «под колпаком» могут вести себя по другому