Влияние внешней среды на деятельность организации (предприятия)

Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. По сути дела, вклад каждой школы оценивали с точки зрения повышения эффективности достижения целей организации. Поэтому в некотором смысле каждая школа поступала правильно, концентрируя внимание на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации.

Сегодня это считается недостатком любого подхода, в прошлом же так не думали. Мы живем в мире, который изменяется даже не со скоростью сверхзвукового лайнера, переносящего пассажиров из Парижа в Нью-Йорк за три с половиной часа, а со скоростью электронной почты, передающей страницу текста на то же расстояние менее чем за пять секунд. В основе современной "революции перемен" лежит, прежде всего, технический прогресс, влияние которого многосторонне и вызывает изменения практически во всех сферах человеческой жизни, оказывающие, в свою очередь, обратное воздействие на внешнюю по отношению организациям среду.

Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает дифференцированная среда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Буквально все, что можно назвать вне организации, входит в это понятие потому, что все элементы среды могут оказывать на нее влияние с точки зрения эффективности ее менеджмента. Среда никогда не бывает стабильна, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде обернется в неудачный бизнес вообще.

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации, относятся те, на которые орга­низация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация).

Все факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимают число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации. Однако, как мы увидим ниже, современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В истории предпринимательства наблюдалось несколько периодов широкомасштабных перемен во внешней среде, которые принципиальным образом изменяли стиль управления (табл. 1). В основе всех этих изменений лежит, прежде всего, технический прогресс, влияние которого многосторонне и проявляется практически во всех сферах человеческой жизни, оказывающие, в свою очередь, обратное воздействие на внешнюю по отношению к организациям среду.

Мы будем последовательно рассматривать эти периоды, определяя причины переходов из одной среды в другую. При этом также будем характеризовать элементы внешней и внутренней среды, подвергающиеся изменениям.

Первая из рассматриваемых сред ─ неизменная среда. Примерный период ее существования ─ XVIII век и до конца XIX века.

Производство промышленных товаров и услуг осуществлялось большей частью в маленьких мастерских, организованных таким образом, чтобы удовлетворить потребительский спрос по основным направлениям на местном рынке. Владельцем мастерской обычно являлся мастер-ремесленник, которому помогали несколько учеников и, зачастую, несколько квалифицированных наемных работников. Вся работа в мастерской выполнялась единым коллективом под руководством хозяина. Каждый работник выполнял работу по изготовлению какого-то продукта от начала до конца на своем рабочем месте.

С ростом городов и развитием техники и технологии позже стали возникать более крупные мастерские. В таких мастерских работало уже до двадцати пяти работников, которые подразделялись на несколько коллективов, имевших собственных руководителей. В качестве инструментов в основном использовались различные ручные приспособления и несложные машины, приводимые в действие мускульной силой человека.

Так как не было особого интереса к управлению до начала 20-го века, то соответственно не было каких-то систем управления, а также систем планирования. Организация и оплата труда работников зависела от желания хозяина, производительность труда оценивалась по принципу «быстро-медленно», исходя опять же из представлений самого хозяина о скорости выполнения работ. В связи с тем, что при неизменной среде предприятия были небольшие, то и организационной структуры четкой не было. Предприятие руководилось одним человеком (почти всегда).

Отсутствие интереса к управлению до начала 20-го века объяснялось тем, что люди даже не задумывались над тем, как можно управлять организациями системно. Людей интересовало лишь, как, используя организации, заработать большие деньги, приобрести большую политическую власть, но не то как управлять ими. И хотя Оуэн в начале 20-го века показал пример как можно улучшить условия труда с помощью управления организацией, но бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в его реформах. Для неизменной среды характерен приростный стиль поведения организации. Приростное поведение направлено на минимизацию отклонений от традиционного поведения, изменения здесь не приветствуются. Для неизменной среды была характерна фабрика, мануфактура и мелкосерийное производство, так как уровень развития техники и технологий был невысок.

Рассматривая корни современного менеджмента, следует сосредоточить внимание на Англии и Шотландии. В конечном счете, именно в Великобритании в середине XVIII в. началась первая промышленная революция, связанная с использованием энергии пара. К тому времени Великобритания представляла собой удивительное место, где этот процесс продолжался почти 100 лет, прежде чем достиг берегов Нового Света. Во время промышленной революции были предприняты лишь немногие попытки переложить идеи менеджмента на бумагу с конечной целью выработать его принципы, поэтому едва ли мы вправе предположить, что менеджмент составлял важный аспект промышленной революции. Тем не менее, необходимые условия эволюции управленческой мысли были заложены в это время.

Нигде в мире это обстоятельство не было более очевидным, чем в Америке в середине XIX в. Сразу же после гражданской войны Соединенные Штаты стали строить железные дороги, протяженность которых за вторую половину XIX в. увеличилась в 6 раз. Численность населения также быстро возрастала, люди устремлялись на Запад и требовали все больше продуктов и машин. Начал создаваться рынок массовых товаров, появились транспортные инфраструктуры. Развитие транспорта и коммуникационных систем дало возможность осуществлять транспортировку товаров между городами и из городов в отдаленные районы.

Поскольку владельцы мастерских не были подготовлены к решению задач, связанных с перевозкой партий товаров между городами, пролонгированием кредитов и прогнозированием спроса, большие возможности возникли для возникшего класса торговых капиталистов. Поэтому торговые капиталисты стали играть важную роль в американской экономике наравне с владельцами мастерских. Постепенно производители переходили в зависимость от поступающих им оптовых заказов, что дало возможность торговцам занять доминирующее положение в экономике.

Если в начале века уровень иммиграции был сравнительно низким, дополнительное количество наемных работников быстро находило для себя занятие и потребность в квалифицированных работниках и учениках превышала предложение, то картина изменилась с быстрым изменением темпов иммиграции в середине XIX века. Труд перестал быть предметом дефицита. Давление на владельцев мастерских со стороны торгового капитала с целью снижения цен заставило производителей искать пути сокращения оплаты труда. Они начали нанимать неквалифицированных работников, женщин и детей.

Постепенно группы квалифицированных работников, работавших вместе с мастером, стали уступать место группам неквалифицированных работников, работающих на мастера. Такой сдвиг в организации труда произошел в связи с использованием принципа разделения и специализации труда. Если раньше изделие изготавливалось единолично одним работником от начала до конца, что требовало от него специальной подготовки и опыта, разделение и специализация труда позволило использовать труд неквалифицированных работников. Процесс изготовления изделия расчленялся на ряд операций, как правило несложных, и за выполнением каждой из них закреплялся работник. Он быстро обучался выполнению одной и той же повторяющейся работе.

Дальновидным промышленникам стало ясно, что посредством простого увеличения численности рабочих нельзя решать проблемы производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов. Но заводам, в свою очередь, потребовались капиталовложения, специальные машины и квалифицированные операторы для этих машин. Именно тогда менеджмент и вышел на сцену.

Менеджмент это координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. По мере того, как стал возрастать уровень разделения труда, менеджмент стал необходимым для координации различных задач и операций. Именно в это время английские философы Чарльз Бэббидж и Эндрю Юр высказали две важные идеи, которые наряду с рынками массовых товаров сделали неизбежными фабричное производство и появление менеджмента как научной дисциплины.

Бэббидж распознал потенциальные возможности специализации и разделения труда как наиболее важного принципа для всех тех, кто выполняет какую-либо работу.

Важные аспекты философии Юра касались взаимодействия рабочих и машин. Он утверждал, что лучше всего работа выполняется машинами, освобождающими человека от тяжелого труда.


Таблица 1. Изменчивость внешней среды и стиль управления организацией

Уровень изменчивости внешней среды   Период действия среды   Стиль поведения организации   Тип управления, обеспечивающий успех.   Система управления   Параметры, характеризующие успех  
Неизменная среда   Конец 19 века   Приростный   Консервативный   отсутствовала Устойчивость организации Повторение успеха  
Расширяющаяся среда 1900- 1930гг. Приростный   Производственный Оперативное управление Рост организации Экономия на масштабах производства  
Изменяющая ся среда 1930-1950 гг.   Предпринима- тельский Рыночный Стратегическое планирование Дифференциация продукции Реакция на изменение конъюнктуры  
  Дискретные изменения среды 90-е годы ХХвека Предпринима- тельский Стратегический Стратегическое планирование Выбор долгосрочного курса Гибкость, Адаптивность организации.  
  Неожиданные изменения среды   настоящее время   Предпринима- тельский   Творческий, гибкий   Стратегическое управление   Создание новых технологий Освоение новых рынков и изделий    

В конце XIX века произошла вторая научно-техническая революция, достижения которой были связаны с использованием электрической энергии. Появление электродвигателя позволило создать рабочие машины, позволяющие резко повысить производительность труда и взять на себя значительную часть работ, ранее выполняющихся самим рабочим. Это привело к изменению внешней среды. Началось действие расширяющейся среды.

Произошли крупные сдвиги в производстве - возросли масштабы, концентрация, появились предприятия – гиганты, на которых были заняты тысячи, десятки тысяч человек, применялось дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Прогресс транспорта и развитие инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, телефонные линии между городами и т.д.) резко усилили конкуренцию в различных отраслях промышленности и предопределили переход от региональной конкуренции к конкуренции в общенациональном масштабе. Создание электродвигателя открыло новые возможности в оснащении промышленных предприятий.

Соответственно изменился и состав работников; это были уже образованные, достаточно грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя как личности, понимающие свою роль и собственные возможности. В этих условиях потребовалось столь же коренное изменение в управлении производством. Поэтому именно в этот момент возникла первая школа управления, огромный вклад в развитие которой внес Фредерик Тейлор. Далее появилась классическая школа управления. В расширяющейся среде также преобладает приростный стиль поведения организации в сочетании с производственным стилем управления. Так в условиях роста масштабов эффективности производства необходимо было производственное мышление, направленное на обеспечение эффективности производства (например, за счет снижения издержек).

В свою очередь рост масштабов производства потребовал создания каких-то определенных систем управления. Необходимо было создать нормы труда, установить контроль за качеством товаров.

Первые попытки серьезно измерить и описать управление — это попытки так называемого научного управления. Что происходило в этот период? Машинное производство потребовало измерения производительности труда. Впервые в управлении появилась реальная система измерений, связанная с измерением трудозатрат. Управление с целью рационализации перешло на нормативную основу. Однако, как только появились измерение трудозатрат и управление людьми на основе нормативов, возникли проблемы определения мотивации труда и отношений между людьми в процессе совместной деятельности. То есть сложилась такая ситуация, когда умение решать вопросы измерения и нормирования труда отдельного человека с целью рационального управления работниками как бы породило или, точнее сказать, привлекло внимание к более сложной задаче — мотивирования работников и установления отношений между ними. Школа человеческих отношений и различные мотивационные теории как раз и пытались решить эти проблемы.

Если в первой среде владелец компании в единственном числе справлялся с управлением своей компанией, то в условиях расширяющейся среды он был вынужден нанимать помощников, вначале без определенной специализации, а впоследствии с закреплением за конкретным работником выполнение определенного круга работ в соответствии с квалификацией и умением работника. Таким образом, принцип разделения и специализации труда стал применяться в сфере управления производством и привел к образованию функциональных подразделений: плановых, финансовых, сбытовых и т.п. На смену линейной организационной структуре пришла линейно-функциональная структура управления.

В расширяющейся среде произошли изменения и в форме собственности. При сравнительно небольшом производстве руководство осуществляет один человек ─ хозяин. Полномочия в принятии решений полностью принадлежат владельцу. Ответственность за весь бизнес ложится на него. Заработанной прибылью владелец распоряжается сам. Он устанавливает зарплату персоналу, распоряжается ресурсами по своему усмотрению и т.д. Таким образом, компания находится в единоличной собственности владельца. И если компания является акционерной, то все 100 % акций принадлежит владельцу.

В условиях расширения масштабов производства владелец единолично уже не в состоянии эффективно управлять им, так как он должен быть специалистом в различных сферах экономической и производственной деятельности и, кроме того, ему требуются значительные финансовые ресурсы, чтобы расширять производство. Поэтому наиболее эффективной формой собственности в этот период становятся партнерства. Владелец привлекает со стороны владельцев капитала или специалистов в определенной области на правах совладельцев компании ─ компаньонов. Сумма взноса от внесенного общего уставного капитала составляет долю бизнеса каждого совладельца, количество его голосов, определяющих объем полномочий в принятии решений. Распределение прибыли осуществляется по долям вложенного капитала. Выполнение управленческих функций возлагается на наемных менеджеров или на некоторых совладельцев, обладающих необходимым уровнем знаний. Такие компании могут существовать в форме акционерных обществ, когда их акции могут приобретаться на фондовых биржах. Как правило, в этот период во владении компании сосредотачивается контрольный пакет акций в размере 51 %.

Разрастающееся производство требовало создания более крупных организаций — корпораций и выработки будущих планов действий. Крупнейшие предприниматели, для которых до этого основу успешности действий составляли стремление повторить успехи организации и тем самым расширить рамки устойчивости предприятия, потеряли свою значимость с приходом новой эры массового производства, когда решающими факторами стали устойчивость предметно-производственной специализации, разделение труда, крупные масштабы производства и обеспечение его эффективности (например, за счет снижения себестоимости и др.). В то же время обеспечение эффективности других видов деятельности, например, маркетинга (за счет расширения номенклатуры изделий, выходы на новые рынки сбыта и т. д.), в условиях так называемой расширяющейся экономической среды (когда будущее предсказуемо путем экстраполяции) не играло решающего значения. Это определило наиболее распространенный в тот период стиль управления компаниями, называемый производственным. В этом периоде ведущую роль на фирмах играли инженеры и производственники, что положило начало системе технократического управления.

На первых этапах выделения управления как отдельной отрасли науки в практике наблюдалось лишь оперативное управление. Поскольку в производстве преобладал ручной труд, предполагающий несложные, однообразные манипуляции с примитивными орудиями труда, объем производства зависел в основном от количества работающих, а его эффективность – от точного выполнения ими своих обязанностей. Неудивительно, что на данном этапе развития производительных сил наиболее важными функциями менеджмента являлись учет и контроль. Осуществлялось ежедневное выполнение основных функций управления, внимание обращалось лишь на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, не строились никакие перспективы, не выдвигались долгосрочные планы. Оперативное управление было характерно для неменяющейся и слабоменяющейся внешней среды и было основано на использовании традиционной системы контроля.

В этот период увлечение машинами начало распространяться в направлении Нового Света, возникло новое явление, известное как американская система производства.

Появление американской системы производства имело далеко идущие последствия. Машины работали быстро, и их могли обслуживать относительно малоквалифицированные рабочие. В то же время изобретатели разрабатывали планы использования взаимозаменяемых деталей для самых разнообразных и необходимых для рынка изделий — от швейных машин до велосипедов. Промышленные товары можно было, наконец, производить в количествах, отвечающих требованиям растущего рынка, по мере увеличения транспортных мощностей.

Эпоха массового производства и экономии от масштаба началась с американской автомобильной промышленности. Компания "Oldsmobile" первая ввела у себя неподвижную сборочную линию. После пожара, который уничтожил завод компании в Детройте в 1900 г., "Oldsmobile" заключила договор с местными машиностроительными предприятиями на изготовление и поставку деталей и узлов на вновь построенный завод, где они транспортировались от одного рабочего к другому с целью окончательной сборки. Благодаря этой технологии выпуск автомобилей был увеличен с 400 в 1901 г. до 5000 в 1903 г. Автомобиль фирмы "Oldsmobile" продавался тогда за 650 долл. и стал первым общедоступным автомобилем в Америке. И все же компании "Oldsmobile" не удалось сделать свой автомобиль массовым. Решил эту задачу гений Генри Форда.

Целью Форда было создать автомобиль, который мог бы купить любой человек независимо от рода его занятий. Этой цели Форд достиг в 1913 г., когда установил первую движущуюся линию сборки. Ровно за 5 лет до этого Генри Лиленд из компании "CadillacAutomobile" поразил мир производством практически безупречных взаимозаменяемых частей, продемонстрировав простой эксперимент. До того как Лиленда осенило, детали обычно производились для конкретных автомобилей и подгонялись с особой точностью, и на это уходило много времени. В 1908 г. Лиленд отправил три "кадиллака" в Англию, где они были разобраны и их детали были перемешаны с другими компонентами, взятыми с торговых складов. Затем из деталей были собраны три функционирующих "кадиллака".

В 1913 г. Генри Форд объединил концепцию компании "Oldsmobile" и идею Лиленда в своей знаменитой движущейся сборочной линии. Автомобильная рама двигалась по цеху на конвейерной ленте, в то время как рабочие по обеим сторонам линии устанавливали детали на раму. В 1908 г. до установки движущейся сборочной линии модель «Т» стоила около 850 долл. Это было дороже, чем у "Oldsmobile", и превышало покупательную способность большей части промышленных рабочих. После того как была внедрена линия, модель «Ти» можно было изготовить менее чем за 2 ч и она стоила около 400 долл. Эта идея была столь успешной, что более 15 лет, с 1913 г. до конца 1928 г., половину всех проданных в США автомобилей составляли "форды".

Концепция сборочной линии как бы подвела итог одного этапа экономического развития и стала исходной ступенью для другого. Во-первых, сборочная линия объединила стремление к специализации, за которую выступал Бэббидж, и замену ручного труда машинами, как это представлял Юр. Результатом стал производственный процесс, состоящий из последовательных относительно простых ра6очих заданий, организованных в непрерывный поток на длинной движущейся линии. Все оборудование и необходимые материалы поступали в назначенное место и в точно установленное время.

Во-вторых, открытие взаимозаменяемых деталей сделало возможным массовое производство продукции.

Сборочная линия настолько революционизировала жизнь, что была включена в один список с другими изобретениями (атомная бомба, телефон, компьютер, телевидение, пластмассы, самолеты и управляемые ракеты), которые оказали самое значительное влияние на устройство нашего будущего и ускорение темпов преобразований, к которым нам придется адаптироваться.

Дадим общую характеристику периода расширяющейся среды. Основная особенность этой среды ─ зависимость от разделения труда и применения конвейера ─ оказала влияние на любой аспект управленческой деятельности на фирме. Это касается организации труда, системы оплаты, продвижения кадров. Мастеру больше нет необходимости выполнять обязанности погонщика. Эта роль перешла к конвейерной системе организации труда. Темп работы задавался конвейером, оплата труда ─ почасовая. Улучшение оплаты труда снизило текучесть кадров, а рецидивы этого явления уже не так дорого обходились предпринимателям, поскольку разделение труда и узкая специализация рабочих позволяли быстрее осуществлять процесс обучения персонала, расходуя на это значительно меньше средств. В зависимости от положения дел, рабочего могли оставить на работе или уволить, причем во внимание принималось лишь мнение мастера. Рабочие стали в определенной степени взаимозаменяемым материалом.

Массовое производство и массовое потребление всегда существуют одновременно, и мы даже не всегда в состоянии разграничить, где причина, а где следствие. Теперь проблемой менеджмента становится решение задачи: как эффективнее реагировать на возможности и потребности, которые создали массовое производство и потребление?

К сожалению, производственники не оценили важность решения этой проблемы. Каждое предприятие стремилось выпустить как можно большее количество продукции, не учитывая того, что потребители просто не в состоянии потребить ее, так как никто, кроме ученых, не обращал внимания на необходимость создания системы потребления. Главным акцентом управления была концепция создания и развития производства, лозунг этой среды: «Изготовитель ─ король». Управление заканчивалось «воротами» завода: у ворот стоят толпы неквалифицированных, жаждущих получить работу людей; деловая внешняя среда казалась ясной и понятной вследствие практического отсутствия конкуренции из-за того, что внешнюю среду никто не принимал во внимание. Все это в конце концов привело к явлению перепроизводства, когда товаров было выпущено в таких огромных количествах, что их не успевали продавать.

20-е годы прошлого века были для Соединенных Штатов эпохой экономического процветания ─ к 1929 году эта страна достигла первенства в общем объеме мировой торговли. Неудивительно поэтому, что президент США Герберт Гувер, выступая в марте 1929 г., заверил американцев, что процветание станет достоянием всех граждан страны, и пообещал «цыпленка в каждой кастрюле и две машины в каждом гараже».

Под влиянием столь радужных обещаний все американцы решили, что настало время для быстрого обогащения, и без колебаний занялись такими рискованными операциями, как покупка и продажа акций компаний. Почти вся страна ─ от домохозяйки до министра ─ с упоением играла на бирже, с удовлетворением отмечая постоянный рост стоимости своих акций и ощущая себя все богаче и богаче.

Но в рыночной экономике никогда нельзя быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне. Нераспроданная продукция фирм скапливалась на складах, и фирмы были вынуждены начать сокращать производство. Это вызвало панику на Нью-Йоркской фондовой бирже, когда цены акций ведущих компаний начали снижаться ─ сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. 24 октября 1929 г. стоимость акций упала в 4,5 раза, и огромное число американцев ─ владельцев этих бумаг оказались банкротами. Особенно опасным для экономики было то, что неплатежеспособными оказались 8 тыс. банков, задолжавших своим вкладчикам 5 млрд. долларов. Падение стоимости акций в свою очередь вызвало резкое снижение объемов производства продукции, и 130 тысяч фирм объявили себя банкротами. 17 млн. рабочих потеряли работу ─ безработным стал каждый третий американец. Над страной опустился мрак безысходности, и голодная смерть стала реальностью: только за один 1931 г. только в Нью-Йорке от голода умерли 2 тыс. человек.

В 1932 г. президентом стал Франклин Делано Рузвельт, который предложил Америке программу выхода из кризиса под названием «Новый курс». Основой этого курса было усиление контроля государства за банками, введение системы налогов с деятельности компаний и доходов физических лиц, разработка мер социальной защиты населения Америки (материальная поддержка пенсионеров, инвалидов, детей, матерей, временно нетрудоспособных, т.е. лиц, которые еще не могут работать, временно не могут работать, не могут работать в полную силу и уже не должны работать из-за возраста). Были приняты ряд законов, ограничивающих деятельность монополий, что облегчило доступ на рынки множеству мелких и средних компаний. Началась эпоха свободной конкуренции. В соответствии с новыми программами деятельности фирмы начали создавать специальные фонды для выплаты компенсаций при несчастных случаях, выплачивать медицинскую страховку, разрабатывать планы пенсионного обеспечения, а также создавать фонды для выплаты пособий по безработице.

Только через четыре года американская экономика с трудом начала выбираться из этого кризиса, навсегда вошедшего в историю США и мировую экономическую историю под названием «Великой депрессии».

Второй переходный период начался в 30-е годы XX века, когда темп изменения внешней среды еще более ускорился, но будущее еще можно было предсказать путем экстраполяции прошлого. Этот период, охватывающий временной горизонт с середины 20-х по конец 50-х годов, получил название изменяющейся среды.

На этом этапе менеджер вынужден обратить внимание на деловую внешнюю среду и начать строить отношения с покупателями. На этом этапе экономика получает новый импульс для своего развития: на этот период пришлось бурное зарождение управленческих идей, новых подходов к системе управления, так как новые условия требовали научного обоснования новых идей, повысился уровень благосостояния населения, существенно изменился образовательный уровень, создано технологическое оборудование, позволяющее организовать рентабельное производство малых партий специализированной продукции.

В желании «угодить» конкретному потребителю, удовлетворить его специфические потребности возникает жесткая конкуренция больших и малых предприятий. Потребитель (покупатель), а не производитель становится королем рыночных отношений. Состояние современного рынка определяется тем, что хочет иметь потребитель, когда, каким образом и сколько он готов за это заплатить. В такой ситуации компании, ориентированные на массовый рынок, более неприемлемы. Индивидуализация запросов потребителя заставляет компании дифференцироваться.

При таком соотношении спроса и предложения на промышленных фирмах ведущую роль играют рационализаторы производства и финансисты. Инженеры и производственники уступают им свое ведущее положение на фирмах, которое было им свойственно в период расширяющейся среды. Объясняется это тем, что фирмы на данном этапе рассматриваются уже не только как чисто производственные системы, но и как финансовые. Это значит, что руководство фирм начинает себе ясно отдавать отчет в том, что деньги можно делать не только за счет производства, но и за счет финансов.

Одной из наиболее эффективных линий рыночного поведения мелких и средних (а изредка даже и крупных) фирм, позволяющей им добиваться успеха не только в конкурентной борьбе с равными, но и значительно более мощным соперниками, является стратегия специализации.В реализации этой стратегии четко прослеживаются две главные составляющие:

1) ставка на дифференциацию продукта;

2) необходимость сосредоточения максимума усилий на узком сегменте рынка.

Фирмы массового производства занимаются выпуском самых обычных, распространенных в данной экономике товаров и услуг, называемых стандартными товарами. Если же возникает необходимость производства сравнительно редко встречающихся (или вообще отсутствующих) на рынке, а также отличающихся по своему качеству, сервису, рекламно-маркетинговому обеспечению или ориентированных на разные слои потребителей товаров и услуг, то фирма должна использовать процесс дифференциации продукта. При этом она может либо пойти по пути адаптации к особым запросам рынка, например, учета пожеланий отдельных групп клиентов, либо придерживаться противоположной линии – попытаться изменить сами эти требования (например.создав невиданный, принципиально новый класс товаров или добившись радикальной перемены стереотипа поведения в потреблении определенной услуги).

Будучи небольшой фирмой, GeneralMotors, ориентируясь на рынок, впервые внедрила у себя ежегодное обновление моделей автомобилей, добиваясь разнообразия, в то время как Г.Форд, ориентированный на производство, требовал от своей фирмы «продавать автомобили черного цвета». Поэтому президент фирмы А.Слоун стал проводником рыночного стиля управления компанией.

Слоун предложил пирамиду продукции с изменяющейся ценой. Идея состояла в том, чтобы привлечь в «семью GM» широкий круг покупателей, которые могли бы постепенно менять автомобили на более дорогие и качественные. То был один из первых приме­ров сегментирования рынка.

Вот его мастер-план 1921 г.: «Chevrolet» — от 450 до 600 долларов; «Pontiac» — от 600 до 900 долларов; «Oldsmobile»— от 900 до 1200 долларов; «Buick» — от 1200 до 1800 долларов; «Cadillac» — от 1700 до 2500 долларов.

Таким образом, потребитель мог подобрать автомобиль по своему вкусу и финансовым возможностям. («Машина для любого кошелька и для любых целей»). Слоун выбрал бренды и категории цен, которые, по его мнению, были нужны для доминирования в автомобильной промышленности.

В плане Слоуна нет перехлеста цен. Ни одно подразделение не конкурировало с другим, все работали на то, чтобы потребитель перебирался вверх до «кадиллака». Компания сегментировала рынок на основе клиентуры. В GeneralMotors говорили: автомобиль «шевроле» для простонародья, «понтиак» для бедных, но гордых, «олдсмобил» для любящих удобство, но скромных, «бьюик» для стремящихся к успеху, а «кадиллак» для богатых.

С новыми проблемами, обусловленными размером фирмы, диверсификацией, технологией и изменениями внешней среды, справиться с помощью линейно-функциональной структуры оказалось невозможным, поэтому руководство предусмотрительных фирм разработало дивизиональную организационную структуру, в соответствии с которой деление и организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг и группам покупателей.

Слоун создал мелкие децентрализованные отделы, которые могли контролироваться менеджерами путем простого наблюдения за производством и финансовыми показателями. Был создан свой отдел для каждой модели автомобиля — «Шевроле», «Понтиак», «Бьюик», «Кадиллак», а также отделы, производящие основные узлы—двигатели и коробки передач. Слоун применил идею Адама Смита о разделении труда к управлению, так же как Форд применил её к производству. По мнению Слоуна, управляющим компании не требовались специальные знания о производстве, поскольку контроль за функциональными областями осуществлялся специалистами. Управляющие, в свою очередь, являлись финансовыми экспертами и работали с показателями объема продаж, прибыли и потерь, долей рынка и т.п., получаемых из различных отделов компании. На основании таких показателей проводился анализ работы отделов, и при неудовлетворительных результатах принимались соответствующие меры.

Управленческие инновации Слоуна помогли решить многие проблемы, возникающие при расширении компании. Так, он, в дополнение к профессионалам в области производства, ввел в компанию новых специалистов по маркетингу и финансам.

Период, который описывается в примере, относится к изменяющейся среде. Успех организации, действующей в этой среде, зависел от стремления руководства к выявлению и предвосхищению потребностей рынка. Дифференциация продукции и реакция на изменение конъюнктуры стала необходимым условием успешности действий компаний.

Как следует из сказанного, параметры, достижение которых определяется успешной деятельностью фирмы при различных уровнях изменчивости внешней среды, различны. Это говорит о том, например, что Г. Форд, добившийся огромных успехов в условиях расширяющейся внешней среды, когда наиболее адекватным успеху был производственный тип мышления, стал бы препятствием на пути прогресса в компании «Поляроид» в тот момент, когда она вызвала неожиданное изменение среды в полиграфической промышленности, создав аппаратуру, позволяющую мгновенно получать фотографии. Однако основатель фирмы «Поляроид» Э. Ланд точно также оказался бы бесполезным (с рыночным типом мышления) в компании Форд, какой она была в 20-е годы в условиях так называемой расширяющейся внешней среды.

Переход к рыночной ориентации происходил легче в тех стремившихся к устойчивости фирмах, которые входили в число «и других» в эпоху массового производства, чем в компаниях, занимавших в то время лидирующее положение.

Изменение среды привело к необходимости осуществления долгосрочного и стратегического планирования. Этот вид стратегии отличается тем, что взгляд на развитие организации идет из настоящего в будущее. Составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться, т.е. составляется план или описание того, что организация будет делать в будущем. Причем выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком – какое количество будет куплено и по какой цене определит рынок. Стратегическое планирование было характерно для 30-50-х годов и использовало в качестве инструмента систему опережающего контроля за счет применения процедур экстраполяции.

Разрушительный кризис в начале 30-х годов прошлого века во многих странах показал, что наступило новое время: конкуренция есть факт ─ заказчик купит лишь то, что отвечает его потребностям. Но чтобы удовлетворить пожелания заказчиков, мало объявить о маркетинге как важной новой функции предприятия. Надо по-новому организовать всю работу фирмы, повысить производительность труда. Это может сделать только профессиональный управляющий – менеджер.

Однако сильная власть собственников блокировала все попытки управляющих вести самостоятельную независимую хозяйственную политику. Но в период наступления изменяющейся среды оказалось, что «бремя собственности» ведет к экономическому хаосу и неустойчивости экономических систем.

Поэтому возникла потребность передачи прав на управление собственностью фирмы (его имущественного комплекса) профессиональному управляющему (менеджеру). Изменение экономического использования собственности в капиталистической экономике получило название «революции менеджеров». Менеджеры получили определенную самостоятельность в сфере административно-хозяйственного управления. Но, естественно, они не получили никакой власти по отношению к собственникам капитала.

Экстенсивный рост производства в этот период достиг своего апогея и стал постепенно замедляться, что потребовало изменения стиля управления. Направленное вовнутрь производственное мышление сменилось направленным вовне рыночным мышлением, в основе которого лежало стремление к выявлению и предвосхищению потребностей рынка. Поэтому для этого периода характерен предпринимательский стиль поведения организации, при котором организация стремится к изменениям, ведет поиск альтернативных путей действий, предвосхищается будущими возможностями и опасностями, стремится к быстрому развитию. Переход этот происходил медленно и сопровождался усиленной борьбой между старыми руководителями-собственниками, занимавшими прочное положение в иерархии компаний, и новыми управляющими, ориентированными на маркетинг.

Фирмы рождаются, живут и исчезают, причем исчезают в 98 % случаев по причине плохого управления. Поэтому именно реорганизация управления и была сутью «революции менеджеров». В конечном итоге, в условиях изменяющейся внешней среды (когда экстраполяция как инструмент предсказания будущего оказалась бессильной, а предсказуемыми стали только проблемы и будущие возможности) власть в компаниях перешла к управляющим с рыночным типом мышления, которые стали проводниками рыночного стиля управления.

Революция состоялась. Ее главный результат ─ значительное развитие производительных сил. Первостепенное значение приобрел спрос, а не наличные ресурсы.

Эффект масштаба, движущиеся сборочные линии и растущая механизация создали новые возможности. Чем более предсказуемой и программируемой становилась эта работа и чем больше взаимозаменяемых деталей использовалось в производстве, тем легче такую работу могли выполнять машины. Перспектива автоматизации позволила надеяться на решение некоторых важнейших проблем, с которыми столкнулись предприниматели в середине XX в. Например, автоматизированные заводы можно было бы разместить в регионах с низкими издержками и значительными невостребованными людскими ресурсами.

К сожалению, полноценному развитию изменяющейся среды помешала подготовка ко Второй мировой войне и ее ход. В это время экономика развивается однобоко. Потребности населения воюющих стран резко ограничиваются государством. Трудоспособное мужское население призывается в армию. Фабрики и заводы работают на военные потребности. Нарушается инфраструктура и изменяются экономические связи субъектов бизнеса. После окончания военных действий хозяйство стран начинает восстанавливаться, и внешняя экономическая среда вновь начинает оказывать свое влияние на деятельность фирм.

Четвертый переходный период развивается с 60-х годов, когда начала возрастать потребность в том, чтобы на фирмах появились руководители с предпринимательским, стратегическим мышлением. Причиной этому послужили изменения внешней среды, связанные с использованием достижений третьей научно-технической революции. Революционные преобразования внешней среды были вызваны применением электронно-вычислительных машин.

Внешняя среда, в которой используются компьютеры, получила название среды с дискретными изменениями. Название среды связано с разработкой поколений техники, использующих сменяемые друг за другом элементы. Временной интервал дискретности изменений постоянно сокращается. Первые ЭВМ работали на электронных лампах и существовали 10-15 лет, второе поколение ЭВМ использовало полупроводниковые элементы и работало 7-10 лет, третье поколение машин было построено на интегральных схемах, срок его жизни — 5 лет, четвертое поколение машин использовало микропроцессоры, которые, в свою очередь, совершенствуются с периодичностью примерно каждый год – два. Сегодня выпускаются компьютеры пятого поколения. Каждое поколение машин базируется на использовании новой технологии, что, в свою очередь, вызывает появление новых отраслей, таких как приборостроение, микроэлектроника, изменение характера производства и труда, появление новых профессий, проведению организационных изменений на фирме.

Именно в этот период внешняя среда стала играть для организаций особую роль. Появились системный и ситуационный подходы, как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации.

Учет факторов внешней среды стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию, влияющими на нее соответствующим образом.

Изменения во внешней среде заставили руководство организации еще более задуматься о будущем, о возможностях прогнозирования, так как хоть и темп изменений ускорился, но предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них еще было возможно. Поэтому стали активно разрабатываться различные системы программирования, бюджетирования, стратегического планирования и т.д. В это период осуществлен переход от централизованного руководства к децентрализации — расширению прав и ответственности «центров прибыли» — отделений и предприятия.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к появлению на рубеже 60-70-х годов к резкому возрастанию значения стратегического управления. В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее. При этом вырабатывается способность организации реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.

В 50-60-е годы возникла идея универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как эталон. И это не случайно. Американская экономика в эти годы давала существенно лучшие результаты, чем европейская или японская.

Потом возникла идея интегративного менеджмента. Например, появилась "теория Z" Оучи как ответ на японский вызов. Японская экономика в эти годы начала давать очень хорошие результаты, поэтому возникла идея совместить лучшие черты американского и японского менеджмента. Европа, в отличие от Японии, не очень сопротивлялась приходу американского менеджмента. Однако и в Европе не спешили отказаться от своих традиций в менеджменте. Хотя при этом и наблюдалось стремление к сочетанию своего опыта с достижениями мировой управленческой практики.

Продолжающийся рост организаций и масштабов их деятельности привел к тому, что их границы перестали совпадать с границами соответствующих предприятий. Крупная организация включает теперь в себя множество предприятий, превратившихся в ее подразделения, обладающие значительной производственной и хозяйственной самостоятельностью и разбросанные порой не только по стране, но и по всему миру.

Структура крупной организации, перешагнувшей границы отдельных предприятий, уже не может быть построена в соответствии с функциональным принципом, хотя для последних она по-прежнему остается в силе. По мере роста фирм и их диверсификации стало необходимым поделить обязанности общего руководства между несколькими управляющими. Так появилась концепция бизнес-единиц, управляющие которых стали полностью отвечать за деятельность подразделений (отделений), составляющих отдельные части фирмы и самостоятельно осуществляющих линейные и штабные функции.

Этот процесс, начавшийся в предыдущей среде, обычно принимал форму предоставления оперативно-производственной самостоятельности отдельным предприятиям или группам предприятий, выпускающим однородную продукцию работающим на один рынок или сектор рынка, расположенным в одном месте или обслуживающим потребителей определенной территории.

В 60-70-е и частично в 80-е годы человек уходит от подчинения машине. Наиболее значительным среди этих преобразований было появление роботов. Человек начинает управлять машинами. Возникают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Начинают, если так можно выразиться, работать потребности из верхней части пирамиды Маслоу. Соответственно принципиально изменяется и подход к управлению.

Серьезный интерес к использованию промышленных роботов проявился в США в конце 60-х годов, но их практическое применение началось в основном в последнее десятилетие прошлого века. Промышленные роботы являются продолжением автоматических линий — это, в сущности, автоматы, но обладающие большей гибкостью. Большая часть промышленных роботов находится в Японии, однако и Соединенные Штаты все более расширяют их применение. Почти все современные роботы выполняют производственные операции, такие, как сборка бытовых приборов и производство автомобилей. В начале 80-х годов большая часть промышленных роботов использовалась для погрузочно-разгрузочных работ, затем для точечной и дуговой сварки. Действительно, роботы оказались полезными в деле освобождения человека от всевозможных видов опасного и утомительного труда. Предполагается, что в ближайшем будущем роботы станут широко использоваться для обработки материалов, сварки и покраски. В основном прирост будет происходить в такой отрасли, как сборка готовой продукции.

Развитие промышленного общества зависело от капитала как важнейшего ресурса. Самыми конкурентоспособными предприятиями оказались опиравшиеся на капитал, необходимый для того, чтобы находиться на острие промышленной технологии, но не у многих были в распоряжении такие средства.

Величина капиталов и сегодня сохраняет свое значение, однако большее значение приобрел другой фактор успешного промышленного развития. Информация вытеснила капитал, став наиболее дефицитным ресурсом нашего времени. Капитал необходим, но информация жизненно важна.

В 80-90-е годы возникают и получают широкое распространение информационные системы. Новая стадия развития человечества — построение информационного общества, зародившегося в недрах индустриального в начале столетия и развивающегося в наши дни, — разрушила изолированность организаций и сделала малоэффективными те из них, которые использовали структуру и тип управления, способствовавшие такой изолированности. Одним из важных проявлений этого процесса явилось существенное сближение производителя с потребителем, что заставило еще более оперативно реагировать на изменяющиеся требования последнего и более качественно их удовлетворять. Резко возросло взаимодействие потребителей на рынке. Конкретный рынок стал во многом определять структуру организации.

С начала 1980-х годов в развитых промышленных странах баланс сил во взаимоотношениях продавец — покупатель изменился. Приоритет перешел от производителя к потребителю. Существенной причиной превалирования интересов потребителя является все большая его информированность. Развитие коммуникационных и информационных технологий, таких как электронная почта, компьютерные сети и т.п., значительно расширяют для потребителя возможности сравнения и выбора.

Постепенно производство становилось мощнее, общество богаче, потребности развивались и изменялись. Возникла новая концепция продукта. Клиент, потребитель становится главным, — что он захочет, такой продукт и будут создавать. Этот период можно назвать эрой "хотизма".

На этой стадии выделилась и выдвинулась на первый план функция маркетинга. Колоссальное расширение рынка товаров и услуг и развитие информационных технологий, обеспечивающее доступ к пpaктически неограниченному числу товаров по всему миру, изменяют поведение потребителя. Современный потребитель ориентируется на полное, а не частично удовлетворение индивидуальных потребностей, которые быстро меняются под действием глобального рынка, чувствительного одновременно ко всем аспектам предложения — цене, качеству, функциональным и эстетическим свойствам товара, надежности. Решения потребителей все больше и больше приобретают чисто рациональный характер, потребительский выбор определяется не страной-производителем или традицией ("всегда покупаю "форд"), а характеристиками конкретного комплекса предлагаемых товаров. Все труднее становится завоевать и, главное, сохранить лояльность потребителей — основу долгосрочного процветания любой компании.

В этой среде появилась концепция "различного менеджмента". Это можно рассматривать как признание того факта, что менеджмент не должен стремиться к унификации в силу того, что не существует единственно правильной системы управления. Распространилось мнение, что многие системы управления различны и имеют право на существование, так как они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями национальной культуры.

Следующий период - неожиданное изменение среды - характерен для настоящего времени. Сейчас мы находимся в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Усилился международный характер управления, что привело к созданию крупных международных компаний со сложными организационными структурами.

Этот период будет связан с развитием медицины, существенным продлением жизни, с новыми системами связи, новой физикой, экологией и управлением климатом. Это будет время широкого применения нанотехнологий и биотехнологий, создания новых веществ и новых видов энергии.

Для того, чтобы как-то предугадать и минимизировать отрицательное воздействие неожиданных изменений среды на организацию, фирмы применяют все новейшие достижения НТП, опыт, знания. Управление осуществляется на основе гибких экстренных решений, так как времени на раздумье просто не бывает. Поэтому в таких условиях важно, чтобы фирма придерживалась предпринимательского стиля поведения, а управляющий этой организацией имел творческий тип мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: