Стадии развития конфликта

Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каж­дая из которых может отличаться напряженностью между конф­ликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу.

Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно кон­фликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следую­щие моменты: 1) предконфликтная стадия; 2) собственно кон­фликт; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная ста­дия [45, с. 12].

Несколько иного подхода к развитию конфликта придержива­ется В. Ю. Питюков, описывающий именно стадии конфликта.

На первой стадий хотя бы у одного из партнеров возникает недовольство, т.е. ощущение неудовлетворенности чем-то или кем-то. Оно может выражаться недовольными взглядами, соот­ветствующей мимикой, интонацией голоса, позой и, конечно же, словами несогласия, отрицания, раздражения или эдакого бурчания. При этом знаки недовольства могут и не доходить до партнера, не задевать его. На этой стадии происходит своеобраз­ное личное возбуждение одного из потенциальных участников конфликта (а возможно, что и обоих участников), являющееся признаком того, что между субъектами назревает противоречие. Недовольство может длиться довольно долго и необязательно развиться в обострение отношений. Особенно если партнеры не имеют возможности выразить свое состояние непосредственно или через посредников друг другу.

Однако если партнеры получают возможность для взаимного предъявления своего недовольства, то наступит новая стадия — разногласие, т.е. разные гласы, различные голоса. На этой стадии субъекты предъявляют друг другу свои различные мнения и бу­дут, прежде всего, заботиться о том, чтобы их мнения, их взгля­ды были высказаны партнеру, доведены до него.

Если каждая из сторон проявляет настойчивость, то разногла­сие перерастает в противодействие, т. е. действие, создающее по­меху действию партнера. Здесь любые доводы и аргументы проти­воположной стороны будут натыкаться на своеобразные препят­ствия в виде язвительных реплик, контраргументов и примеров решения конфликтного вопроса в свою пользу.

В случае неспособности найти способы примирения конфликт может затянуться и перейти в стадию противостояния. Стоя на своем, каждая из сторон будет демонстрировать непоколебимость своей позиции, свою особую «принципиальность». «Все равно бу­дет по-моему!», «Ни за что не уступлю!», «Пусть я потеряю то-то и то-то, но я ему докажу» — примерно такие «формулы самовну­шения» довольно часто используют партнеры. Подобное упрям­ство свидетельствует о еще большем нарастании напряженности между субъектами, которые все упорнее загоняют себя в безвы­ходное положение.

Противостояние часто перерастает в противоборство, т. е. в борь­бу против кого-то или чего-то. Стремясь достигнуть своих интере­сов, субъекты не стесняются в выборе способов подавления свое­го противника, пуская в ход всевозможные словесные оскорбле­ния, применение физической силы.

Противоборство сторон может перерасти в одну из двух форм: разрыв отношений или принуждение. Разрыв отношений, как пра­вило, происходит, когда соперники обладают примерно одина­ковыми силами либо занимают равные позиции. Если же один из соперников значительно превосходит другого, то их противобор­ство заканчивается принуждением более слабой стороны.

Например, конфликт между двумя учениками, не желающими идти на примирение, обычно завершается разрывом их отноше­ний, поскольку каждый из них имеет практически одинаковый статус в школе.

Конфликт между директором и учителем либо между директо­ром и учеником может завершиться принуждением со стороны директора, который обладает большими, нежели учитель и уче­ник, «рычагами» воздействия на своих подчиненных.

Рассмотренные формы развития конфликта иногда представля­ют в виде своеобразной «лесенки» конфликта [85, с. 98]:

разрыв или принуждение противоборство противостояние противодействие разногласие недовольство

Чем выше конфликтующие стороны поднимаются по этой «ле­сенке», тем больше нарастает напряженность в их отношениях, тем ближе они к разрыву отношений между собой. Это тот случай, когда развитие конфликта идет по деструктивному пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: