Вопросы к зачету

1. Общий обзор речевой анализаторной системы. Значение различных разделов ЦНС для осуществления речевой функции.

2. Нос: строение и функции.

3. Анатомия преддверия рта.

4. Анатомия полости рта, твердого и мягкого неба, языка.

5. Строение глотки.

6. Строение гортани.

7. Анатомия трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, диафрагмы.

8. Дыхание, типы дыхания. Особенности речевого дыхания.

9. Механизм голосообразования. Основные теории голосообразования.

10. Сила, высота и тембр голоса. Виды регистров.

11. Атака звука: понятие, виды.

12. Артикуляция звуков.

13. Центральный отдел речевого анализатора. Значение различных полей коры для осуществления речевой функции.

14. Учение А.Р. Лурия о структурно-функциональной модели мозга. Значение блоков мозга для речевой деятельности.

15. Значение правополушарных функций для речи.

16. Значение левополушарных функций для речи.

17. Принципы функционального взаимодействия полушарий. Закономерности онтогенеза парной работы полушарий мозга.

18. Особенности психического и речевого развития детей-левшей.

19. Эволюция мозга и его функций, ее влияние на развитие речи человека.

20. Этапы формирования детской речи по Н.И. Красногорскому.

21. Клиническая классификация речевых расстройств Л.О. Бадаляна.

22. Классификация нарушений устной речи А.Н. Корнева.

23. Классификация нарушений чтения А.Н. Корнева.

24. Нарушение гнозиса. Алексии.

25. Нарушение праксиса. Аграфии.

26. Афазия: определение, история клинического изучения, классификации.

27. Сенсорная афазия.

28. Акустико-мнестическая афазия.

29. Амнестическая афазия.

30. Афферентная моторная афазия.

31. Семантическая афазия.

32. Эфферентная моторная афазия.

33. Динамическая афазия.

34. Псевдоафазии. Детская эпилептическая афазия Ландау-Клеффнера.

35. Функциональные нарушения голоса.

36. Органические нарушения голоса.

37. Алалия: определение, этиология, история изучения («моторные», «языковые», «психологические» концепции). Классификация алалий.

38. Неврологическая и психопатологическая симптоматика алалий.

39. Клинические проявления моторной алалии.

40. Клинические проявления сенсорной алалии.

41. Дизартрия: определение, этиология, классификации.

42. Характеристика бульбарной дизартрии.

43. Характеристика псевдобульбарной дизартрии.

44. Характеристика корковой дизартрии.

45. Характеристика мозжечковой дизартрии.

46. Характеристика экстрапирамидной дизартрии.

47. Заикание: типы и степени, определение, этиология.

48. Клиническая характеристика невротического заикания.

49. Клиническая характеристика невротическое, неврозоподобного заикания.

50. Клиническая характеристика смешанного заикания.

51. Патология носа: ушибы, искривление носовой перегородки, воспаление придаточных пазух, инородные тела.

52. Патология полости рта: расщелины губы и неба, дефекты строения языка, челюстей, зубов.

53. Патология глотки: рубцовые деформации, хронический тонзиллит, аденоидные разращения.

54. Заболевания гортани: инородные тела, узелки голосовых складок, парезы и параличи.

Список литературы по курсу

Основная литература:

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Бабияк В. И. Клиническая оториноларингология. – М., 2005.

3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

4. Богомильский М. Р., Орлова О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2008.

5. Винарская Е.Н. Дизартрия. — М.: АСТ, 2006.

6. Детская оториноларингология. В 2 томах. / Под редакцией М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т.1. – М.: Медицина, 2005.

7. Детская оториноларингология. В 2 томах. / Под редакцией М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т.2. – М.: Медицина, 2005.

8. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006

9. Личухин Л.А. Болезни уха, гола, носа. – М.: Эксмо, 2010.

10. Личухин Л.А. Оториноларингология. – М.: Медицина, 2008.

11. Мартов М.Ю. Лекарственные средства в отоларингологии. – М., 2009.

12. Мчелидзе Т. Оториноларингологический словарь. – Спб.: Диалект, 2007.

13. Пискунов Г. З., Пискунов С. З. Клиническая ринология. – М., 2002.

14. Роберт П. Лангле Атлас заболеваний полости рта. – М., 2008.

Дополнительная литература:

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

2. Безруких М. М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. – Тула, 1996.

3. Брока П. Утрата речи, хроническое размягчение и частичная деструкция левой передней доли мозга //Афазия и восстановительное обучение. Тексты. – М., 1983.

4. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1991.

5. Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М., 1997.

6. Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем. – СПб., 1999.

7. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.

8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

9. Вятлева О. А., Пучинская Л. М., Сунгурова Т. А.
Электрофизиологические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6-7 лет. // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: Сборник науч. тр. – М., 1991.

10. Давиденков С. И. Материалы к учению об афазии. Симптоматология расстройств экспрессивной речи // Афазия и восстановительное обучение. Тексты. – М., 1983.

11. Дмитриев Л. Б. и др. Фониатрия и фонопедия. – М., 1990.

12. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М. и др. Фониатрия и фонопедия. – М., 1990.

13. Корнев А. Н. О структурном подходе к фонелогии артикуляционной апраксии у детей // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

14. Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств // Афазия и восстановительное обучение. Тексты. – М., 1983.

15. Куссмауль А. Расстройства речи // Афазия и восстановительное обучение. Тексты. – М., 1983.

16. Лебединский М. С. Афазии, агнозии, апраксии // Афазия и восстановительное обучение: Тексты. – М., 1987.

17. Лурия А. Р. Травматическая афазия // Афазия и восстановительное обучение. – М., 1983.

18. Максимов И. Фониатрия. – М., 1987.

19. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.

20. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. – М., 1973.

21. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М., 1987.

22. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1987.

23. Чернова А. Д. Апраксические нарушения и их значение в клинике речи // Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1963.

Раздел 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: