1. Значение и виды инвентаризации
Инвентаризация - проверка наличия, состояния имущества в натуре при последующем сопоставлении с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации регламентировано с помощью «Положение о порядке проведения инвентаризации» утвержденным Министерством финансов №60 от 29.05. 11
Цель – обеспечение достоверности и полноты учетных данных.
Задачи:
1. Выявление наличия имущества предприятия в натуре
2. Контроль над сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета.
3. Проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств.
4. Выявление реальной дебиторской задолжности и обязательств.
Инвентаризация проводится в обязательном порядке согласно закону РМ 2о бухгалтерском учете» №113 от 27.04.2007.
Инвентаризация проводится:
1. В случае смены материально-ответственных лиц
2. При установление фактов кражи, ограбления, хищений или злоупотреблений
|
|
3. При пожаре или стихийных бедствиях
4. При переоценки материальных ценностей
5. При передаче, разделении или ликвидации предприятия
6. По требованию проверяющих органов
Классификации:
a) В зависимости от полноты охвата:
1. Полная – предусматривает проверку всех видов имущества и состояния в расчет. Ее проводят в конце года.
2. Частичная – охватывает отдельные виды материальных ценностей и денежных средств.
b) В зависимости от способа проведения:
1. Плановые
2. Внеплановые (по мере необходимости)
3. Ликвидационные инвентаризации (банкротство, объединение предприятий)
c) По объему совокупности объемов:
1. Сплошная
2. Выборочная
Руководители предприятия несут ответственность за проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств. Они должны обеспечить внезапность проведения инвентаризации. Главный бухгалтер должен тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации:
Инвентаризации присущи à этапы:
1) Подготовка
2) Непосредственное проведение инвентаризации
3) Выявление и отражение результатов инвентаризации в учете
1) Предусматривает создание необходимых условий для ее нормального проведения.
Руководство: Издание приказа и назначение инвентаризации комиссии, ее председателя, место проведения инвентаризации, начало и окончание инвентаризации.
Приказ регистрируется в книге контроля и подлежит исполнению. Создание необходимых условий для работы инвентаризационной комиссии.
2) Начнем проводить инвентаризацию. Непосредственное проведение инвентаризации предусматривает осуществление определенных работ, которые включают:
|
|
· Подсчет
· Пересчет
· Запись в инвентаризационной описи
Данные установленные при инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи – это первый учетный документ отражающий наличие ценностей выявленных в процессе инвентаризации.
Данные установленные при инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи – это первичный учетный документ отражающий наличие ценностей выявленных в процессе инвентаризации.
При проведении инвентаризации 3 ситуации:
1. Фактическое наличие = данным числящимся в бухгалтерском учете.
2. Фактическое наличие > данных числящихся в бухгалтерском учете.
3. Фактическое наличие < данных числящихся в бухгалтерском учете.
Для определения окончательного результата составляют сличительную ведомость, в которой отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными описи.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:
Излишки материальных ценностей и денежных средств приходуются и относятся на увеличение доходов.
Недостачи материальных ценностей в пределах установленных нормой естественной убыли относят на затраты или расходы периода. Недостачи материальных ценностей сверх установленных норм, а так же потери связанные с порчей ценностей относятся на счет виновных лиц в оценке по рыночным ценам на момент выявления недостачи.
В случае, когда виновные лица не установлены или оправданы судом потери связаны с порчей ценностей относят на расходы периода.
Излишки: