В структуре экономического анализа

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Глава 1. Сущность и содержание финансового анализа, его роль в системе управления организацией в рыночных условиях

Понятие финансового анализа, его место

в структуре экономического анализа

Субъект хозяйствования как социально-экономическая система, является базовым звеном, где соединяются факторы процесса производства – средства труда, предметы труда и собственно труд. Результатом соединения указанных факторов является создание добавленной стоимости, воплощенной в выпускаемых в целях удовлетворения интересов стейкхолдеров товарах, работах или услугах.

Каждая организация, самостоятельно осуществляющая свою деятельность, является юридическим лицом, ведет в установленном законодательством порядке финансовую и статистическую отчетность, действует в соответствии с уставом, обладает правами и отвечает по своим обязательствам перед партнерами, бюджетом, государственными внебюджетными фондами, персоналом.

Результатом деятельности организации является не только предоставление, но и создание новых рабочих мест, а, следовательно – обеспечение занятости населения; выплата заработной платы работникам, что обеспечивает возможность воспроизводства человеческого капитала на расширенной основе.

Успешно функционирующая организация, результатом деятельности которой является формирование положительных финансовых результатов, выступает гарантом высокой наполняемости бюджетов всех уровней, устойчивого социально-экономического развития регионов, муниципальных образований и государства в целом.

В настоящее время к деятельности организаций мировым сообществом предъявляются особые требования, которые закреплены в базовых документах международной неправительственной организации GRI (Global Reporting Initiative), что в буквальном смысле переводится как Глобальная инициатива по отчетности. В частности, в методологическом руководстве GRI «Показатели взаимодействия с обществом» (GRI 2000 – 2006. Version 3.0. 12 с.), в рекомендациях по составлению корпоративной социальной отчетности, отражающей показатели результативности взаимодействия с обществом, говорится о том, что стадии функционирования организации, такие как приход [в регион], осуществление деятельности и уход [из региона] несут существенные воздействия на устойчивость определенной [географической] области. В связи с этим важно иметь характеристику, отражающую подход организации, используемый для систематического управления своими воздействиями, как отрицательными, так и положительными, в тех местных сообществах, где она осуществляет свою деятельность [87, с. 3]. Таким образом, развитие принципов GRI послужило причиной возникновения таких понятий, как «социально ответственная организация», «социально ответственная продукция».

В общем виде деятельность любой организации направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:

1) обеспечение потребителей продукцией высокого качества;

2) получение величины прибыли, достаточной для обеспечения устойчивого успеха организации в настоящем и в будущем, ее высокой конкурентной позиции;

3) выполнение своих обязательств – как внешних, так и внутренних (к внешним обязательствам относятся обязательства перед покупателями и заказчиками, бюджетом и внебюджетными фондами, к внутренним – выплата в установленный срок заработной платы, достойная организация рабочих мест, предоставление социального пакета персоналу организации (проведение профилактических медицинских осмотров; переподготовка, либо повышение квалификации кадрового состава; обучение смежным профессиям (такой опыт широко используется крупнейшими автомобильными концернами в Японии), полная либо частичная оплата отдыха персонала в санаторно-курортных учреждениях и т.п.;

4) соблюдение требований действующего законодательства, отраслевых рекомендаций, нормативов, стандартов и т.п.

Для решения обозначенных задач субъект хозяйствования должен иметь ясное представление о текущем состоянии активов организации, результатах ее деятельности, и прежде всего – о финансовых.

Финансовые результаты деятельности организации, по сути, свидетельствуют об эффективности и результативности управления всеми бизнес-процессами, начиная с процесса закупки материалов, и заканчивая процессом отгрузки готовой продукции потребителю.

Грамотно проведенный финансовый анализ позволяет обеспечить информационную прозрачность для менеджмента всех уровней о состоянии организации в контексте ее платежеспособности, финансовой устойчивости, риске банкротства, деловой активности, формировании и качестве полученных финансовых результатов.

В конечном итоге, результаты, полученные в процессе анализа, позволяют сформировать стратегические ориентиры развития организации.

Информационной базой финансового анализа выступает бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.07.2013 г.) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 1 ст. 14 «Состав бухгалтерской (финансовой отчетности)» указанного Закона определено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним». В свою очередь, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 (ред. 04.12.2012 г.) № 66Н.

Финансовый анализ является частью экономического анализа. Таким образом, по отношению к финансовому анализу, экономический анализ является более широким понятием. На микроуровне экономический анализ ориентирован на комплексную оценку всех сторон деятельности организации, включая не только финансовое состояние и финансовые результаты, но и анализ производства и реализации продукции, эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, основных средств, управления затратами на производство.

Методы и инструменты экономического анализа могут быть использованы для анализа экономических и социальных процессов как на уровне муниципальных образований и регионов, так и на уровне государства.

Под финансовым анализом понимается систему специальных знаний, связанную с исследованием финансового состояния, финансовых результатов деятельности организации, движением денежных средств, капитала под воздействием объективных факторов внешней среды и факторов субъективного порядка как результата принятия управленческих решений, с целью повышения рыночной стоимости и обеспечения устойчивого успеха в процессе развития организации.

Объектом финансового анализа выступает организация, финансовое состояние и финансовые результаты ее деятельности, движение денежных средств, капитал, его структура и ее изменение.

Субъектами финансового анализа являются аналитики, деятельность которых направлена на подготовку отчетов для менеджмента всех уровней, и в первую очередь, для топ-менеджмента организации.

Цель финансового анализа получение ключевых (наиболее информативных) параметров, позволяющих сформировать объективную и наиболее точную картину о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации, движении ее финансовых потоков и капитала.

Достижение указанной цели предопределяет решение совокупности взаимосвязанных аналитических задач:

1. Анализ и оценка структуры имущества организации и источников его формирования.

2. Оценка степени сбалансированности в процессе движения материальных и финансовых ресурсов.

3. Оценка структуры и потоков собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т. д.

4. Оценка обоснованности использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала.

5. Оценка влияния внутренних и внешних факторов на финансовые результаты деятельности организации и эффективность использования активов.

6. Обеспечение контроля за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расхода материальных и финансовых ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

В современных условиях для большинства организаций характерна «реактивная» форма управления бизнес-процессами, то есть принятие управленческих решений осуществляется в виде реакции на текущие проблемы. Управление не ориентировано не только на стратегическую перспективу, но и на планирование деятельности и прогнозирование возможных рисков развития в среднесрочной перспективе.

Однако, эффективное и результативное управление финансово-хозяйтсвенной деятельностью организации означает достижение запланированных ключевых показателей развития с использованием меньшего объема запланированных ресурсов, либо достижение более высоких ключевых показателей развития с использованием запланированного объема ресурсов.

В этой связи возрастает ценность достоверности прогноза возможных рисков и перспектив в процессе развития организации.

Именно поэтому финансовый анализ выступает одним из важнейших инструментов выявления проблем управления бизнес-процессами организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: