Под конкуренцией понимается «соперничество» между отдельными лицами (конкурентами заинтересованными в достижении одной и той же цели).
Конкуренция – процесс взаимодействия взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятий в целях обеспечения наилучших возможностей своей продукции и удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.
Существуют пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и позиции данной организации в конкурентной борьбе:
1. Появление новых конкурентов(Потенциальные конкуренты)
2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
3. Сила позиции поставщиков.
4. Сила позиции покупателей
5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли (действующие конкуренты)
Рассмотрим эти конкурентные силы.
Существует понятие «барьер входа в отрасль» высоту которого следует учитывать как организациям внутри отрасли (для них он чем выше, тем лучше), так и организациям находящимся снаружи.
Высота барьера определяется следующими факторами:
|
|
- Экономикой масштабов – продовольственно-сбытовые издержки фирм осваивающих рынок или выходящих на рынок с новым продуктом выше, что при равенстве цен обеспечивает получение этим организациям меньшей прибыли или убытков. А оно нам надо?
- Привычность марки товара. Работают потребительские стереотипы относительно марки того или иного товара.(Ливайс - костюм тройка)
- Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль. (требования стандартов)
напр. ИСО-900, треб. дизайна, безопасности и т.д.
- Затраты на новые основные фонды, которые во многих случаях необходимо создавать для выпуска нового продукта.
- Доступам к системе товародвижения. Необходимость в создании каналов товародвижения.
- Доступам к отраслевой системе снабжения.
- Отсутствие опыта производства данного вида продукта.
- Возможными ответными действиями предприятий отрасли – отказ в продаже патентов, лоббирование в правительстве и т.д.
Угроза товаров-заменителей – имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке степени угрозы товара-заменителя принимается в расчет характеристики, цену и отношение потребителя.
Сила позиции поставщиков – зависит от типа рынка. Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:
1. разнообразием и высоким качеством поставляющих продуктов и предоставляемых услуг;
2. наличием возможности смены поставщиков;
3. величиной затрат переключения потребителей на других поставщиков;
4. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков
|
|
Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:
1. возможностью переключаться на использование других продуктов;
2. затратами связанными с этим переключением;
3. объемом закупаемых продуктов.
В рыночной экономике необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Предварительно следует ответить на вопросы:
1. Кто основные конкуренты Вашей фирмы по:
- ассортименту, товарным группам;
- географическому расположению;
- сегментам рынка;
- ценовой политике;
- каналам распределения и сбыта.
2. Какую долю рынка занимает Ваша фирма?
3. Какова стратегия конкурентов?
4. Какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?
5. Каково финансовое состояние конкурентов?
6. Организационная структура и менеджмент конкурентов?
7. Какова эффективность программ маркетинга конкурентов (товар, цена, сбыт и стимулирование коммуникации)?
8. Какова возможная реакция конкурентов на программу маркетинга Вашей фирмы?
9. На какой стадии неизменного цикла находится Ваш товар и товар конкурента?
Выделяют четыре возможные конкурентные структуры и соответственно им выбирают
маркетинговую стратегию.
Параметры | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество фирм производящих продукцию | Много независимых фирм; нет контроля над рынком | Много фирм производящих сходные товары и услуги | Несколько крупных фирм производящих товары и услуги | Один продукт, одна фирма |
Контроль над ценами | Нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние «ценового лидера» | Практически полный контроль |
Товарная дифференциация | Нет. Продукты неразделимы по свойствам и качествам | Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка | Существенная для отдельных продуктов (авто), мала для стандартизированных (бензин) | Нет |
Легкость выхода | Легкий выход и вход | Относительно легкий выход и вход | Трудный, часто требует больших инвестиций | Очень трудный |
Анализ характеристики основных конкурентов целесообразно проводить по следующим разделам:
Рынок.
- На каком по величине рынке оперирует каждый из конкурентов.
- Определите сегменты рынка.
- Как ваши конкуренты обычно внедряются на рынок.
- Как расставлены приоритеты конкурентов на данном рынке.
- На сколько быстро конкуренты приспосабливаются к различным ситуациям на рынке? На сколько гибкой является их рыночная стратегия.
- Как конкуренты реагируют на возможность рыночной диверсикации.