double arrow

Вопрос 4. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Нормы антимонопольного законодательства направлены на обеспечение конкурентных отношений. Но не любые проявления конкуренции оказывают позитивное влияние на экономическое развитие государства. По этой причине не допускается осуществление экономической деятельности с использованием нечестных методов конкурентной борьбы, т. е. направленной на недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст4 Закона о конкуренции).

Нормативное определение недобросовестной конкуренции составляют четыре группы признаков: 1) действия хозяйствующих субъектов – конкурентов; 2) направленность этих действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; 3) противоречие их положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности, справедливости; 4) возможность причинения или причинение этими действиями убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанесения вреда их деловой репутации.

В соответствии с определением, содержащимся в Законе о конкуренции, недобросовестной конкуренцией могут признаваться только действия хозяйствующих субъектов. Основным условием отнесения указанных лиц к субъектам конкуренции является осуществление ими предпринимательской деятельности. Местом осуществления недобросовестных конкурентных действий является товарный рынок. Субъектами акта недобросовестной конкуренции могут быть только хозяйствующие субъекты.

В виду того, что хозяйствующие субъекты должны находиться в конкурентных отношениях, возникает проблема определения видов предпринимательской деятельности, в которой заняты хозяйствующие субъекты-конкуренты. Целью любой предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, т. е. обоснованных преимуществ и максимализации прибыли. В отличие от этого недобросовестная конкуренция специально направлена на приобретение необоснованных преимуществ (цель нарушения). Под обоснованным преимуществом следует понимать выгоды предпринимателей, ставшие результатом наилучшего по сравнению с конкурентами использования факторов хозяйственной деятельности. Выгоды, полученные иным путем и с использованием противоправных приемов, можно считать необоснованными.

Недобросовестная конкуренция по своей природе характеризуется как виновное действие субъекта. Предпринимательская деятельность – не спонтанный единичный акт, она носит долговременный характер, причем многие предпринимаемые действия являются частью разрабатываемой стратегии хозяйствующего субъекта, в том числе и стратегии конкурентной борьбы. Несмотря на то, что умысел бывает доказать весьма сложно, необходимо оценивать деятельность конкурента исходя из всей совокупности признаков, составляющих понятие недобросовестной конкуренции. Именно их наличие будет являться условием для применения к хозяйствующему субъекту мер воздействия, содержащихся в конкурентном праве.

Особенность противоправного поведения при злоупотреблении правом заключается в том, что управомоченное лицо использует при этом недозволенные конкретные формы поведения в рамках дозволенного законом общего типа поведения. Следовательно, недобросовестные конкурентные действия, противоречащие моральным нормам и принципам, также являются противоправными.1

Наличие фактора противоречия положениям законодательства России позволяет квалифицировать недобросовестную конкуренцию как противоправное поведение субъекта. На наш взгляд, данный признак предполагает нарушение положений любого законодательства в качестве достаточного основания (при наличии прочих условий) квалификации действий как недобросовестной конкуренции. Практическая проблема в том, что антимонопольный орган самостоятельно устанавливает нарушение только Закона о конкуренции, законодательства о рекламе. Чтобы установить наличие или отсутствие нарушения других нормативных правовых актов, антимонопольный орган вынужден обратиться с запросом в государственный орган, проводящий государственную политику в соответствующей области. Это обстоятельство усложняет процесс рассмотрения дела.

Акты недобросовестной конкуренции могут противоречить обычаям делового оборота. Под обычаем понимают традиционно установившиеся правила общественного поведения. Обычай делового оборота будет применяться независимо от своего закрепления в документе, опубликования в печати, изложения во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.

На наш взгляд критерием противоправности недобросовестной конкуренции в законодательстве зарубежных стран и России, признается нарушение положений действующего законодательства, а также морально-этических норм и принципов, что вполне справедливо. В связи с этим, возникает вопрос о месте и значении норм и принципов морали при определении правомерности или противоправности актов недобросовестной конкуренции, так как право и мораль являются различными социальными явлениями. Однако поведение, нарушающее нормы морали, может быть признано противоправным в случаях, когда закон придает этим нормам правовое значение.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления неблагоприятных последствий, а действительного наступления вреда не требуется. Такое наличие должно доказываться только тогда, когда потерпевший хозяйствующий субъект требует возмещения убытков. Недобросовестные конкурентные действия влекут или могут повлечь за собой «убытки» или «вред деловой репутации». Практика антимонопольных органов России показывает, что недобросовестная конкуренция крайне редко причиняет реальный ущерб в виде утраты или повреждения имущества. В большинстве случаев ее отрицательные последствия заключаются в упущенной выгоде и расходах, необходимых для восстановления нарушенного права.

Общий запрет на совершение действий, направленных на недобросовестную конкуренцию, установленный Законом о конкуренции, конкретизирован в ст.14 Закона, в которой содержится примерный перечень форм недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: