ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ
Теоретическое обоснование коррекционной работы
Коррекционная работа строится по возрастным периодам, по блокам, по этапам и по направлениям.
Периоды – возрастные рамки индивидуального развития - младенческий (доречевой), ранний (до 3-х лет), дошкольный (до 7 лет), школьный.
Блоки: медицинский, психолого-педагогический, логопедический. Различаются применяемыми средствами.
Этапы – законченный комплекс коррекционных мероприятий, необходимых для дальнейшей работы в рамках индивидуальной работы. Первый этап начинает, пятый заканчивает. Четвертый не может быть раньше третьего.
Отрабатывается один этап (решаются задачи этапа), только затем переходят к следующему
Направления – сквозные задачи (комплексы мероприятий), решаемые на протяжении всей коррекционной работы.
Коррекционная работа при дизартрии
Теоретические положения:
1. Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при стертой дизартрии
2. Уровневая организация построения движений (Н.А. Бернштейн)
|
|
3. Положение о роли кинестезии в управлении движениями, взаимодействии кинестетической и кинетической основ движений (П.К. Анохин, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия)
4. Взаимосвязь между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка.
5. Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
6. Специфическое соотношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и в патологии.
Принципы коррекционной работы
1. Принцип системности.
2. Этиопатогенетический принцип.
3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.
4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Выготскому).
5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).
6. Принцип учета ведущей деятельности возраста.
7. Принцип дифференцированного подхода.
Этапы и направления логопедической работы
1. Первый этап логопедической работы, «подготовительный».
2. Второй этап логопедической работы. Выработка новых произносительных умений и навыков.
3. Третий этап логопедической работы.
3.1. Выработка коммуникативных умений и навыков.
3.2. Формирование у ребенка навыков самоконтроля.
3.3. Введение звука в речь в учебной ситуации.
3.4. Включение в лексический материал просодических средств
4. Четвертый этап логопедической работы. Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
5. Пятый этап логопедической работы. Подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе.
Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
|
|
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.
3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью непонятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.
8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Этапы логопедической работы при дизартрии
Первый этап подготовительный — его основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа.
В основе коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией лежат следующие теоретические положения.
1. Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при стертой дизартрии
Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, имеют стойкий характер, отрицательно влияют на формировании фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Е.Н. Винарская, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская и др.).
2. Уровневая организация построения движений (Н.А. Бернштейн)
Уровневая организация построения движений позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить их роль в регуляции движений и действий. Концепция системной организации двигательной функции, взаимодействия ее разных звеньев позволяет в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения и упражнений.
|
|
3. Положение о роли кинестезии в управлении движениями, взаимодействии кинестетической и кинетической основ движений (П.К. Анохин, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия)
Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных двигательных навыков (А.Р. Лурия). Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. Непрерывные обратные сигналы, поступающие от выполняемого движения, сопоставляются с запланированным действием и составляют содержание обратной афферентации (П.К. Анохин). Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов (Н.И. Жинкин).
4. Взаимосвязь между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка.
При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина).
5. Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев).
|
|
6. Специфическое соотношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и в патологии.
Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических характеристик. Любое, даже незначительное, отклонение положения артикуляторных органов приводит к изменению акустического образа звука (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, М.Е. Хватцев).