Этапы и направления логопедической работы

Вопросами коррекции дизартрии занимались мно­гие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Си­зова, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская, О.Ю. Федосова и др.

Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико - педагогической реабилитации, реко­мендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Этот комплексный подход при устранении ди­зартрии включает в себя три блока.

Первый блок — медицинский, который определя­ет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физио­терапия и др.

Второй блок — психолого-педагогический. Основ­ным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливаем базу для формирования фонематического слуха. Разви­вая зрительное восприятие, дифференцировки и зри­тельный гнозис, тем самым предупреждаем графиче­ские ошибки на письме. Реализуя это направление, развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространст­венных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот ас­пект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен (Л.А. Данилова, Н.В. Симонова, И.Ю. Лев­ченко и другие).

Третий блок — логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном пла­не.

Учитывая структуру дефекта при дизартрии, ло­гопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

6. Первый этап логопедической работы, «подготовительный».

Содержит следующие на­правления:

6.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

6.2. Нормализация моторики артикуляционного ап­парата.

6.3. Нормализация голоса.

6.4. Нормализация речевого дыхания.

6.5. Нормализация просодики.

6.6. Нормализация мелкой моторики рук.

1.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью лого­пед проводит дифференцированный логопедический массаж.

1.2. Развитие моторики артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим лого­педом, направлены на вызывание кинестезии. Актив­ная артикуляционная гимнастика постепенно услож­няется и добавляются функциональные нагрузки. Та­кого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. (в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функ­циональной нагрузкой).

1.3. Развитие голоса. С этой целью проводят­ся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции го­лоса по высоте и силе. Интересные упражнения мож­но заимствовать из работ И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной и др.

1.4. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляци­онные, голосовые и дыхательные упражнения воеди­но. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.

1.5. Формирование просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания про­содической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бед­ные интонации, плохая разборчивость речи, отсутст­вие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ю. Румянцевой опре­делена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

1.6.Развитие мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференциро­ванных движений в пальцах обеих рук. Из работ Н.А. Бернштейна, М.А. Кольцовой известна взаимо­связь ручной и артикуляционной моторики. Целе­направленная и последовательная стимуляция мел­кой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготов­ку руки ребенка к овладению графомоторными навы­ками.

Все упражнения первого этапа постепенно услож­няются.

7. Второй этап логопедической работы при ди­зартрии.

Выработка произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа лого­педической работы проводятся на фоне продолжаю­щихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.

Направлениями второго этапа яв­ляются:

7.1. Определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения.

7.2. Уточнение или развитие фонематического слуха.

7.3. Выработка основных артикуляционных укладов.

7.4. Непосредственно вызывание конкрет­ного звука.

7.5. Закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация.

7.6. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

2.1. Следующим направлением второго этапа явля­ется определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения. При дизартрии у детей,

в зависимости от наличия патологической симптома­тики в артикуляционной области, от степени ее вы­раженности индивидуально определяют последова­тельность работы над звуками. В ряде случаев можно не придерживаться традиционного порядка, рекомен­дующего постановку с нарушенных свистящих зву­ков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «соз­рел» прежде всего. И это могут быть даже более труд­ные звуки, например, альвеолярной позиции — [р], [р'], а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

2.2. Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом подра­зумевается способность ребенка выделять и разли­чать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с шестиме­сячного возраста и до одного года и 7 месяцев. Ра­бота проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов.

2.3. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёб­ного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонор­ных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе перехо­дят к серии последовательных движений, выполняе­мых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических наруше­ний, имеющих место при некоторых вариантах ди­зартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуля­ционная база для уточнения или вызывания нарушен­ных звуков.

2.4. Следующим направлением логопедической ра­боты является непосредственно вызывание конкрет­ного звука. Эта работа при дизартрии проводится точно так же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед ис­пользует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным спосо­бами).

2.5. Самым сложным направлением работы на вто­ром этапе является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно ре­комендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

Учитывая рекомендации всех авторов, можно предложить следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации пос­тавленного звука:

в слогах разной структуры (10 мо­дулей), где все звуки произносятся утрированно,

в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине),

затем его автомати­зируют в предложении, насыщенном контрольным звуком.

В лексическом материале должны быть иск­лючены звуки, которые у ребенка еще не закрепле­ны. Кроме того весь лексический материал, предла­гаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку.

Автоматизация зву­ка проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

2.6. Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Опти­мальный набор дифференцируемых фонем предло­жен Г.В. Чиркиной.

8. Третий этап логопедической работы

8.1. Выработка коммуникативных умений и навыков.

8.2. Формирование у ребенка навыков са­моконтроля.

8.3. Введение звука в речь в учебной ситуации.

8.4. Включение в лексический материал просодических средств

3.1. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направле­нии логопедической работы логопед должен высту­пить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка само­контроля.

3.2. Одним из наиболее сложных направлений ра­боты является формирование у ребенка навыков са­моконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситу­ацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению

3.3. Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

3.4. Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голо­са, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

4. Четвертый этап логопедической работы

Предуп­реждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных на­рушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную рабо­ту. (?)

В настоящее время определены диагностиче­ские критерии данного дефекта в раннем возрасте (даже в младенческом — Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.). Выработаны техноло­гии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако ре­ализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патоло­гию, в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (легкой степени), имею­щих в анамнезе в первый год жизни диагноз невро­патолога «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), ли­шены возможности получать адекватную коррекци­онную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого го­да жизни диагноз «ПЭП» невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических рас­стройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лек­сики, грамматики).

Следствием недостаточной профилактики вторич­ных нарушений является большое число детей с ди­зартрией, осложненной либо ОНР, либо ФФН.

По статистике в логопедических группах ДОУ очень большой процент детей с дизартрией. В группах ОНР - 50-80%, в группах ФФН - 30-40%.

Устра­нение ОНР, ФФН осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами — Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФН. Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивиду­альных занятиях.

5. Пятый этап логопедической работы.

Подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедической работы являются:

1. формирование графомоторных навыков,

2. психологи­ческой готовности к обучению,

3. профилактика дисграфических ошибок.

Дети школьного возраста с дисграфией, выражающейся в пропуске и замене гласных, недописывании окончаний слов, пропуске согласных при стечении, при тестировании на стертую дизартрию показали минимальные дизартрические расстройства (МДР). У большинства детей школьного возраста изолированное произнесение звуков было верным. И только с увеличением рече­вой нагрузки и потерей самоконтроля появлялись смазанная речь, утомление мышц артикуляционного аппарата, снижались разборчивость и просодическая окраска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: