Принципы коррекционной работы

1. Принцип системности. Речь представляет со­бой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воз­действие на все компоненты речевой функциональ­ной системы.

2. Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих рас­стройств, соотношение речевой и неречевой симпто­матики в структуре дефекта. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии возникают при по­ражении различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Затруд­нения в произношении нарушают артикуляционную опору восприятия речи. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызы­вает трудности в усвоении письма.

3. Принцип опоры на закономерности онтогенети­ческого развития предполагает учет той последователь­ности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе.

4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в про­цессе логопедической работы. Новые задания перво­начально даются на простом лексическом материале. После того, как умственное действие будет усвоено, можно переходить к его выполнению на более слож­ном речевом материале.

5. Принцип поэтапного формирования умствен­ных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Ста­новление умственных действий — длительный про­цесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных мате­риализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умст­венный план.

6. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Игровая деятельность является важным процессом познания (Д. Б. Эльконин). В игре ребенок сосредо­тачивается не на обучающей ее стороне, а на развле­кательной. Поэтому освоение и закрепление приоб­ретенных навыков и умений проходит для ребенка незаметно, естественным путем. Данный принцип должен учитываться при организации логопедиче­ских занятий с детьми.

7. Принцип дифференцированного подхода пред­полагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особен­ностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: