Управление конфликтами в организации

Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет поведение руководителя, который должен владеть искусством управления конфликтами.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на конфликтный процесс, обеспечивающее решение особо значимых проблем.

Суть управления конфликтом заключается в придании конфликтному процессу определенной формы, минимизации его экономических, социальных и политических потерь, максимизации приобретений.

Управление конфликтами осуществляется в несколько шагов:

21. Институционализация, означающая

1. Признание конфликта участниками как оправданного и целесообразного

2. Подход к конфликту как неизбежности.

3. Выбор тактики и стратегии, т.е. создание возможностей открытого проявления конфликта, который нельзя загонять во внутрь.

При институционизированном (протекающем в пределах установленных норм и правил) конфликте он становится как минимум предсказуемым. Неинституционализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил, представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства.

2. Легитимизация конфликта т.е. создание условий для того, чтобы участники конфликта согласились на определенные «правила игры», в соответствие с которыми они желают разрешить конфликт.

3. Структурирование конфликтующих сторон, означающее выявление непосредственных носителей несовместимых интересов для оптимизации конфликта. Коль скоро управление предполагает деятельность, направленную на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторым порядком, возникает необходимость постановки вопроса о носителях этих интересов. Когда наличие некоторого интереса фиксируется объективно, но его субъект неясен, говорить об оптимизации конфликта не представляется возможным. Напротив, в перспективе следует ожидать его обострения. Если же конфликтующие стороны структурированы, появляется возможность их силового потенциала.

4. Редукция т.е. последовательное ослабление конфликта за счет перевода на другой уровень. Для этого определяется исходный уровень с использованием шкалы напряженности конфликта, т.е. отношений: сотрудничества – примирения – противодействия – противоречия – непримиримые отношения. Применяются и другие варианты и самым простым является шкала: друг – союзник – партнер – сотрудник – соперник – противник. Здесь может быть использована и такая шкала: непримиримые отношения, противоречия, противодействие, примирение, сотрудничество. Далее конфликт переводится на другой уровень, что позволит постепенно ослабить его.

Признание управляемости конфликта свидетельствует о том, что конфликты не всегда имеют разрушительный характер. Конфликт может иметь и позитивные стороны:

· Обновленное решение проблем.

· Возникновение здорового соревнования

· Лучшее понимание сложных задач, стоящих перед коллективом.

Главным в управлении конфликтом является контролирование хода его развития. А конкретные способы управления подсказывает ситуация, в которой разразился конфликт.

Существуют разные стратегии, формы и методы регулирования конфликтов.

Стратегиями воздействия на конфликт являются следующие:

· Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент оргсистемы. Такая деятельность предполагает прогнозирование конфликта и активное вмешательство управляющих в реальный процесс отношений и взаимодействия людей.

· Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязанностей на основе общепринятых норм и ценностей. Здесь надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта и в чем их разногласия и своевременно, оперативно предпринять действия по предупреждению возможных коллизий. Устранить реальный предмет конфликта, привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо, с готовностью подчиниться его решению, сделать так чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

· Подавление конфликта применяется к конфликтам в неотвратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам. Здесь важно целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих, разработать систему правил и норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми, создать условия, препятствующие взаимодействию потенциально конфликтующих людей.

· Отсрочка конфликта – это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: изменить силу и роль одного или обеих конфликтующих сторон в воображении другого, изменить представления конфликтующих о конфликтной ситуации, изменить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующих, снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его ненужным или недостижимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: